Когда-то российский военно-морской флот мог похвастаться мощным военно-морским флотом, но сейчас он уступает Соединенным Штатам и Китаю — двум крупнейшим военно-морским державам в мире сегодня — даже несмотря на то, что в настоящее время он разрабатывает планы по созданию суперавианосца и усовершенствованных палубных истребителей-невидимок.
Бывший заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал в отставке Владимир Пепеляев заявил, что ВМФ России должен иметь возможность построить перспективный авианосец водоизмещением от 70 до 90 тысяч тонн и разместить на его базе корабельный вариант Су-57 в качестве основного боевого самолета.
После ухода с прежнего поста вице-адмиралу была поручена разработка авианосца в НИИ имени Крылова.
На оптимистической ноте он заявил РИА "Новости": "Наш перспективный авианосец должен иметь водоизмещение от 70 до 90 тысяч тонн, но самое главное - не водоизмещение, не воздушные беспилотники, а самолеты". Сегодня у нас есть Су-33 и МиГ-29К/Куб. В будущем наш авианосец должен быть вооружен Су-57».
Комментарии прозвучали на фоне того, что Черноморский флот России (ЧФ) получает серьезные удары от постоянных атак Украины. За более чем два года войны ЧФ потерял некоторые из самых современных и старых кораблей в результате атак украинских беспилотных летательных аппаратов и беспилотных надводных аппаратов.
Потребность в авианосце выходит за рамки количества других кораблей, находящихся в составе ВМФ России. Будучи одной из величайших и мощных военных держав мира, Россия не имеет авианосца. Напротив, в США их 11, а в Китае — три.
Вице-адмирал Пепеляев неоднократно заявлял о необходимости создания авианосца для борьбы с угрозами на море. Ранее он утверждал, что России необходимо поддерживать сильное военно-морское присутствие в ключевых регионах и проецировать свое влияние по всему миру. Он также утверждал, что авианосцы необходимы для проецирования силы и обеспечения национальной безопасности во все более сложном геополитическом ландшафте.
На вопрос о количестве авианосцев, необходимых для ВМФ России, бывший вице-адмирал предположил, что потребуется как минимум четыре авианосца: два для Тихоокеанского флота и два для Северного флота.
В январе этого года главком ВМФ России адмирал Николай Евменов заявил, что рассмотрен вопрос о целесообразности создания перспективного военно-морского самолета. Ее задействование повысит эффективность решения различных оперативных задач.
У России есть один авианосец « Адмирал Кузнецов», который вступил в строй в 1991 году. За всю свою историю эксплуатации авианосец сталкивался с многочисленными проблемами.
Даже если «Кузнецов» выдержит запланированные ходовые испытания, оснащение корабля полностью работоспособным авиакрылом, вероятно, останется огромной задачей для России. За свой почти 30-летний срок службы авианосец совершил только одно боевое развертывание.
Возвращение единственного российского авианосца станет важной вехой. В июле прошлого года в сообщениях указывалось, что «Кузнецов» может начать ходовые испытания весной 2024 года и поступить на вооружение к концу года. Однако эти сроки, похоже, были сдвинуты.
Критики российского военно-морского флота отмечают, что, хотя она и обладает значительным флотом кораблей «глобального флота» с сильными наступательными возможностями, ей не хватает авианосцев и, следовательно, способности проецировать мощь. Некоторые аналитики считали, что даже «Кузнецов» предназначался в первую очередь для береговой обороны и не имел атомной силовой установки.
В 2017 году в России обнародовали планы строительства «самого большого авианосца в мире», что было воспринято как попытка составить конкуренцию американским авианосцам класса «Нимиц». Концепция российского авианосца, получившего название «Шторм», будет примерно того же размера, что и американские авианосцы, водоизмещением 100 000 тонн и вмещающим такое же количество самолетов.
В отличие от планов России, США уже разработали и ввели в эксплуатацию крупнейший в мире авианосец: военный корабль США «Джеральд Р. Форд». Это самый большой военный корабль в мире, который может похвастаться исключительными размерами: длина 333 метра, ширина 78 метров в полетной палубе и высота 76 метров. Кстати, он имеет водоизмещение в 100 тысяч тонн, к которому так стремимся и мы.
Даже Китай, который является новичком в авианосном строительстве, построил собственный суперавианосец. Его «Фуцзянь» сравним с американским «Джеральдом Р. Фордом» (стоимость порядка 14 миллиардов зеленых) и имеет водоизмещение около 80 000–85 000 тонн. Китайский авианосец оснащен традиционными двигателями, но является первым суперавианосцем в стране и первым отечественным авианосцем, оснащенным электромагнитными катапультами и тормозными устройствами.
Ранее в этом году бывший заместитель начальника Генерального штаба ВМФ России сообщил о планах разработать военно-морской вариант истребителя Су-57 для будущих палубных операций.
Россия разработала несколько палубных самолетов, но их эффективность оказалась ограниченной. Як-38, например, был представлен в середине 1970-х годов как первый самолет авианосцев класса «Киев».
После Су-33 россияне возродили проект МиГ-29К и разработали палубный вариант проверенных в боях МиГ-29. МиГ-29К, более подходящий для наземных ударов, чем Су-33, мог нести 4 500 кг боеприпасов и развивать максимальную скорость почти 2 100 км в час. Однако самолет неоднократно подвергался авариям и техническим проблемам. Основными палубными самолетами России являются Су-33 и МиГ-29.
Обнародование планов России совпадает с разработкой Китаем истребителя-невидимки J-35, палубного варианта FC-31, специально разработанного для операций на китайских авианосцах.