Состояние человека, при котором он не впадает в поиски «счастья» в качестве своей жизненной цели, очень погранично.
Общие характеристики такого состояния — безмятежность и непривязанность к внешнему миру, будь это люди или материальные вещи. Чрезмерное сосредоточение на одном объекте приносит страдание в том случае, если тот не соответствует нашим тщательно продуманным ожиданиям. Тратя колоссальное количество времени на обдумывание и рациолизирование чего-либо, существует риск не получить выпущенную энергию в равном количестве, поскольку порождения отчаянного разума едва могут иметь общее с реальностью; следовательно, наши ожидания не только рушатся на глазах, но и рассматриваются нелепыми (в глазах тех, на кого они были возложены — тем более).
Человеку, чувствующему своему неполноценность и недостаточность изнутри, легко привязаться даже к самым на первый взгляд скоротечным мыслям.
Противостоит же этому состоянию изобилие и достаточность, где единица предложенной возможности или идеи отпускается с такой же легкостью, с какой происходило ее создание.
Практика медитирования направлена не только на релаксацию.
В ней заложена древняя, глубокая и в какой-то степени каноничная (Буддизм) цель: достижение просветления и свободы разума путем контроля и навигации мыслей.
Человек, безнадежно схватившейся за объект внешнего мира, плотно идентифицирует себя с мыслями, вызванными ложными и нереальными ожиданиями. Медитация позволяет человеку не идентифицировать себя с ними. Более того, она позволяет «пропускать» их, словно поток энергии, который, найдя выход, стремится покинуть разум. В таком состоянии человек больше не привязан к тому, о чем ему так или иначе приходится думать. Он перестает ощущать зависимость от безысходности своих мыслей и, вместо страдания от их последствий, дает им умереть.
Посвятивший себя суете и не посвятивший себя размышлению, забывший цель, цепляющийся за удовольствие завидует
самоуглубленному.
Будда Шакьямуни
Таким образом, главным преимуществом свободного разума, не цепляющегося за неподконтрольные ему вещи, является именно тот факт, что любое несчастье (вызванное самыми разными ошибками и пороками) завершается там, где ему суждено завершиться. Это также ориентирует человека в бесчисленных попытках сделать однозначный и неоспоримый вывод, чем, как правило, страдают как раз чрезмерно рациональные люди (в нашем случае — ощущающие недостаточность в себе).
Больше подобного материала: