9,2K подписчиков

Зачем фантастическим пришельцам завоёвывать Землю?

3,1K прочитали
«Портняжка, а зачем они пошли в Космос? Что им надо, этим Десантникам? А?
— Перенаселение, нехватка полезных ископаемых… Что еще?
— Хитрый Портняжка наряжает пришельцев в земное полукафтанье… Полезные ископаемые удобней искать на необитаемых планетах. А насчет перенаселения… Смотри-ка: «зеленые человечки» умеют сжимать личность до размера вишни, судя по этому ящичку. Так на кой им ляд жизненное пространство, если в твоем кармане уютно размещается десяток живых сознаний?
— Инстинкт завоевания, — сказал Портнов.
— Ну! Ты же марксист, изучал политэкономию! Инстинкты, страсти — господин Шопенгауэр, ай-ай… Инстинкт — это для перелетных птиц побудительно, а развитой цивилизации надо кое-что посерьезней».
(с) А.Мирер, «Главный полдень».

Иллюстрация к «Ксипехузам».
Иллюстрация к «Ксипехузам».

С «Войны миров» Г. Уэллса тема инопланетного вторжения неизменно была одной из самых популярных в научной фантастике. Но сам сюжет вторжения инопланетян первым использовал отнюдь не английский фантаст, а вовсе даже французский. Нет, не Жюль Верн, а Жозеф Рони-старший, русскому читателю известный по роману «Борьба за огонь». Ещё в 1887 году, за десятилетие до Уэллса, в повести «Ксипехузы» он изобразил вторжение неких кристаллических существ на Землю, причём не в современности, а в далёком прошлом, когда единственным оружием людей были стрелы и копья с каменными наконечниками. Тем не менее, людям удалось отстоять свою планету. В обеих ситуациях, и у Ж. Рони, и у Уэллса, пришельцам на Земле была нужна сама Земля, то есть жизненное пространство.

Атака летающих тарелок, арт из сети.
Атака летающих тарелок, арт из сети.

В следующем веке на Землю вторгались уже массово, причём в отличие от оптимистичных авторов XIX века, писатели века XX-го не спешили выручать сопланетников. Просто процитирую Стругацких, «Понедельник начинается в субботу»:

«Справа от рва, на территории, которую он охраняет, людей поработили пришельцы из соседствующей Вселенной. Они тоже захватили власть, установили феодальные порядки и вовсю пользуются правом первой ночи. Живут эти пришельцы — дай бог всякому, но тем, кто у них в милости, тоже кое-что перепадает. А милях в двадцати отсюда, если идти вдоль рва, находится область, где людей поработили пришельцы с Альтаира, разумные вирусы, которые поселяются в теле человека и заставляют его делать, что им угодно. Ещё дальше к западу находится большая колония Галактической Федерации. Люди там тоже порабощены, но живут не так уж плохо, потому что его превосходительство наместник кормит их на убой и вербует из них личную гвардию Его Величества Галактического Императора А-у 3562-го. Есть ещё области, порабощённые разумными паразитами, разумными растениями и разумными минералами, а также коммунистами. И наконец, за горами есть области, порабощённые ещё кем-то, но о них рассказывают разные сказки, которым серьёзный человек верить не станет…»

Обложки советских изданий книги А. Богданова.
Обложки советских изданий книги А. Богданова.

Коммунисты в этом списке появились не случайно — ещё в 1908 году А. Богданов (Малиновский), революционер и видный деятель российской социал-демократии, опубликовал роман «Красная звезда». В 1912 году вышел приквел «Инженер Мэнни», описывающий построение коммунизма на Марсе. В «Красной звезде» марсианские разведчики изучают земное общество с целью помочь братьям по разуму построить такой же коммунизм, как у них на Марсе. Впрочем, их действия не являются чисто благотворительными, в отличие от «прогрессоров» у Стругацких. Марс остывает и становится всё менее пригоден для жизни, поэтому марсиане планируют переселиться на Землю, но для этого им нужно, чтобы земляне перестали воевать и приняли своих собратьев с другой планеты с распростёртыми объятьями.

Кадры из фильма «Аэлита» 1924 г. У Алексея Толстого земные люди несут революцию на Марс.
Кадры из фильма «Аэлита» 1924 г. У Алексея Толстого земные люди несут революцию на Марс.

Что характерно, среди марсиан оказывается один скептик, который произносит в марсианском Совете длинную речь о том, что земных людей исправить невозможно. И даже если на Земле победит некая разновидность коммунизма, она будет такой же агрессивной, как и прочие земные социальные системы. Так что марсианам, если они хотят переселиться на Землю, необходимо предварительно уничтожить земное человечество. После споров и обсуждений марсианские коммунисты решают всё-таки оставить Землю в покое и переселиться на Венеру — в точности как уэллсовские, но не потому, что им дали отпор, а по моральным соображениям.

Даже в книге 1959 года Венера изображена миром, вполне подходящим для жизни людей.
Даже в книге 1959 года Венера изображена миром, вполне подходящим для жизни людей.

Это практически уникальный случай, ведь влияние морали на действия инопланетных агрессоров фантастами обычно не показаны, что неудивительно. Если их мораль изначально допускает агрессивную экспансию, то пришельцы заведомо не будут терзаться вопросами, имеют ли они право покорять земных аборигенов. А если не допускает, то эти конкретные инопланетяне вторгаться куда бы то ни было не станут и сюжет о вторжении заведомо не возникнет. Исключением можно назвать рассказ Айзека Азимова «Кисейные грифы» (в другом переводе «Сердобольные стервятники», англ. The Gentle Vultures). Но там весьма особый случай. Пришельцы в этом рассказе находятся на базе, расположенной на Луне. Они не планируют десант, а терпеливо ждут, когда люди сами истребят себя термоядерной войной, после чего можно будет спокойно занять освободившуюся планету.

Иллюстрация к «Звёздному приливу» Д. Брина.
Иллюстрация к «Звёздному приливу» Д. Брина.

Мотивация пришельцев-завоевателей может быть и благой, по крайней мере в их собственных глазах. Например, в трилогии Алана Дина Фостера «Проклятые» агрессивный союз Амплитуров завоёвывает другие планеты, неся им «свет истины». Они руководствуются некоей идеологией, требующую объединения всех разумных в одну цивилизацию, любой ценой. А в цикле Дэвида Брина «Возвышение» инопланетяне считают землян полудикарями, которым для их же пользы нужна разумная опека со стороны более цивилизованных рас. Нетрудно видеть, что это просто калька с «Бремени белого человека», как и у А.Д. Фостера изображена хорошо знакомая ситуация — идеология или религия, требующая экспансии во внешний мир и насильственной вербовки новых адептов.

Кадр из фильма «Посредник» по повести А. Мирера «Главный полдень», 1990 г.
Кадр из фильма «Посредник» по повести А. Мирера «Главный полдень», 1990 г.

Принципиально иной была мотивация пришельцев в повести А. Мирера, которая цитировалась в начале статьи. Однако и она не оригинальна. В точности по тем же причинам, то есть чтобы захватить не территорию, а тела земных людей, вторглись и пришельцы из «Кукловодов» Р. Хайнлайна. Да и вообще тема «вторжения похитителей тел» весьма древняя, в её основе имеющиеся у многих народов предания о демонах, которые вселяются в людей. Приходится констатировать, что в плане мотивации вторжения на Землю фантасты пока что не придумали ничего нового, все их экспансионистские модели имеют в основе аналоги из земной истории.