Найти тему
История Вологды

Из предвоенной истории Вологодского педагогического института

Процитирую комментарий, который появился в нашем сообществе «История Вологды» во ВКонтакте под фотографиями преподавателей и студентов Вологодского педагогического института.

«Воскресенский Николай Николаевич — директор Вологодского государственного педагогического института (1937–1944 гг.).

В 1936 году отделения физики и математики были слиты в единый физико-математический факультет, выпускавший учителей по физике и математике. Деканом был утвержден доцент Алексей Козлов, который начал работать в пединституте в 1919 году. С 1930 года и до последних дней своей жизни Алексей Иванович возглавлял кафедру математики, вёл общеобразовательный курс » Графические методы изучения функций «, математический анализ и аналитическую геометрию. В период с 1943 по 1945 год Алексей Козлов исполнял обязанности заместителя директора института по научно-учебной работе.

Выпускник Петербургского университета – Козлов Алексей Иванович. Работал преподавателем элементарной и высшей математики, заведующим подготовительным отделением в Вологодском педагогическом институте с 1919 г. до его закрытия в 1923 г. С 1930 г. (с момента открытия вновь Вологодского пединститута) до последних дней жизни возглавлял кафедру математики, вёл лекционные и практические занятия по курсам: графические методы изучения функций, математический анализ, аналитическая геометрия и высшая алгебра.

-2

Становление учебной базы и вся история развития физико-математического факультета связаны прежде всего с его именем и именем Анатолия Владимировича Кузьминского. А.В. Кузьминский родился в 1892 г. в семье священника. В 1922 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета. С 1919 по 1964 годы жизнь А.В. Кузьминского связана с нашим факультетом: он работал преподавателем физики в Вологодском институте народного образования; возглавлял кафедру физики во вновь открывшемся пединституте, исполнял обязанности директора учительского института, заведовал кафедрой теоретической физики. Читал лекционные курсы по молекулярной физике и термодинамике, статистической физике.

Анатолий Владимирович Кузьминский работал преподавателем физики в Вологодском институте народного образования, затем более 10 лет возглавлял кафедру физики. С 1945 по 1947 годы исполнял обязанности директора педагогического института, после чего заведовал кафедрой теоретической физики. Читал лекции по термодинамике, статистической физике, вел практические занятия по курсу общей физики.

-3

В 1933 г. кафедру педагогики возглавил заведующий учебной частью института Андрей Калинович Бушля. По воспоминаниям работавших с ним преподавателей А. К. Бушля пользовался любовью и имел огромный авторитет среди студентов и преподавателей. Больной с детства (детский паралич с 6 лет; передвигался с помощью костылей), он ценой невероятных усилий получил образование, стал ученым, проявил себя как талантливый педагог. Он закончил Академию коммунистического воспитания, затем аспирантуру при ней. Работал в Вологде несколько лет; переведен в филиал АПН РСФСР в Ленинграде (сектор дидактики).

Петр Алексеевич Самохвалов Родился в 1877 г. в семье учителя в селе Мача Пензенской губернии. В 1897 г. поступил в Петербургский университет на математическое отделение физико-математического факультета. В 1902 г. П.А. Самохвалов окончил Петербургский университет с дипломом I степени и был оставлен при университете » для подготовки к профессорскому званию по кафедре чистой математики «. Работая преподавателем высшей математики в различных военно-учебных учреждениях Санкт-Петербурга, принимал активное участие в создании основ российской методики алгебры и начал анализа: это и постановка вопроса об оторванности школьной математики от науки математики, и постановка проблемы включения элементов математического анализа в школьный курс математики, и начало разработки этих проблем под руководством известного методиста М.Г. Попруженко, одного из организаторов Первого Всероссийского съезда преподавателей математики в 1911 г. Имея богатый опыт методической работы, оказавшись в Вологде, П.А. Самохвалов продолжил поиск новых методических основ преподавания математики: в 1921–1932 годах он – методист по математике в Вологодском институте народного образования, работал в Губернском методическом бюро, занимался преподавательской и руководящей деятельностью в школах, техникумах г. Вологды. В 1935–1938 гг. П.А. Самохвалов – преподаватель кафедры математики Вологодского пединститута.

-4

С 1944 года в пединституте начала работать Ольга Лихачева. Ольга Яковлевна была сначала ассистентом, затем старшим преподавателем, доцентом и заведующим кафедрой математики. Вела все виды учебных занятий по методике преподавания математики, руководила педагогической практикой

студентов.

На посту декана факультета А.И. Козлова в годы Великой Отечественной войны сменила Антонина Сергеевна Гусева. Антонина Сергеевна родилась в Вологде в семье рабочего. В 1938 г. с отличием окончила отделение математики Вологодского пединститута и была оставлена на кафедре математики в должности ассистента. В 1947 г. А.С. Гусева переведена на должность старшего преподавателя. В 1943–1946 гг. была деканом физико-математического факультета. Антонина Сергеевна проработала на факультете до 1975 г. (т. е. 37 лет), вела лекционные курсы и практические занятия по аналитической геометрии, проективной геометрии и курсу оснований геометрии.

С 1943 по 1946 год деканом физико-математического факультета была Антонина Гусева, проработавшая в институте 37 лет. С 1938 года Антонина Сергеевна была ассистентом на кафедре математики, в 1947 году переведена на должность старшего преподавателя и проработала на этой должности до 1975 года, вела лекционные курсы и практические занятия по аналитической и проективной геометрии.»

-5