Найти тему

Здания-призраки

Я в отпуске, это милое странное незарегулированное время, когда, например, можно угодить на бесплатную дневную экскурсию, которую организуют на деньги городского гранта. Проводит её забавный мальчик, ровесник моей старшей дочери. Зовут Васей. Речь его сперва производит отталкивающее впечатление своей грандиозной безграмотностью. Дома у него "строили более лучше те, у кого были средствА". Героиня повествования, жена губернского архитектора Ивана Чарушина, "любила ухаживать за растительностью". А на свадьбе у них был "шафЁр".

Наличник, лепнина. Из личного архива
Наличник, лепнина. Из личного архива

Мы идём по городу, и рассказ Василия о церквях и зданиях, спроектированных Чарушина, звучит примерно так:

- Мы остановились в этом дворе, потому что тут была спроектированная Чарушиным усадьба. Она была деревянная. Вот как она выглядела (невнятный чёрно-белый рисунок в бликующем файле). К сожалению, усадьба сгорела в 1930-е годы.

- А тут мы остановились потому, что отсюда раньше было видно комплекс Архиерейского подворья, с красивой домовой церковью, спроектированный Чарушиным (очередное чёрно-белое расплывчатое в файле). После революции подворье с церковью сгорело, за исключением подсобных помещений, по которым трудно представить, что к ним приложил руку архитектор (демонстрирует ещё один рисунок, на котором угадываются сараи). В 1930-е годы и эти помещения разобрали.

- Мы стоим напротив такой-то церкви, Иван Чарушин не имел никакого отношения к её возведению, но он зато спроектировал около 1500 храмов, вот, например, поглядите (полдесятка чёрно-белых рисунков в файлах), правда, это не у нас, и вообще эти церкви тоже все сгорели.

Резной наличник и спутниковая тарелка, о чём-то, интересно, они шепчутся по ночам? Фото из личного архива
Резной наличник и спутниковая тарелка, о чём-то, интересно, они шепчутся по ночам? Фото из личного архива

Архитектор города призраков. А меж тем, Чарушиным спроектирован шикарный замок купца Булычёва (в нём, по слухам, кикимора жила) и изящная постройка Александровского костёла. Но они в нашу экскурсию не входят.

А мы идём по городу и отыскиваем чарушинские приметы. Полуразрушенная, но красивая лепка усадьбы Ильинских. Деревянные наличники (в городе осталось всего пять таких домов).

Церковь Иоанна Предтечи. Фото из личного архива
Церковь Иоанна Предтечи. Фото из личного архива

И наконец в самом центре старого города, за белым комплексом храма Иоанна Предтечи - усадьба семи окон по фасаду и два деревянных дома, купленные Чарушиным. Одному из деревянных домов, построенному в 1812 году, уже на момент покупки архитектором было больше сотни лет, а на сегодня, получается, более двухсот.

Один из деревянных домов усадьбы Чарушиных начала XIX века. Центр города!
Один из деревянных домов усадьбы Чарушиных начала XIX века. Центр города!

Василий, увлекаясь, горячо рассказывает про старую усадьбу (которая "растительность", говорит - ботаническому саду фору давала!), про пристроенный Чарушиным флигель и кабинет с окнами на храм, про то, как после революции усадьбу отобрали и устроили там коммуналку, разрушили анфиладную планировку. Как лихорадочно пытался архитектор спасти прекрасный комплекс Александро-Невского собора, даже придумал перепланировать основное здание во дворец физкультурника, да где там, взорвали...

Кованая решётка крыльца. Фото из личного архива
Кованая решётка крыльца. Фото из личного архива

Как Чарушин уехал было с семьёй в Питер, но вернулся накануне блокады, в последнем эшелоне. Как прославленный архитектор, создавший облик целого города, ютился с семьёй в сараях и банях. Как боролись за создание в усадьбе Чарушина дома-музея, но там люди жили, и бывшая коммуналка была окончательно расселена только в прошлом, 2023 году. Пришли консервировать, а там бомжатник, в каждой комнате общественный туалет. Вот, добиваются теперь реставрации, а это трудно, долго, может, к сентябрю...

Чарушинская усадьба. Слева его кабинет, окно выходит на церковь. Кованые перила и оформление крыльца "родные". Из личного архива
Чарушинская усадьба. Слева его кабинет, окно выходит на церковь. Кованые перила и оформление крыльца "родные". Из личного архива

И внезапно перестают замечаться и бесить Васины ошибки, хочется спокойно перелистать все его чёрно-белые рисунки, и думаешь: да знаешь ли, Вась, какой ты молодец! Как важно и здорово, что есть такие ребята, как ты. Ты же, Вась, хранитель исторической памяти. Двадцать пять лет, Вась, прожила я в этом городе и не знала о таком вот замечательном человеке, губернском архитекторе Иване Аполлоновиче Чарушине (папе известного писателя и художника Е. И. Чарушина).

Тот самый дом, постройки 1912 года. Фото из личного архива
Тот самый дом, постройки 1912 года. Фото из личного архива

И деревянного дома этого, ровесника войны с Наполеоном, никогда бы не увидела, если б не взялся ты проводить эту экскурсию. И на наличники эти деревянные никогда не обращала внимания. А тоже туда же, пальтище белое быстрей на себя наволочь, ошибки, видите ли, бесят.

Прости, Вась.