Найти в Дзене
Пути истории

Как Купер угнал самолёт? Часть I. Хронология событий.

В эфире рубрика #историческоедело

Да, друзья, как вы заметили, у нас новая рубрика, идея появилась давно. В этой рубрике мы будем говорить о самых громких преступлениях и уголовных делах, об известнейших преступниках и полицейских, и т.д. Я долго думал, с чего бы мне начать эту рубрику. Сначала хотел сделать пост о группе Дятлова, но там как-то не пошло дело, мне текст, который у меня получился, не понравился, так что я решил группу Дятлова отложить как-нибудь на потом, и стал думать, а о чём бы сделать всё-таки пост. Как ни странно, на помощь мне пришел сериал “Локи” от Марвел. В одной из сцен воспоминаний главного героя, они интерпретируют одно преступление под свою киновселенную. В этой сцене мы узнаем, что Локи проспорил Тору, и вынужден был в качестве оплаты проигрыша захватить самолёт, а потом получить деньги и исчезнуть так, чтобы его не нашли. Локи выполняет задание, а выполняет его под псевдонимом Д.Б.Купер. Я думаю, что это имя слышали многие, точнее сказать, псевдоним. Так вот, этот момент из сериал марвеловская интерпретация наверное самого известного угона самолёта в истории человечества, которое так и не было раскрыто. Я предлагаю поговорить о Дэне Купере и угоне Boeing 727-51 (фото 1), совершавшего перелет по рейсу NW305. Я думаю сделать два поста, в первом рассказать о хронологии событий, а во втором о расследовании инцидента и о его влиянии на авиацию.

Фото 1. Boeing 727-51
Фото 1. Boeing 727-51

24 ноября 1971 года в аэропорт города Портланд, штат Орегон, вошёл мужчина лет 45, одет он был в тёмный костюм, плащ и шляпу. Также на нём были тёмные очки, а в руках нёс небольшой чемодан. Позже стюардессы добавят ещё подробностей к его внешности: рост от 178 до 180 сантиметров, вес от 77 до 82 килограммов, также на нём был чёрный галстук с заколкой и перламутровая булавка, а его глаза были карими и близко посаженными, кожа имела смугловатый оттенок. Он подошёл к стойке авиакомпании Northwest Orient Airlines, где купил билет до Сиэтла на имя Дэна Купера(фото 2).Да, Д.Б. Купером он станет из-за журналистской ошибки. Тогда ещё не проверяли документы, так что данного пассажира зарегистрировали на рейс по имени, сказанному им самим, а названо было именно Дэн Купер.

Фото 2. Дэн Купер
Фото 2. Дэн Купер

Во втором часу дня Дэн Купер поднялся на борт Boeing 727-51. Пройдя в хвост самолета, он занял место 18-С. В 14:50 самолёт оторвался от взлётно-посадочной полосы Портленда и взял курс на Сиэтл. Купер закурил сигарету и попросил у стюардессы бокал бурбона с газировкой. Да, было время, когда в самолёте курили и пили. Кроме Купера на борту было 36 пассажиров и 6 челенов экипажа. С последними, наверное, стоит познакомится поближе. Капитан воздушного судна Уильям А. Скотт, второй пилот Уильям Дж. Ратачак, бортинженер Гарольд Е. Андерсон, а также три бортпроводницы: Элис Хэнкок, Тина Маклоу, Флоренс Шаффнер.

Именно Флоренс(фото 3) принесла бурбон Дэну Куперу, а Купер в ответ протянул ей записку. Флоренс, привыкшая к постоянному вниманию пассажиров и разным намекам, не предала значения записки. Купер, увидев, что Флоренс хочет убрать записку в карман, остановил её и сказал: “Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба”. Шаффнер прочла записку в которой кроме упоминания о бомбе были требования Купера. Прочтя записку она вернулась к Куперу и попросила доказательства существование бомбы. Дэн попросил стюардессу сесть рядом и раскрыл свой портфель. В нём было устройство очень похожее на бомбу. А конкретно 8 красных цилиндров, прикрепленных к большой цилиндрической батареи проводами. После чего по инструкции Шаффнер сразу же пошла к кабине пилотов и сообщила им о захвате самолёта. И озвучила требования Купера, которые звучали так: 200 тысяч долларов и 4 парашюта. Пилоты так же действовали по инструкции и доложили на землю о ситуации на борту и о требованиях Дэна Купера. После короткого совещания на земле решили выполнить требования Купера. И самолет продолжил лететь в сторону Сиэтла. На борту началась лёгкая паника, которая была быстро остановлена, пассажирам объявили, что из-за небольшой технической неполадке посадка в Сиэтле чуть задерживается. И всё время пока собирали выкуп самолёт кружил над заливом Пьюджет-Саунд(фото 4). А сам угонщик вёл себя максимально невозмутимо, он заказал себе второй бурбон и опять закурил сигару. А после того как выпил и закурил, он поблагадарил стюардесс за хорошое обслуживание, расплатился за бурбон и сигары и оставил даже на чай стюардессам.

Фото 3.  Стюардесса Флоренс Шаффнер
Фото 3. Стюардесса Флоренс Шаффнер
Фото 4. Залив Пьюджет-Саунд
Фото 4. Залив Пьюджет-Саунд

В это время на земле собирали выкуп по банкам Сиэтла, а агенты ФБР ездили в местный любительский парашютный клуб, где и взяли эти 4 парашюта. В 17:24 всё было собрано, и земля сообщила на борт о готовности их встретить, и Купер дал добро на посадку в Сиэтле. Они сели в 17:39, Купер приказал выключить весь свет на борту, чтобы было не видно, что там происходит, и было невозможно прицелится снайперам и вырулить на дальнюю стоянку. После чего к самолёту приблизились служащие аэропорта. Дэн Купер открыл кормовой трап, и они передали ему и деньги и парашюты. После чего Купер отпустил пассажиров и двух стюардесс. На борту осталась одна из стюардесс Тина Маклоу(фото 5) и пилоты с бортинженером. Началась дозаправка самолёта, а пока она шла, Купер подошел к пилотам и изложил свои требования по полёту. Самолёт должен направляться в сторону Мексики, на высоте 3 000 метров, на максимально малой скорости и с выпущенными закрылками и шасси. Также угонщик попросил не герметизировать салон и кабину авиалайнера. А ФБР лихорадочно пыталось понять, что же задумал этот угонщик. Особенно в тупик их вводило требование парашютов на двух человек. Выдвигались разные теории, например то, что у Д.Б. Купера сообщник на борту самолета. Я бы на месте ФБР грешил бы на Тину, потому что это самый странный выбор из оставшихся на борту людей. Ясно, зачем ему пилоты и бортинженер, но почему именно мисс Маклоу, а не, например, старшая бортпроводница или Флоренс, с которой он вёл переговоры с самого начала. Ну ладно, это проснулся мой внутренний детектив, вообще я, конечно, обожаю детективные истории, но об этом мы поговорим как-нибудь в неисторических постах обо мне. А сейчас вернёмся к нашей истории. Как выяснится, сообщников у Купера не было, а второй парашют был отвлекающим маневром. Ну, а пока самолёт дозаправляется, а ФБР задумчиво ходит по комнате, надо попробовать дипломатию. К самолёту подходят переговорщики и предлагают сдаться, но Купер их вежливо отправляет восвояси, а ещё уточняет, почему затягивается дозаправка, и грозится взорвать самолет, если в ближайшее время дозаправка не закончится. И вот дозаправщик отъезжает от самолета, и тот готов к взлету.

Фото 5. Стюардесс Тина Маклоу
Фото 5. Стюардесс Тина Маклоу

В 19:40 самолёт отрывается от взлётно-посадочной полосы и поднимается в в небо. А в это же время с ближайшего военного аэродрома в воздух вздымаются два истребителя F-106(фото 6) и садятся на хвост боингу. Купер нисколько этому не был удивлён, он прекрасно понимал, что у него будет почётный эскорт. Он сохраняет абсолютное спокойствие и просит бортпроводницу проследовать в кабину пилотов и запереться там. Последнее, что увидела Маклоу, это как угонщик обматывал вокруг пояса пачки денег. Ровно в восемь часов по местному времени в кабине пилотов загорелась сигнальная лампочка о том, что был открыт кормовой выход. После недолгих раздумий капитан воздушного судна уточнил у Купера по внутренней связи, не нужна ли ему какая-либо помощь. На этот вопрос Д.Б. ответил резким отказом. А в 20:13 хвост самолёта резко рванулся вверх. Чтобы выровнить машину экипажу пришлось приложить определенные усилия. А в 22:15 самолёт приземлился в аэропорту Рино.

Фото 6.  Истребители F-106
Фото 6. Истребители F-106

Вскоре на борт самолета поднялась полиция и ФБР. Обследовав самолёт они не нашли Купера. Вскоре стало ясно, что тот резкий рывок кормы в верх был прыжком(фото 7). Купер ушел незамеченным. Куда делся угонщик? Почему прыжок не увидели пилоты американских ВВС? Кем был этот Д.Б.Купер? И что стало с деньгами? Как это ситуация повлияла на безопасность полетов? Обо всём этом мы поговорим в следующим посте.

Фото 7. Прыжок Купера
Фото 7. Прыжок Купера