Именно после "четверной дуэли" 1817 весельчак Грибоедов превратился в убеждённого человеконенавистника, мизантропа. А виновницей стала известная на всю Россию "женщина с низкой социальной ответственностью" весьма юного возраста
«А кто здесь умный?»
Таким вопросом задался Пушкин после прочтения пьесы Грибоедова.
200 лет назад, в мае 1824 года, Александр Сергеевич Грибоедов закончил работу над своим великим произведением – комедией «Горе от ума». Автор отнюдь не считал себя прирожденным драматургом, хотя к тому времени уже написал несколько, прямо скажем, невзрачных пьес. Но куда больше его привлекала дипломатия, музыка и живопись.
Давайте не будем подробно останавливаться на содержании пьесы и ее триумфальном шествии по театральным подмосткам – а оно продолжается и по сей день. Комедия показывает быт московского светского общества того времени, в ней сполна проявилось отношение Грибоедова к своим современникам – ироничное, порой – желчное. В общем, откровенным мизантропом был этот русский гений. Но… Тогда презрение к свету было отчасти в моде. Грибоедов и не скрывал, что за основу своей комедии он взял пьесу Мольера «Мизантроп», в которой главный герой, этакий «злой умник», презирает всех вокруг.
Модный автор?
Некоторые исследователи считают, что именно из-за чрезмерной желчности автора, а вовсе не из-за каких-то политических соображений, комедию «Горе от ума» запретили к постановке. Грибоедов так ни разу и не увидел свое детище на сцене, хотя и Александр I, и его брат Николай I благоволили к сочинителям-вольнодумцам (кто бы и как бы ни обвинял их в тирании).
А светское общество уже в 20-х годах XIX века знало «Горе тот ума» чуть ли не наизусть: всюду ходил рукописный текст пьесы, и считалось просто неприличным его не прочитать. Недаром Пушкин, который увидел грибоедовское произведение одним из первых, предрекал, что «половина пьесы должна войти в пословицу».
И впрямь, ну скажите на милость, кому из нас не знакомы фразы из этой пьесы, хотя порой мы употребляем их, не задумываясь об авторстве:
- «Блажен, кто верует»,
- «А судьи кто?»,
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,
- «И дым Отечества нам сладок и приятен»,
- «Герой не моего романа»,
- «Свежо предание, да верится с трудом»,
- «Счастливые часов не наблюдают»,
- «Подписано, так с плеч долой»,
- «Завиральные идеи»,
- «Ври, да знай меру»,
- «Числом поболее, ценою подешевле»,
- «С чувством, с толком, с расстановкой»…
Вместе с тем, мало кто сегодня знаком с таким высказыванием Пушкина о пьесе «Горе от ума»:
«Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо?.. Что такое Чацкий? … Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед…».
Золотые слова. Особенно – в наше с вами время.
Почему в качестве места действия Грибоедов избрал Москву, а не Петербург? Историки литературы полагают, что Грибоедов, говоря современным языком, считал московское общество «отстоем». Впрочем, судя по всему, и петербургское – тоже. Мизантропия не знает границ.
Вскоре после написания своей пьесы Грибоедов был приглашен почитать «Горе от ума» в частный литературный салон. Среди присутствующих был модный драматург Федоров, чья пьеса с блеском шла на столичных подмостках. И успешный автор «посмел» сравнить творение Грибоедова со своим, причем в совершенно необидной форме. Грибоедов затеял скандал, требуя удалить Федорова из гостиной. В результате ушли оба. Хорошо, что на этот раз обошлось без дуэли: к тому времени Грибоедов уже имел горький опыт участия в поединках.
Есть мнение, что именно обстоятельства, связанные с "четверной дуэлью" 1817-го года, надломили 22-летнего Грибоедова и навсегда испортили его характер. Тогда-то, мол, и началось превращение богатого, юного, довольного жизнью интеллектуала в гордого, высокомерного обличителя нравов.
Тот год был, несомненно, поворотным в судьбе Грибоедова. Масоном он стал еще раньше, а в начале 1817-го учредил в Петербурге собственную масонскую ложу «Благо», получив титул «мастера». Вопреки расхожему мнению о масонах, даже столь высокий уровень «посвящения» не избавил Грибоедова от житейских невзгод и разочарования в людях.
Что же за роковой случай произошел в ноябре 1817 года, за несколько лет до создания «Горя от ума»?
Танцовщица по вызову
Балерину Авдотью Истомину мы знаем по роману «Евгений Онегин»:
«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна…,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет».
Так «пиарил» свою мимолетную пассию Александр Сергеевич.
Это «полувоздушное» существо с 15 лет практиковало частный обнажённые танцы для состоятельных мужчин (с последующим «продолжением банкета»). На квартирах петербургских волокит она в в далеко не обетом виде исполняла балетные па. Конечно, слово "педофил" было уже и тогда, но применялось оно в отношении любителей совсем уж маленьких девочек. Таких извращенцев в высшем обществе и впрямь не жаловали – из чисто эстетических соображений. А 15-летняя танцовщица, учитывая, что в крестьянских семьях "девку" могли выдать замуж уже в 14, считалась вполне себе нормальным объектом для созерцания.
И уж, конечно, никакого осуждения в свете не вызвал и брак 32-летнего Грибоедова с 15-летней Ниной Чавчавадзе: они обвенчались в Тбилиси за год до трагической гибели автора «Горя от ума». Странные были нравы, не так ли? Или, может быть, в то время просто не существовало депутатов Госдумы и всех прочих парламентариев, которые на старости лет, завидуя молодежи, придумывают законодательные ограничения возраста плотской любви…
Ну и, если уж говорить о нравах, то столичным повесам двухсотлетней давности не приходило в голову ревновать Дуню (так завали Истомину меж собой театралы) к очередному заказчику «танцев в стиле ню». Правда, Пушкин в том же 1817 году, будучи 18 лет от роду, написал нецензурную эпиграмму на одного из клиентов балерины, и не на кого-нибудь, а на самого графа Орлова.
Да простят нас читатели, но мы не можем привести её здесь по цензурным соображениям. Желающие могут легко найти её по первой строчке: "Орлов с Истоминой в постеле..."
Граф посмеялся над эпиграммой и продолжал дружить с Пушкиным, порой оказывая поэту всяческую поддержку. Видимо, с мужским достоинством, вопреки стишатам, у него все обстояло как нельзя лучше. К тому же… Стреляться? Из-за кого? Из-за доступной всем и каждому балеринки? Помилуйте, это моветон.
Однако был в Петербурге человек, для которого Дуня была дороже всего на свете – блистательный кавалергард Василий Шереметев. Только ее единственную он любил по-настоящему, чем немало потешал приятелей. С 16 лет Истомина жила на квартире у Шереметева, продолжая при этом карьеру дамы полусвета. Она словно измывалась над высокими чувствами своего обожателя (увы, картина обычная)… После очередной размолвки, в ноябре 1817 года, Истомина обиделась и ушла жить к подруге по сцене Мариинского театра, а Шереметев отбыл «в командировку».
Как-то промозглым и скучным вечером Грибоедов повстречал Истомину и, не долго думая, позвал ее погреться к своему другу Александру Завадовскому, у которого на тот момент жил и сам. Приятели посулили девушке хорошее вознаграждение за "фирменные" танцы, Истомина согласилась. Двое суток кряду она и ее кавалеры не выходили из квартиры. И тут кто-то пришел и сообщил: Шереметев вернулся! Дуня поспешила к нему – мириться.
Пушкин в своих стихах ничего не говорит об уме Истоминой, он всё больше – про ножки. Так вот, желая вызвать у сожителя раскаяние, Дуняша не придумала ничего умнее, чем рассказать Шереметеву, как и с кем провела минувшие два дня. Дескать, «ты, Васенька, сам во всем виноват, ты выгнал меня на улицу!»
Шереметев, вместо того, чтобы навсегда распрощаться с легкомысленной зазнобой, сразу помчался к Завадовскому и вызвал его на поединок. Друг Шереметева, будущий декабрист Александр Якубович, доказывал ревнивому кавалергарду: «Ты не с тем надумал стреляться!» И тут же вызвал на дуэль инициатора «грязных танцев» – Грибоедова. Точнее, формально Якубович и Грибоедов были секундантами на дуэли Шереметева и Завадовского, но при этом им предстояло еще и стреляться между собой.
В результате Шереметев был смертельно ранен и умер спустя два дня, а Якубовичу и Грибоедову пришлось отложить выяснение отношений: они срочно должны были доставить истекающего кровью кавалергарда на его квартиру. Там, на пороге смерти, он простил рыдающую Истомину… В качестве «компенсации» семье Шереметевых царь Александр I назначил сестру убитого - Наталью - фрейлиной, Завадовский уехал в Лондон, Якубович – на Кавказ. Грибоедов, чья роль в этих событиях была, прямо скажем, неприличной, добровольно покинул столицу на несколько лет.
А дуэль его с Якубовичем состоялась год спустя, в Пятигорске. Будущий декабрист отстрелил мизинец автору «Горя от ума», на том и дело кончилось.
Всё к тому и шло…
30 января 1829 года, будучи русским послом в Тегеране, Грибоедов был растерзан толпой фанатиков-исламистов. Многие исследователи, говоря о причине кровавой резни, говорят о высокомерии и нежелании идти на переговоры с «неверными», которые открыто демонстрировал Грибоедов. Увы, презрение к людям, сквозящее в комедии «Горе от ума», обернулось большой трагедией, причем не только для автора: вместе с создателем хрестоматийной пьесы распростились с жизнью 36 человек из российской дипмиссии.
Тело Александра Грибоедова, которое несколько дней волочили по улицам Тегерана, было опознано по изуродованной левой руке – увечью, полученному на дуэли с декабристом Александром Якубовичем.
Александр АННИН
Фото: wikipedia.org
© "Белорус и Я", 2024
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?
👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈
Другие материалы канала на тему История Союзного государства смотрите здесь:
Топ-3: