Найти тему
История Вологды

Вологодское кружево на улицах города

Сплетём небольшое кружево истории. На первом снимке мы видим группу девушек, да непростых. Это фотооткрытка и на ней запечатлены вологодские кружевницы в начале 1900-х годов.

Стоят они у ограды Благовещенской церкви на перекрёстке современных улиц Батюшкова и Благовещенской. За девушками как раз можно видеть Благовещенскую улицу, по которой сейчас вы дойдёте до Мальцева и Ленинградской. На втором снимке можно увидеть место у ограды, где девушки собрались. А на третьем снимке вид на Благовещенскую церковь уже с другой стороны.

-2
-3

Почему же кружевниц решили здесь сфотографировать? Дело в том, что возле Благовещенской церкви в определенные дни недели устраивали кружевной торг.

Далее мы обращаемся к воспоминаниям одного из самых известных букинистов первой половины ХХ века. Шилов Федор Григорьевич в своих «Записках старого книжника» оставил небольшие воспоминания о посещениях Вологды. В начале 1900-х он ежегодно ездил к себе на малую родину с пересадкой в нашем городе и пока ожидал поезд, знакомился с коллекциями вологодских букинистов. В один из таких проездов он познакомился с вологодским книжником Михаилом Николаевичем Картыковым. Его мать слыла большим знатоком кружев и это не удивительно, поскольку её дом располагался непосредственно в том месте, где сосредотачивался весь кружевной торг. Стоял дом на улице Малая Благовещенская под номером 12. Фотографии дома не сохранилось, но его можно увидеть на аэрофотосъёмке рядом с Благовещенской церковью на четвёртом снимке.

-4

Как указывает в своих воспоминаниях Шилов, вся площадь и все переулки два или три раза в неделю наполнялись кружевницами, продающими кружева. Так что у Картыковой весь материал для изучения кружевных работ был, можно сказать, под рукой.

Но вернёмся к другой части нашего исторического кружева. Вологодский книжник Картыков был, по воспоминаниям Шилова, человеком очень искушенным в книгособирательстве. У него был отличный подбор книг по библиографии, каталоги всех столичных букинистов, прекрасно подобранный отдел этнографии. По сути вот в этом доме на Малой Благовещенской он и собрал свою неплохую библиотеку в начале ХХ века. Спустя полвека история решила немного пошутить и на месте дома Картыкова в 1968 году был построен Дом политпросвещения.

-5
-6

Как сообщила тогда газета Красный Север, в новом здании, помимо комнат для политической учёбы, была так же обустроена новая библиотека на несколько тысяч томов. Что это были за книги, думаю, не сложно догадаться. Картыкову, наверное, икалось бы от таких книг.

А закончим историческое кружевоплетение вот каким фактом. Михаил Николаевич Картыков помимо собирания книг занимался ещё и собиранием песен. На основе собранных им материалов Картыков издал в Петербурге небольшую книжку «Скоморошьи и бабьи песни». Книжка произвела тогда большое впечатление и вызвала многочисленные отклики.

-7

Но, никто не догадывался, что эти «скоморошьи и бабьи песни» были сочинены самим Картыковым. Фейк, как сейчас бы сказали. Такое утверждение в своих воспоминаниях делает букинист Шилов. Насколько это утверждение верно — не знаю, но у Картыкова, как выясняется, была возможность собирать «бабьи песни» со всей Вологодской губернии «не вставая с дивана». Ведь именно под окнами его дома на Малой Благовещенской несколько раз в неделю устраивались кружевные торги, на которые приезжали, кстати, не только из Вологодской губернии. И уж кружевницы песни на торгу наверняка распевали, только записывай.

Вот такое историческое кружево.