На сегодняшний день Т-90М «Прорыв» является самым современным танком в арсенале российской армии. Это результат модернизации Т-90, который в начале 2000-х был самым популярным на мировом рынке. Однако технологии и военно-промышленный комплекс продолжают развиваться, и конструктивные недостатки машины, которые эксплуатируются уже долгое время, необходимо устранять. Кроме того, гораздо проще и дешевле модернизировать старые машины, чем создавать новые с нуля.
Армата — яркий пример этого. Поэтому инженеры Уральского конструкторского бюро вернулись к чертежам и создали Т-90М «Прорыв» — улучшенный по всем параметрам и глубоко модернизированный основной боевой танк. Каким получился этот танк и как он соотносится с такими мировыми лидерами, как «Леопард», «Абрамс» и другие современные ОБТ? Кто же ты на самом деле, «Прорыв»?
Танк Великой Победы или просто ещё одна бесполезная игрушка российской оборонной промышленности? На все эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье.
У предшественника Т-90М, основного танка Т-90, была непростая судьба. Созданный в 1992 году Уральским КБ Транспортного Машиностроения, он вобрал в себя лучшие черты Т-72. Однако в те годы финансирование было недостаточным, заказов на Т-90 почти не было, и создание новых танков прекратилось. Под угрозой оказалось не только развитие Т-90, но и будущее всего Уралвагонзавода.
Ситуацию спас контракт с Индией, подписанный в 2001 году. Согласно ему, РФ не только поставляла готовые Т-90, но и помогла индийцам наладить у себя собственное лицензионное производство, казалось бы, торговля национальными интересами и новейшими секретными разработками. Отчасти да, но тогда это было меньшее из зол.
Индийский контракт вдохнул новую жизнь в заводы и КБ, дав жизненно необходимые заказы. Добавить к этому идеальную рекламную кампанию, благодаря которой Т-90 прозвали летающим танком. И выходит, что девяностик — это продукт, который спас всю танкостроительную отрасль.
А фишка была вот в чем. Уральские оружейники при любом удобном случае на любой военной выставке проделывали один и тот же трюк. Разгоняли машину до максимальной скорости и направляли ее прямиком на двухметровый трамплин. Заезжая на него на полном ходу, многотонная машина вздымалась над землей, словно раллийный болид. Несколько метров полета, и грузное приземление, как и положено машине с весом 46 с лишним тонн. Добавьте к этому, что за время парения в воздухе экипаж успевал произвести выстрел из пушки, а затем продолжал движение, не сбавляя темп.
Публика подбирает слюни, а у специалистов по всему миру появлялся повод задуматься. Безудержная энергетика, идеальная работа подвески и стабилизатора танковой пушки. Ни один танк НАТО не был способен на подобное. Правда, однажды экипаж немецкого леопарда попытался повторить трюк, но после прыжка нескольких человек сразу же госпитализировали из-за травм позвоночника, а подвеска машины подлежала ремонту.
В общем, Т-90 стал самым коммерчески успешным танком в мире. Кроме Индии, самого крупного импортера, его приобрели Азербайджан, Алжир, Туркмения, Уганда, Вьетнам, Ирак и другие страны. Логично, что при таких вводных, любая компания, выпускающая продукт, будет дальше стремиться довести его до идеала, чтобы выжать максимум пользы. Уральское КБ так и делало. Уже в 2004 появилась модификация Т-90А Владимир.
Он нес в себе все самые современные наработки и является актуальным до сих пор. До 2011-го таких выпустили порядка 300 штук, а далее 90-й продолжил свой путь в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ под шифром «Прорыв».
Постепенно, шаг за шагом, танк обрастал новыми плюшками и решениями. Так, согласно НЕОКР «Прорыв-2», уже в том же 2011-м были представлены Т-90АМ и его экспортная модификация Т-90СМ.
В российских танках впервые было реализовано управление с помощью штурвала и система автоматического переключения передач, которая также позволяла переключаться на ручное управление. В этих версиях также была предусмотрена вспомогательная дизель-генераторная установка, которая стала обязательной в наши дни.
Эта установка вырабатывает энергию для работы оборудования, когда основной двигатель выключен. Это позволяет экономить топливо и снижать инфракрасную заметность танка.
Но что самое главное, так это принципиально новая башня. Однако серийно Т-90АМ и СМ не производились, на последний не поступало достаточно заказов, а первый не успели довести до серии. Позже вовсе решили доработать. К тому же было уже понятно, что приближается время геополитической нестабильности.
Уже в 2014 году на оборонку, да и на всю страну в целом хлынул поток санкций, что не могло не отразиться и на танкостроении. В таких условиях решено было сделать танк, который будет таким же по своим боевым и эксплуатационным характеристикам, как Т-90АМ, но производиться сможет в условиях замкнутого цикла при полном импортозамещении, когда все комплектующие создаются внутри страны.
В 2017 году в сети появилось первое официальное изображение третьего прорыва, гордо размещенное на обложке корпоративного календаря УВЗ на следующий год. Глядя на него, даже далекий от темы обыватель понимал — перед нами лучший представитель семейства Т-90, оно же по сути Т-72, и с высокой долей вероятности — самый грозный современный танк в армии России, а возможно и во всем мире в целом.
Публике танк был представлен на международном военно-техническом форуме «Армия-2018». Почему я назвал лучшим именно Т-90М, а не «Армату»? На мой скромный взгляд, все те же события похоронили последний. Или как минимум надолго отсрочили момент серийного воплощения.
Главное для нас здесь сегодня, что именно Т90М Прорыв вобрал в себя все главные наработки, в том числе и Сарматы, став, по сути, её лайт версией. В целом, если Т14 это революция, то Т90М скорее эволюция, к тому же и в производстве он как минимум в два раза дешевле.
Это довольно приятный бонус, особенно на фоне того, что все известные сегодня ОБТ, Леопард 2А6, Абрамс М1А2С, Челленджер 2, АМХ-56 Леклерк и многие другие — не что иное, как такие же модернизации машин, разработанных ещё в 70-е-80-е годы прошлого века. Так что пишите, что хотите в комментариях, но вы не убедите меня в том, что Т-90, выросший из Т-72 Урал, разработки начала 70-х, не является актуальной машиной на фоне всех своих собратьев.
В общем, Т-90М Прорыв может появиться из Т-90 образца 92 года, или из Т-90А, или вообще из Т-72. Для этого подходят образцы от 89 года, а также так называемые БАшки, модернизированные в конце 90-х — начале нулевых поздние А-72, в случае с Т-90А, которых самих всего 300 штук, модернизация до уровня Т-90М, как по мне, не имеет смысла.
Сейчас объясню. Этот танк впервые получил катанно-сварную башню, которая по уровню защиты, по большому счёту, не уступала башне прорыва. Однако, чтобы сделать М-ку из А-шки, её пришлось бы выкинуть и варить новую, так как, во-первых, нужно наваривать новые оскулы, а во-вторых, делать отверстие-заготовку для панорамного прибора командира. В-третьих, башня Т-90А актуальна и в наши дни, и даже сегодня имеет свои преимущества.
Например, пакет бронирования в ней размещен так, что обеспечивает более высокую защиту от прямых попаданий, но в то же время здесь есть две слабые зоны по обе стороны от орудия. В них попросту невозможно установить пакет бронирования в достаточном объеме. В свою очередь у Т-90М эти области минимизировали, а остальное заполнили пакетом, что обеспечило лучшую защищенность с курсовых углов, а такие попадания по статистике боев происходят чаще всего.
Но всё же целесообразнее производить прорывы на основе старых добрых Т-72 образца 1989 года или их модернизации Т-72БА, а также самых первых Т-90. В этом случае старая башня снимается, ставится новая, а старый бронекорпус и телега начиняются современной электроникой и оснащаются новой динамической защитой реликт.
В чём же принципиальное отличие новой башни Т-90М, так это в том, что она решает проблему размещения в одном контуре людей, боекомплекта и топлива, что было чревато последствиями при пробитии. Тем не менее, это всего лишь обратная сторона сверхплотной компоновки. Вдумайтесь, Т-90А весил 46,5 тонн, это на 9, 13,5, 17 и 20 тонн, соответственно, легче, чем Леклерк, Леопард 2А6, Челленджер 2 и Абрамс М1А2.
Думаете, западные танки тяжелее, потому что более защищённые? Хрена с два. Секрет кроется в низком профиле Т-90, а это является в свою очередь заслугой классической компоновки. Механик-водитель в передней части под собственным люком, наводчик и командир в башне по бокам от орудия, двигатель и трансмиссия в кормовой части. Но главное нет заряжающего, потому что его место занял карусельный автомат заряжания, что хорошо экономит объем, а это в свою очередь не кисло сказывается на габаритах и массе, так как на меньшее количество кубических метров требуется меньшее количество брони. Простая физика, с которой хрен поспоришь. Вот вам немного цифр. Внутренний объем Т-90 — 11,8 метра кубических, в то время как типичная для западного танкостроения компоновка Абрамса предусматривает, что окучивать броней придется 19,7 кубов, то есть практически вдвое больше.
Кроме прочего, подобная приземистость делает танк малозаметным на поле боя, так как его силуэт скрывает экран местности. И есть еще пара интересных нюансов. Все Т-90 можно перевозить по европейским железным дорогам, чего, как ни странно, не сделать с иностранными танками. Те цепляются башнями за верхние края железнодорожных тоннелей.
Также стало известно, что западные танки не могут преодолеть мосты в Восточной Польше из-за своего веса. Однако, как отмечают западные аналитики, это не является проблемой для Т-90.
Основной особенностью «Прорыва» является новая башня с системой управления огнём «Калино» и встроенной боевой информационно-управляющей системой тактического звена. Кроме того, в танке установлен панорамный прицел командира и новая модель пушки.
В 2018-м армия заключила контракт на 160 машин. Первые из них были переданы ещё весной 2020 года. В том же году «Прорыв» впервые проехался по Красной площади. А уже в начале 2021 УВЗ приступил к серийному производству. На начало 2022 авторы The Military Balance насчитали 67 единиц Т-90М, однако не сомневаюсь, что сегодня их количество приближается уже к двум сотням или даже перевалило за неё, потому что Уралвагонзавод начал выпускать их круглосуточно и в четыре смены, что объективно не может не отразиться на количестве поставок.
Что же такого принципиально нового в башне Прорыва? Ну, во-первых, она обеспечивает защиту с курсовых углов 30−35 градусов, у обычной Тэшки было максимум 30. Со стороны кормы она обросла закрытым броневым ящиком, в котором отныне размещается часть боекомплекта. Раньше снаряды были растыканы по всему боевому отделению, на полу, стенах корпуса и практически по всей задней полусфере башни. Это было фатальным при пробитии.
Фееричный комплект из более чем двадцати таких петард чаще всего становился причиной эпично сорванных башен. В прорыве же двадцать два выстрела расположились во всё том же автомате заряжания, который, в свою очередь, находится в защищённой нише под полом боевого отделения. Таким образом, помимо толстых 37-мм бронебойных плит и кевларового подбоя вокруг них, спереди он прикрыт мощнейшей лобовой броней корпуса, сзади двигателем, а с боков опорными катками и бортовыми экранами.
Кроме того, сам экран местности редко позволяет поразить танк в нижнюю область, что делает это место самым предпочтительным вариантом размещения БК. Еще восемь выстрелов поместили в кормовой нише башни у перегородки МТО. Там выделили отдельный бункер под снаряды, окружив его вышепными панелями по примеру тех же Абрамса и Леопарда. Остальные 10 боеприпасов расположились в изолированном от боевого отделения бронированном коробе на корме башни.
При желании последние две укладки можно с собой не брать, ограничившись огневой мощью автоматозаряжания. Такой ход обеспечит танку и экипажу эталонную безопасность, которой невозможно было бы добиться в том же Абрамсе. Там хошь-не хошь, но придется возить боеприпасы в башне, а учитывая, что сейчас у тех в боеукладке появились и фугасы, отрыв башки при пробитии обещает быть не менее фееричным, чем у прежних Т-шек.
В итоге башня Т-90М хоть и стала более заметно осязаемой, уровень живучести танка, а что еще важнее выживаемости экипажа, вырос. Например, стало возможным установить внутренние новые экраны подбоя, призванные удерживать вторичные осколки и защитить экипаж и основные приборы, в нынешних условиях, когда техника стала более сложной, а обучить экипаж отнимает намного больше сил и ресурсов, выживаемость стала одним из первостепенных факторов.
Посадить без выучки за танк тракториста или бульдозериста, как это ранее и практиковалось, теперь не выйдет. Прогресс военной техники идёт в сторону унификации, а не универсализации. Поэтому решения, заложенные в Т-90М, можно считать единственно правильными. Ну, а дополнительные плюшки такой башни — больший внутренний комфорт и большее внутреннее пространство.
В прорыве имеются камера заднего вида и даже кондиционер. Он, кстати, работает не на фреоне, как обычная автомобильная, а на эффекте Пельтье. Это такое термоэлектрическое явление, при котором проходящий через спай двух различных полупроводников ток нагревает один из них, в то время как второй охлаждается. Это дает возможность работать при любой температуре, как на обогрев, так и на охлаждение.
Относительно пакетов бронирования, то здесь они дальнейшая эволюция таковых в танке Т-90А, а там они в свою очередь еще наследие от танка Т-72Б образца 1984 года. Последний даже попадал на изучение в Штаты и удивил там американцев, так как изучение его пакета показало, что тот оказался ничем не хуже, а возможно даже и лучше, не превзойденный ни взрыводинамической бронечопхем на Абрамсе, или по другому Нера на Леопардах всех прочих.
Из себя этот пакет представлял следующие друг за другом тяжелые отражающие плиты толщиной 22 мм, чередующиеся с остальными плитами по 2 мм и резиновой прослойкой. Резина придавала некоторую подвижность такому составу, чем обеспечивалась некая ударная вязкость. Благодаря чему пакет отлично противостоит как кумулятивам, так и кинетическим снарядам.
Именно поэтому такие наполнители еще называются наполнителями полуактивного типа. По оценкам американцев, стойкость брони в скулах Т-72Б составляла порядка 540 миллиметров, но это было на литой башне, сейчас уже в ходу ката на сварные. На то время это было больше, чем у кого-либо, но наработки на них до сих пор еще используются с тех пор.
Однако габарит и геометрические величины стали еще больше, а значит и цифра защиты выше. Оценочно стойкость того же Т-90А в башне это 650−700 мм, у прорыва эти значения будут никак не хуже. Во внешней лобовой детали имеем похожую картину. Комбинированная лобовая преграда на лбу корпуса имеет плиту толщиной 220 мм, расположенную под углом 68 градусов.
Она состоит из нескольких слоев. Три бронированные плиты толщиной 50, 50 и 60 миллиметров, и еще 35 забирает специальный отражающий лист, обладающий повышенной стойкостью к кумулятивам. Еще 10−15 — это противонейтронная прослойка от радиоактивного поражения. Остальное занимает воздушная прослойка. Такая схема обладает заявленной стойкостью 550−600 миллиметров.
Собственно, этот пакет ВЛД и использовался на всех Т-72, выпускаемых от 1989 года, и именно потому только на их основе возможно проводить модернизацию до уровня Т-90М. И именно потому только на их основе возможно проводить модернизацию до уровня Т-90М. Однако на Т-90М вместо устаревшей динамической защиты типа Contact-5 установлен более совершенный реликт, его модули более чувствительные и быстро срабатывающие.
Принцип работы состоит в том, что летящий в танк снаряд пробивает внешнюю крышку толщиной всего 15 мм, в это время с ее обратной стороны образуется поток осколков, которые в свою очередь повреждают элементы со взрывчатым веществом. А оно заложено таким образом, что взрываясь, выкидывает на вражеский снаряд тыльную крышку, которая летит прямо на него, еще и под определенным углом.
Такая тёплая встреча ломает, повреждает, гасит энергию снаряда или отклоняет его от курса, что спасает основную броню танка, которая находится сразу за этой тыльной крышкой и воздушной прослойкой, следующей за ней. По оценкам специалистов, реликт прибавляет 250−300 мм стойкости от бобс, а от кумулятивов прибавка еще более существенная, вообще тысячу-тысячу 100 мм.
Для сравнения, Контакт 5 прибавлял порядка 500 мм от кинетики и лишь 100−150 мм доп. Защиты от Бобс, а в свою очередь его предшественники типа Контакт 1 вообще были беззащитны перед кинетическими снарядами. Кроме того, новый реликт более гибок и производится в виде доп. Модулей самой разной формы. Благодаря этой особенности, Т-90М покрыт им очень плотно и фактически без брешей. Если говорить цифрами, это 70% от общей площади танка, у Т-90А было всего 40−45.
Конструкторам удалось даже разработать модули для надгусеничных полок и для маски пушки, чего никогда не делалось раньше. В целом, имеем следующие цифры защищенности Т-90М прорыв, по ВАОД 800−900 мм от бобс и 1100−1200 мм от кумулятивов, по башне это вообще 900−1000 мм.
Посмотрите на аналогичные показатели новейших Леопарда и Леабромса, и вы поймёте, что если Т-90М и не превосходит их, то как минимум уж точно не уступает, но я всё же полагаю, что Реликт как раз та чудо-таблетка, которая обеспечивает некоторый отрыв по показателям защиты от лучших представителей западной школы.
А ещё отныне у Т-90М в наличии и добротный и жёсткий фальшборд корпуса, тоже прикрытый элементами Реликта, он простирается до самого МТО, а затем идёт решётчатый экран. Не резинотканевый, как было у Т-72Б, а металлический. Таким образом он ломает в собой корпус реактивной гранаты или ПТУР, а не просто инициирует подрыв на некотором расстоянии от основной бронеборта, которая к слову имеет толщину 80 миллиметров.
Это обычное значение для советской школы, в западной школе борта идут по 40−60 миллиметров, так как иначе, если бы они были ещё больше, то своим весом эти танки ушли бы в абсолютный космос. Собственно, именно поэтому там наиболее развиты дополнительные навесные бортовые экраны, прибавляющие от 140 до 200 миллиметров брони. Включаем калькулятор и получаем 180−260 миллиметров защиты с бортов, но теперь полноценный бортовой экран, еще и с элементами ДЗ, есть и у Т-90М.
Он состоит из 16-ти миллиметровой броневой плиты, за ней элемент со взрывчаткой. Потом следует стальная плита 3−4 мм и резина. Неплохой коктейль, который надежно защитит бортовую проекцию от кумулятивных боеприпасов ПТРК, малого и среднего бронепробития. Помимо прочего, танк способен применять аэрозольную дымовую завесу, но главное, что на Т-90М присутствует еще и активная защита, доставшаяся ему от арматы.
Это упрощенная версия КАЗ «Афганит» — если коротко, набор из дальних радаров и оптических пеленгаторов предупреждения об угрозах. Система умеет в автоматическом режиме обнаруживать подлетающие АПТУРы или гранаты РПГ и открывать на них огонь либо выпускать электромагнитные помехи. Такой комплекс мер может либо отвести самонаводящийся снаряд в сторону, либо уничтожить или сбить с курса, ослабив его действия.
И напоследок еще несколько принципиальных моментов. Конструкторы смогли уменьшить уязвимое пространство в месте расположения маски пушки, сократив до минимума ту прореху, которую можно было бы пробить с орудия 30 мм. Впрочем, маска пушки — это слабая зона абсолютно всех танков.
Погон башни защищает противокумулятивная сетка. На ее пересечениях расположены свинцовые набалдашники по габаритам схожая с пулей пистолета Макарова. Сталкиваясь с таким на большой скорости, тонкий корпус кумулятивной гранаты или снаряда просто разрушается и никак не вредит танку. Также конструкторы усилили погон башни дополнительным кольцом наваркой толщиной 40−50 мм. Это обеспечило прорыву защиту погона башни, которой нет ни у кого в мире.
У Абрамса и Леопарда в этом месте зияет дыра, а потому любой фугас, который попадает в это место, несомненно приведет к клину башни, а возможно вообще проломит ВЛД, которая у Леопарда, например, и без того имеет толщину 40 мм. Собственно, в середине июня 2023-го так и произошло с одним Леопардом 2А4, участвовавшим в украинском наступлении на юге.
Этот прорыв — страшная и чрезвычайно опасная машина. В этом обзоре я хотел обратиться к реальности и подтвердить свой рассказ пруфами и фактами. Не думайте, что современный танк советской школы — это просто консервная банка, которая не представляет угрозы. Это утверждение неверно и навязано популярными играми, где возможности танков преуменьшены.
Также существует мнение, что представители западной школы находятся на вершине танкостроения, а все остальные только пытаются их догнать. Но это не так.
Возможно, сегодня вы убедились в этом на примере Т-90М «Прорыв». Некоторые считают его лучшей боевой машиной в мире, другие говорят, что в нём нет ничего прорывного. Но где же правда? Как обычно, она где-то посередине.
В первой части мы говорили об истории, общей концепции и подробно изучили насколько хорошо защищён Т-90М, а также поговорили с помощью каких систем эта защита обеспечивается. Сегодня мы продолжим и уделим внимание ходовым качествам, системе управления огнём, а также вооружению, чтобы в конце этой статьи ответить на главный вопрос – насколько в реальности опасен Т-90М прорыв и можно ли его по заслугам считать лучшим крупносерийным танком в мире.
Одним из основных факторов, влияющих на боевые качества танка, а значит и на исход сражения в целом, является подвижность. У Т-90М она… нет, не имеет аналогов.
Тем не менее, находится на уровне топовых танков мира. Благодаря семиступенчатой коробке с возможностью как ручного, так и автоматического переключения и простой и надёжной торсионной подвеске, прорыв обладает неплохой скоростью и хорошей проходимостью. Не последнюю роль в этом играет многотопливный дизель V92S2F — это ещё пра-пра-правнук того 500-сильного мотора от легендарной Т-34.
Однако спустя 70 с лишним лет этот эволюционирующий из десятилетия в десятилетие и устанавливающийся на все основные ОБТ В-12 получил новые насосы и форсунки, усиленные шатуны и пальцы, была усилена конструкция картеров и улучшено качество литья. Теперь всё это дело выдают 1130 лошадей, обеспечивая машину весом в 48,5 тонн удельной мощью 23,5 лошади на тонну.
На сегодня этот показатель чуть выше среднего по больнице, он находится примерно на уровне Leopard 2 и незначительно опережает Abrams. Но есть одно важное «но» — прорыв намного легче их. Это позволяет двигаться с максимально возможной скоростью не только по жесткому покрытию, но и любой пересеченной местности. Ведь чем больше вес, тем больше теряется скорость на кочках, малых препятствиях и т.д. Попробуйте разогнать 70-тонный Абрамс по тому же полю хотя бы до 50 км в час.
Такая дура будет существенно терять скорость на малейших неровностях. А вот Т-90М справится с этой задачей без труда. На шоссе и 70 км в час для него не предел. Этот фактор обычно не учитывают в диванных сравнениях, что делает, в свою очередь, неплохую поблажку всей западной школе. Жаль, что только на бумаге.
А еще динамику прорыва неплохо отражает показатель разгона до 32 км в час, который у танков замеряется примерно так же, как и первая сотня для автомобилей. Быстрее Т-90М, только Леклерк и Т-80У, но это все же и менее защищённая и сбалансированная машина. Следующее неоспоримое преимущество западных танков — это их агрегатность.
Их силовая установка меняется на аналогичную всего за полчаса, в то время как заменить движок на каком-то Т-90 или Т-72 — это целое дело, отнимающее минимум несколько часов. Но теперь этого нет. Вместе с агрегатами трансмиссии В-92С2Ф образуют такую же моноблок, что облегчает обслуживание и ремонт. Кроме того, силовая установка расположена поперечно, что также играет на руку плотной компоновки машины. А еще она достаточно экономичная, обеспечивает хороший запас хода в 550 километров.
Капитальный ремонт двигателя проводится после 12 тысяч километров, при этом ресурс гусениц 6 тысяч. В общем, все ходовые характеристики я попытался разместить на фото. А ещё в прорыве устранили один очень досадный недостаток, который любили обличать разного рода эксперты, любящие слепо топить за западные машины — это скорость заднего хода.
Отныне она составляет не какие-то черепашьи 5 км в час, а 15. Это, конечно, не тридцатка, как у Леопарда 2, тем не менее. Дело в том, что в Советском Союзе изначально пренебрегли этим параметром, считая его неважным, в то время как западные машины, с самого начала оснащали хорошим реверсом. Сэкономили? Отнюдь, главная причина скрывалась не в этом.
Почему же советы пренебрегали характеристикой заднего хода. В целом у такого решения было несколько причин, но основное состояло в том, что инженеры и военные рассматривали её исключительно как транспортную характеристику.
Зачем танку ехать задом, это же огневое и штурмовое средство. Оборона в СССР прорабатывалась не так тщательно как наступление. НАТО же на этот счёт имела диаметрально противоположные мысли. Там задний ход был боевой характеристикой, исходя соображений мобильной обороны и тактики засад.
Ладно, с этим разобрались, что ещё? Ну, механик-водитель теперь управляет машиной при помощи штурвала, как и в леопардах.
Это удобнее для начинающего танкиста, однако опытный и привыкший к рычагам управления мехвод предпочтёт скорее классические фрикционы, так как они предоставляют более широкую функциональность, если ещё и знать, как с ними правильно управляться. Тем не менее на УВЗ предусмотрели установку сразу двух систем в зависимости от пожеланий заказчика. В целом, имеем высочайшую манёвренность Т-90М, двигатель, трансмиссия, органы управления, габариты и вес этому располагают.
А если прибавить ко всему фирменный хищный низкий силуэт, выходит противник будет иметь дело с малозаметной, труднонаводимой и крайне прыткой целью. Банально попасть в такую будет уже ой как непросто. Что тут говорить, если даже выхлопная система расположена в надгусеничном патрубке для уменьшения температуры корпуса и, следовательно, снижения заметности танка для систем инфракрасного наведения.
А ведь именно этот принцип используют те же джавелины NLAV и прочее. В общем, всё это многократно повышает шансы выжить на поле боя, делая это 90м машиной, которая с высокой долей вероятности будет добиваться своих целей. Но каким образом она будет это делать? Тут уже в игру вступает мощная пушка и пара пулеметов, способных превратить любого потенциального врага в жалкую кучку обгоревшей трухи.
Так что теперь давайте знакомиться с огневой мощью прорыва. Изначально на Т-90М планировали установить гладкоствольную пушку 2А82−1М от Арматы с фирменным автоматом заряжания карусельного типа, большей диагонали. В нем, по идее, должны были бы размещаться более длинные и опасные типы снарядов.
Но тогда пришлось бы вносить значимые изменения в конструктив как башни, а главное, самой телеги. В первом случае, это вызвало бы проблемы со сроками и объемами серийного выпуска, во втором, вообще не представляется возможным, так как пришлось бы менять всю телегу на более широкую, а она тут от старого образца, еще от Т-72.
В общем, на выходе получилась бы фактически армата, поэтому решили использовать модернизированную классику — улучшенное гладкоствольное орудие 2.46М5 калибра 125 мм. Некоторые ресурсы ругают эту пушку, мол старьё, которое ничего не может, но посмотрите на основу основ всех натовских танков. Её величество — пушка РХ-120, установленная на Леопардах, Абрамсах, Леклерках и теперь даже нарезные стволы Челленджеров ушли в прошлое под её напором.
А знаете, когда её разрабатывали? Я вам скажу. Работы велись ещё с конца 60-х и всю первую половину 70-х, а в эксплуатации орудия находятся начиная с 79-го. Советский аналог производился начиная с 70-го, однако тогда Союз на 5 или 7 лет опережал «Отрасель», так что сравнительный анализ конструкции РХ-120 и 2А46 позволяет отметить использования немецкими инженерами, опыта и наработок советской конструкторской школы.
Но и советские, а в дальнейшем российские инженеры не стояли на месте, потому что 2А46М5 модернизированный, лишённый детских болезней и выкрученный на максимум вариант флагманского советского орудия, обладающий лучшими характеристиками, чем все предыдущие образцы. Да, она проигрывает 2,82, но сохраняя тот же калибр, позволяет использовать всю актуальную линейку боеприпасов, которые выведут из строя любые бронированные средства противника на расстоянии до 5 километров.
И хотя в случае с подкалиберным 3БМ-60 для танка Т-90М пробитие не составит 1000 мм, как делает это удлинённый 3БМ-69 вакуум на Т-14, но свои честные 750 мм с двух километров по нормали 60-й обеспечат.
Не рекорд в мире танковых орудий, тем не менее подобных цифр будет достаточно, чтобы уничтожить любой современный танк с большой долей вероятности. Осечка, конечно, может случиться, но только в случае прямой атаки в лоб башни самых современных Леопардов или Абрамса. А так, в плане пробития… Вне конкуренции, конечно, находится Бобс М829А3 и его улучшенная версия М829А4 для Абрамса. Они пробивают от 800 до 900 миллиметров,
и по идее, ими могут стрелять и другие орудия натовских танков, имеющие на своем борту модификацию РХ-120 хоть в каком-то виде. Тем не менее, концерны ВПК разных стран всё равно самостоятельно занимаются выпуском снарядов. Так, самыми страшными боеприпасами «Леопарда» являются ДМ-53, 63 или 73. По нормали у них те же 700−750 мм на пробитие.
Однако не стоит забывать, что под углом 60 градусов этот показатель опустится уже до 370 мм. И так при изменении угла будет со всеми. Так что танковые дуэли — это неизвестное с большим количеством вводных. И достоверно убедиться, что тот или иной танк пробьет другой, можно только опытным путем. Начальная скорость снаряда еще один из таких факторов. Заметьте, у того же Абрамса её сложно назвать выдающейся, что также несколько нивелирует мощь более массивного и длинного снаряда.
Кстати, длины самых актуальных снарядов и их вес я также постарался для вас подыскать, возможно, кому-то будет интересно. В целом же, приблизительные характеристики пробития разных машин выглядят примерно следующим образом. Что же касается 2А46М5, это полностью современное орудие, отвечающее всем нормам.
Хромированный ствол, огромный ресурс и мощь. Правда последнее, как я уже говорил, ограничено малой нормативной длиной боеприпаса. Так, если пушка Т-14 может стрелять снарядами метровой длины и обладать при этом на 17% большей дульной энергии, а также на 20% иметь большую точность, чем та же арха-120 Л-55 от Леопарда 2А6, то Т-90М стреляет снарядами общей длиной до 740 мм.
Прошу заметить, это не длина сердечника, а весь снаряд, и фактически это является пределом для тагильской карусели автоматозаряжания, помещаемой внутрь корпуса советско-российских танков. Это и есть ключ к разгадке, почему лучшая пушки НАТО, хоть и не многим, но более убойная, чем отечественная. Расширить карусель технически невозможно, так как тогда бы она торчала на улицу.
Разместить внутри заряжающего и дать ему удлинённые болванки тоже. В башне для этого попросту не хватило бы места. Однако есть и плюсы. Во-первых, автомат заряжания позволяет быстро перезаряжаться на ходу. Представьте такую картину. Танк мчится на всех парах по пересечёнке. Заряжающего кидает из стороны в сторону, но он должен взять 20-килограммовый снаряд и направить его в казённик.
В тесном боевом отделении задача становится еще сложнее и скорострельность, скорее всего, от этого пострадает. В российской машине эту работу выполняет надежный и проверенный десятилетиями механизм, который стабильно выдает 8 выстрелов в минуту. Человек, конечно, способен обеспечить такой темп и даже в некоторых случаях больше, но машина не устает, не падает и не бьется головой, не оглушается прилетами, а значит и работает более безотказно.
В тесном боевом отделении такая задача становится еще сложнее, и скорострельность от этого скорее всего пострадает. Кстати, длина орудия 2,46М5 48 калибров, РХ120 бывает в двух вариациях 44 и 55 калибров, но в первом случае напомню имеем 125 миллиметров, во втором 120. В абсолютных величинах это будет 6 метров у Т-90 и 5,28 или 6,6 метра у немцев.
Кроме того, методами достижения более высоких характеристик стали также повышение жесткости консольной части ствола на 10%, ужесточение допусков при его изготовлении, улучшение динамической уравновешенности пушки и обновленная система крепления в люльке. Появилось также и устройство учета изгибов ствола. Оно устанавливается над казенной частью, а около дульного среза крепится отражатель.
Вместе они определяют отклонение оси от нейтрального положения и отправляют эти данные в систему управления огнем, которая, в свою очередь, вводит необходимые корректировки, дабы компенсировать изгиб. Всё как и должно быть в танке 21 века. Ресурс пушки в среднем до полутора тысяч выстрелов, при стрельбе одними только бобсами — около трехсот.
Это плюс-минус так же, как и у конкурента. Например, орудие М256 у Абрамса имеет столь же продолжительную жизнь. А вот нарезное орудие Челленджера 2 L30 при стрельбе Шарм 3 уйдет на свалку уже после 100−120 выстрелов. Но даже не это самое важное. Интересно то, что для того, чтобы заменить ствол на прорыве, нужен лишь кран, грузоподъемностью до 2 тонн и примерно 4 часа времени.
В общей сумме имеем, орудие 2−46М5 обладает высокими характеристиками дальности и убойной силы. В сравнении с простой 2А46М кучность стрельбы повышена на 17−20%, а суммарное рассеивание при стрельбе в движении уменьшено в 1,7 раза. Что ещё выгодно выделяет 2А46М5, так это то, что оно примерно на полтонны легче всех остальных орудий и имеет более разнообразный перечень типов снарядов.
Например, чистый осколочно-фугасный снаряд, в том числе дистанционного подрыва незаменим в борьбе с живой силой, легкобронированной техникой и лептуристами. Но самое крутое — это управляемые ракеты ЯНВАР комплекса 9К119М «Рефлекс-М». Они, как я уже говорил, могут поражать цели на пяти километрах и несут в себе тандемную кумулятивную
боевую часть, способную пробивать до 900 миллиметров гомогенной брони с одной оговоркой — за динамической защитой. То есть на деле это будет примерно 1100 мм бронепробития. Таким образом, Прорыв может раньше еще и с безопасного расстояния открывать огонь по замеченному вдалеке противнику, когда тот не представляет для него еще никакой угрозы, и в это время Абрамс или Леопард
не смогут сделать ровным счетом ничего, пусть даже и будут видеть противника в свои дорогостоящие и безмерно качественные приборы наблюдения, тепловизоры и прочее достояние высоких технологий, а еще ракетами комплекса можно стрелять по низколетящим целям, например, каким-то не очень быстрым беспилотникам, или даже сбивать вертолеты. Это возможно при полуавтоматическом, с удержанием лазерного луча на цели, наведении пушки. И танк должен двигаться на скорости не более 30 км в час.
Сама ракета может оснащаться кумулятивной или фугасной боевой частью, но в любом случае для поражения цели типа вертолет нужно прямое попадание. Выходит, русский танк может быть еще и зениткой. Западные машины такой мультизадачности могут только позавидовать. Там управляемые ракеты — это отдельная ветка рода войск НАТО. В итоге можно заключить — орудие Т-90М Прорыв, если не лучшее, то одно из таковых.
Если по убойной силе оно незначительно уступает РХ-120, то в плане функциональности, скорострельности, точности, надежности и простоты обслуживания либо превосходят, либо как минимум находятся на том же уровне. Ну и пару слов о вспомогательном вооружении. Оно состоит из двух пулеметов. Один спарен с пушкой, второй устанавливается на крыше башни на дистанционно управляемом боевом модуле.
Он стабилизирован в двух плоскостях и позволяет командиру вести эффективный огонь с места, независимо от положения основного вооружения, и не покидая пределы защищенного объема. Оба пулемёта крупнокалиберные аккорды на 12,7 мм с дальностью стрельбы до 2 км, хотя опционально может устанавливаться и классический ПКТМ 7,62, однако какой в нём смысл, когда есть бок войны, аккорд МТ, он лёгкий всего 25 кг, скорострельный до 750 выстрелов в минуту и невероятно убойный.
Вдумайтесь, бронепробитие на дистанции 100 метров до 20 мм, т.е. им можно поражать даже легкобронированную технику. Да что там, толщина бронеборта Леопарда 38 мм, а в районе катков и подвески и вовсе 25, на фоне кстати 70−80 мм бортов телеги Т-72, т.е. если подобраться к немцу метров на 50−70 сбоку, то в теории можно прошить и его.
Недаром Корт считают лучшим пулемётом в мире. Хорошее вооружение — это, конечно, круто и хорошо, но всё это ничего без качественной системы управления огнём. И на Т-90М она тоже есть. СОАК Алина в прорыве обеспечивает должную функциональность и взаимосвязь компонентов.
У ней есть несколько примечательных особенностей, которые делают работу танкистов более комфортной, а танк в целом эффективней. Например, наводчик и командир отныне имеют равные поисковые возможности. Это позволяет организовать режим «Охотник-Стрелок», когда командир независимо ведёт наблюдение за обстановкой, обнаруживает и распознаёт цели, осуществляет их захват, а затем через режим целеуказания передаёт всю информацию наводчику для дальнейшего уничтожения, продолжая при этом беспрерывный поиск новых угроз.
Также Т-90М получил полный комплект прицелов. Здесь установлен панорамный прибор наблюдения командира, чего никогда не было ранее, и тепловизионный прицел наводчика комплекса «Сосна-У». Правда, честно говоря, прицельная система на прорывах после 2021 года выпуска, судя по новым фотоинтерьера, имеет индекс PNMT.
Она представляет собой результат широких усилий по снижению зависимости российского ВПК от зарубежных технологий и прочих опасных внешних факторов. Представили ее еще в период 18−19 годов, а позиционируется она как полностью российская, в отличие от той же сосны, которая в некоторой степени полагалась на компоненты французской Тейлз. По сути, ПНМТ — это та же сосна, но с тепловизионной матрицей третьего поколения, полностью произведенной в РФ и Белоруссии.
Качество этих матриц, как сообщается, не уступает аналогам, и может обеспечить надежное выполнение всех боевых задач. Возможно, в этом утверждении и присутствует некоторая доля лукавства, так как, как по мне, невозможно просто так взять и сделать такой же качественный продукт, как делает компания, занимающаяся этим долгие годы. Но в то же время, полагаю, некритическая потеря в качестве не повлечёт за собой сколь-либо значимые последствия на поле боя.
Может быть помните, ещё с месяц назад, примерно в начале июня, по сети гуляло видео от МОРФ, где вертолёты К-52 «Аллигатор» уничтожают, как было заявлено, немецкие леопарды. Но при более детальном рассмотрении записи аналитики пришли к выводу, что это были простые сельскоуборочные комбайны.
То есть лётчики неправильно идентифицировали цель из-за невысокого разрешения картинки и большого расстояния. Привело это к истраченному зря боекомплекту и жертвам среди мирных, чего можно было бы избежать, будь У пилотов более качественные приборы наблюдения. Впрочем, сыграла и неопытность, так как даже простые люди отметили, что на картинке явно не леопарды. Возможно, именно так считают подбитые танки коношенков, впрочем, мы вряд ли когда-то узнаем ответ на этот вопрос.
Тем не менее, это не даёт преимущества противнику, так как появись на том поле реальный леопард, его наверняка бы заметили и открыли огонь уже по нему. Это, конечно, моё мнение, с которым вы можете соглашаться или нет в комментариях. А ещё я полагаю, что прославление оптики на машинах НАТО имеет слегка преувеличенный маркетинговый характер, раздутый с помощью СМИ, игр и обзоров.
Помнится бытовало мнение, что продвинутые приборы ночного видения на Леопардах дадут значимое преимущество ночью, но и этого, как можно видеть, не произошло. Ну и в качестве вишенки на тортик, хотелось бы напомнить всем диванным экспертам, что дальность прямого видения на 95% местности Центральноевропейского театра военных действий не превышает 2,5−3 км. Это такое себе природное послабление как для дальности действия орудия, так и для возможностей оптики.
Поэтому, чтобы эффективно воевать здесь, достаточно приемлемой работы всех компонентов на указанном расстоянии. Это ещё одно косвенное доказательство того, что если, к примеру, Абрамс способен созерцать на 10 км вперёд, это мало помогло бы ему на практике. Впрочем, та же сосна отлично видит и днём и ночью на те же 5 км, то есть этого вполне достаточно.
Что ещё интересно так это то, что на Т-90М прибор наблюдения командира может закрываться бронированной крышкой из кабины, когда тот не используется. На том же Т-72Б3М такая возможность отсутствовала, а крышка эта крепилась на простых болтах. Имеем ещё одно доказательство несвойственного ранее внимания к мелочам. И всё ради повышения эффективности машины и защиты ценного экипажа.
В панорамном приборе командира также предусмотрен тепловизионный канал, благодаря которому тот больше не слепнет ночью. В более ранних машинах такой канал в лучшем случае был только у наводчика. Более того, на Т-90М имеется ещё один тепловизор на телескопической мачте, которая раскладывается на высоту более двух метров. Её удобно применять для изучения обстановки из укрытия окопа или низины.
Мехвод имеет в распоряжении трёхканальный смотровой прибор ТВН-10 с одним оптическим и двумя тепловизионными каналами и с выводом изображения на монитор. На последний также выводит свои данные интегрированная информационно-управляющая система ИУС. Она собирает данные с датчиков для дальнейшего информирования экипажа, например, о неверных действиях. Танк может посоветовать перейти на пониженную и, в целом, обеспечивает работу двигателя и трансмиссии в оптимальном режиме.
А еще данный комплекс способен информировать о применении бактериологического оружия в высоком радиационном фоне и предупреждает экипаж о пожарах в отсеках танка. Управляет эта система и работая климат-контроля. Из прочего, у прорыва появились датчики лазерного облучения. Танк теперь видит наводимые на себя лазерные поля, свидетельствующая о работе расчётов ПТРК и может предпринять меры.
Также я бы отметил запасной прицел дублёр наводчика и автомат сопровождения цели. Последний одновременно может работать как с прицелом командира, так и с прицелом наводчика, независимо друг от друга. Он следит за обозначенной ранее целью, даже когда та скрылась за зданием или иным препятствием. И как только та появляется в прямой видимости, в следующую секунду — выстрел.
Также к фишкам «Калины» стоило бы отнести двухплоскостной стабилизатор орудия, средство распознавания свой-чужой, современную навигацию и т.д. Внутренняя связь между танкистами, обеспечивая сопереговорным устройством на трёх абонентов, за внешнюю отвечает радиостанция «Акведук» с двумя независимыми модулями. Всё это позволило значительно повысить точность огня, сократить время подготовки первого выстрела, а также интегрировать Т-90М в ситоцентрическую систему тактического управления «Созвездие М2».
Это такой себе современный армейский интернет, объединяющий в единое информационное пространство все объекты на поле боя. Находясь в нём, танк может получать даже те цели, которые экипаж визуально ещё до этого никогда не видел. Координаты поступят с командного пункта, который в свою очередь получает информацию с беспилотника или другого средства разведки на поле боя.
Командир же всё видит на компьютере, ему не нужно высовываться, так как даже пулемёт отныне дистанционен. Кроме того, впервые в линейке Т-90 он получил пульт выбора боеприпаса для досылания в орудие. Ранее это была прерогатива только наводчика. В общем, СУО и прочая электронная начинка прорыва умеет всё, что нужно от танка 21 века и даже немного больше. Поэтому мнение, что отечественные танки не соответствуют современному уровню развития, я бы назвал глубоким заблуждением.
Т-90М способен вести бой в любое время суток, при любой погоде и во все времена года. А тех, кто любит на серьезных щах утверждать, что любой Т-90 это уже не представляющая угроза, устаревшая, хоть и модернизированное дерьмо, тем следует открыть википедию и посмотреть на годы разработки Леопардов, Челленджеров, Абрамсов и всех прочих.
Вот, наконец, мы и подобрались к выводам. Можно уверенно сказать, танк Т-90М стал достойным продолжателем Т-90А. Система реликт, новая башня и её пересмотренная компоновка стали теми самыми изменениями, которые были так необходимы машине для повышения её боевых качеств. Армата откровенно забуксовала, но Т-90М стал той синицей в руках, на которая опирается будущее бронетанковых войск России.
Плотная компоновка позволила создать высоко защищенную машину с низким силуэтом и малой площадью продольного и поперечного сечения при сравнительно невысокой массе. Очень важно и то, что размещение неавтоматизированной части боекомплекта стало безопасным, чем не мог похвастать ни один русский танк, помимо опять же той же «Арматы». Т-90М «Прорыв» — это и есть та массовая, надежная и простая в производстве машина, базирующаяся на существующих узлах, что здорово облегчило серийный выпуск.
В то же время старый и новый танк обладает всеми актуальными технологиями и системами, необходимыми в наши дни. Если американские конструкторы, выполняя модернизацию по проекту СЕПВ-3 или М1А2С, ограничились перестройкой электроники и внедрением новых боеприпасов, то в Прорыве изменили или улучшили буквально всё.
Танк обрёл современный уровень защиты и живучести, — цифровой борт с высокоэффективными мультиспектральными прицелами, высокопроизводительными вычислителями и многофункциональными цифровыми средствами связи, улучшенную эргономику. В коем-то веке русский танк стал комфортным из-за заботы об экипаже — камера заднего вида, кондиционер, кресло с регулировкой, броня с антискользящим покрытием — все это лишнее этому подтверждение. В то же время Т-90М стал быстрее и значительно маневреннее, обладая при этом внушительной пушкой, способной вывести из строя любого конкурента.
Абсолютно универсальная машина, которая может всё и имеет полное право считаться одним из лучших танков в мире на сегодняшний день. Недаром американский журнал Popular Mechanics назвал Т-90М лучшим танком, применяемым в ходе СВО, а журналисты Newsweek подчеркнули, что эта русская машина — самый проходимый танк в мире. The National Interest с уверенностью назвали Прорыв «монстром».
Чего уж там. Даже американские аналитики из центра CNA, близкого к Пентагону, отметили, что по уровню ситуационной осведомленности и боевой эффективности на дальних и средних дистанциях превосходят любые зарубежные танки. А бывший внештатный аналитик консалтинговой компании Global Security Эндрю Ли пояснил изданию Leifu, что Т-90М качественно превосходит любые и российские, и зарубежные танки, и делает это по целому ряду параметров.
Зато по стоимости он и близко с ними не стоял. Один Т-90М — это 4,5 миллиона, в то время как западные машины стартуют минимум с 7 лямов долларов. В связи с этим я вернусь к самому первому нашему вопросу.
Т-90М Прорыв — кто же ты? Дитя военной пропаганды, очередной высер российской оборонке или же танк Великой Победы? В свете сегодняшних напряженностей и споров я не буду сам отвечать на этот вопрос, но пусть каждый из вас сам себе на него ответит, можно в комментариях под этой статьей. А я благодарю всех и прощаюсь с вами, до встречи в следующих обзорах. Всего вам доброго и главного скорейшего мирного неба над головой, и чтобы танки мы видели с вами лишь по ту сторону экрана, до скорого!