Наше общество любит формировать стереотипы и заблуждения о чем-то новом, прежде невиданном, особенно если это пришло из-за границы. А когда этим увлекаются еще и дети и подростки, то простая обеспокоенность часто перерастает в форменное безумие. Не обошла стороной подобная истерия и аниме-индустрию.
Конечно, японская анимация так и не стала главной угрозой для подрастающего поколения России, уступив пальму первенства компьютерным играм. Тем не менее вокруг аниме успел сложиться целый ворох глупых предубеждений.
Аниме не для детей, поэтому его надо запретить. Данное утверждение берет свои корни из одного из главных стереотипов в современной медиа-индустрии: раз это мультфильм, значит для детей.
Не попасть на удочку этого заблуждения в наше время довольно просто – достаточно лишь взглянуть на возрастной рейтинг. Но нет же, миллионы родителей из года в год водят своих детей на картины, которые для них не предназначены, а потом обвиняют в этом всех, кроме себя. Кроме того, в России к категории «дети» любят относить всех, кто не достиг 18-летнего возраста, забывая, что в промежутке от 0 до 18 человек проходит сразу несколько возрастных периодов.
А что аниме? Большинство произведений этого направления искусства изначально созданы НЕ для детей. Да, существует метажанр «кодомо», который предназначен для детей до 10-12 лет, но, справедливости говоря, он не особо интересен русскоязычному аниме-сообществу. Но как определить, кому что можно смотреть, а кому – нельзя. Очень просто – по возрастным рейтингам, которые есть у каждого лицензированного аниме и даже у части пиратского. Проблема, конечно, в том, что подросток вряд ли сразу же выключит свой любимый сериал, когда увидит, что ему нельзя смотреть его по возрастному рейтингу. Однако это, естественно, не вина создателей аниме. Более того, в самой Японии прокатчики хорошо постарались, чтобы их анимация не нанесла вред психике детей. В утреннее и дневное время там показывают лишь тайтлы для детей и воскресные бесконечные сёнэны, вроде One Piece. Аниме для подростков со столь ужасными по мнению нашей обеспокоенной общественности этти-сценами обычно не встретишь на японском телевидении раньше 23 часов. А совсем хардкорные тайтлы с кровью, насилием, смертями и безысходностью показывают в час, в два, а то и в три ночи.
Какой из всего этого можно сделать вывод? Обвинять продукцию не для детей в том, что она не для детей, не стал бы даже сам Капитан Очевидность. Глупо запрещать подросткам смотреть то, что специально для них и создавалось, потому что это нельзя детям младшего школьного возраста.
Всё аниме содержит сцены порнографического характера. Соглашусь, сейчас, в эпоху доступного интернета это заблуждение кажется смешным.
Никто не отрицает, что хентай действительно существует. Но это всего лишь один из множества направлений японской анимации. Тут можно привести аналогию с кино, которое не ограничивается одним лишь порно. Кроме того, что хентай, что порно чаще всего сморят с очень определенной целью, а не ради глубокого сюжета, хотя есть и такие ценители. Но откуда тогда растут корни у данного заблуждения? Скорее всего, оно появилось из-за того, что во многие аниме добавляют элементы эротики с целью завлечь целевую аудиторию голодных подростков и 30-летних бородатых магов. Однако в подавляющем большинстве жанров аниме эротика никогда не становится порнографией, поскольку цензура в Японии не менее строгая, чем в России. Однако наше высокодуховное общество не различает понятия эротики и порнографии, поэтому ставит клеймо хентая даже на то аниме, где героиня слегка оголила плечо.
Аниме пропагандируют жестокость и насилие. Причина этого заблуждения довольно проста: тайтлы, под завязку наполненные жестокостью и насилием, действительно существуют. Достаточное количество, чтобы «эксперты» с пафосным видом перечисляли их, загибая пальцы. Но если быть объективным, то в процентном соотношении действительно жестоких аниме не так уж и много. Во-первых, очередной раз повторюсь, что в Японии тоже есть цензура и возрастные рейтинги, поэтому в «детском аниме» насилие будет сведено к абсолютному минимуму, а в сёнэнах подобные сцены обычно делают комичными или нереалистичными. Лишь в тайтлах для взрослой аудитории зрители смогут увидеть насилие в своем первозданном виде. Да и то откровенную гурятину никогда не покажут ни на телевидении, ни в кино. Так что аниме со сценами насилия дети, по идее, никогда не должны увидеть, поэтому их психике ничего не навредит. А взрослые имеют право портить ее так, как считают нужным, пока это не противоречит закону. Во-вторых, японцы в последние десятилетия стали жуткими морализаторами и адептами мира во всем мире, что впитало в себя и их современное искусство. В тех же исторических и псевдоисторических аниме «реки крови» демонстрируются лишь для того, чтобы наглядно показать все ужасы того времени и бессмысленность насилия как такового, наоборот давая понять подрастающему поколению, что жестокость бессмысленна, так как плодит лишь горе и муки. Кроме того, сцены насилия чаще всего демонстрируются в тайтлах, где во главе угла стоят страдания и моральные травмы героев, ведь если их прошлое не будет ужасным и полным жестокости, то в искренность их стенаний зрители просто не поверят. Также без насилия и жестокости не покажешь пороки общества, обличение которых выступает лейтмотивом некоторых аниме.
И всё это встречается лишь в тех аниме, где того требует жанр и концепция сюжета. Если, например, в той же Vinland Saga всех викингов показали бы добрыми, миролюбивыми, за всю жизнь и мухи не обидевшими, то зрители бы просто сравняли авторов с землей за историческую недостоверность. Хотя и без этого сравняли. Также без сцен насилия не сделать те же детективные и криминальные аниме. А в большинстве тайтлов самое страшное «насилие» учиняют настолько безобидные школьные хулиганы, что в наших школах их бы самих обижали.
А какой из этого можно сделать вывод? Насилие в аниме ничего не пропагандирует, а лишь является языком кино, как и в лайв-экшн картинах. А особо кровавые тайтлы, по идее, никогда и не увидят дети.
Аниме делает человека асоциальным. К такому заблуждению легко прийти, если сделать неправильную логическую цепочку. Ведь действительно, среди анимешников довольно много замкнутых, стеснительных и необщительных людей. Только вот такими их сделал не просмотр аниме, а множество других факторов, например, отношения в семье и школе. А аниме эти люди смотрят как раз для того, чтобы получить хоть немного положительных эмоций в своей жизни и поверить в себя, ведь главный герой их любимого сериала тоже в самом начале был самым слабым, ненужным и бесполезным, а к концу – стал героем, всеобщим любимцем, популярным у девушек и вообще хокаге. Кстати, многим детям и подросткам аниме в жанре «повседневность» наоборот помогает перебороть себя и начать сближаться с коллективом. Ведь в этом жанре подробно разбирают жизненные ситуации, с которыми может столкнуться практически любой школьник, а также просто и наглядно показывают, как при этом лучше всего себя вести. Да, для большинства взрослых такое кажется очевидным, но для детей и подростков, обделенных вниманием родителей, подобные аниме могут оказаться полезными. Ведь во многих семьях табуированы важные темы. Естественно, если подросток будет смотреть по сотне тайтлов за сезон, забывая про учебу, друзей и всё остальное, это негативно скажется на его положении в социуме. Но так губительно можно увлечься многим, не только аниме.
Отдельно хочется рассказать про уже почти забытое заблуждение, что аниме побуждает детей не ходить в школу. Во-первых, если ребенок ее пропускает, то не обязательно делает это ради просмотра аниме. Сейчас в эпоху информационных технологий и без него есть чем заняться. А, во-вторых, вспомните, что делают герои аниме в свободное от основного сюжета и фансервисных квестов время? Правильно, ходят в школу. В более редких случаях – в институт или в какое-нибудь училище, вроде кадетского корпуса в «Титанах». Но для чего это необходимо? Чтобы целевая аудитория могла ассоциировать себя с героями аниме, чтобы мотивировать детей на посещение школы. Ведь в учебные заведения ходят и девочки-волшебницы, тайно спасающие мир, и герои войны, в которой почему-то могут сражаться только подростки, и могущественные боевые маги, одним щелчком способные уничтожить целую страну, и сильнейшие ниндзя, и, естественно, обыкновенные японские школьники из тайтлов в жанре «повседневность». Неважно, насколько ты крут, известен и велик, тебе всё равно надо ходить в школу, так как это обеспечит тебе благополучную жизнь в будущем, подарит верных друзей и принесет много радостных и запоминающихся моментов. Вот какую мысль пытаются донести в большинстве аниме.
Аниме пропагандирует суицид. Если вдруг какой-нибудь подросток где-то на территории нашей необъятной родины покончит с собой, что в этом обвинят? Проблемы в семье, травлю в школе, неразделенную любовь, психическое расстройство? Не! Давайте лучше свалим всё на компьютерные игры и аниме! Ведь их можно найти на компьютере у любого школьника! Дело раскрыто, а родители и окружающие уже не виноваты. Ведь ребенка погубили продукты деструктивного влияния треклятого Запада! И Востока!
А какие аниме чаще всего обвиняют в пропаганде суицида? На первом месте в таком топе у обеспокоенной общественности до сих пор находится «Тетрадь смерти», выходившая еще в далеких 2006-2007 годах. Самое смешное, что аниме и оригинальная манга вообще не про суицид, а про убийства. Конечно же, вся эта истерия вокруг «Тетради смерти» закрутилась не просто так. В конце нулевых – начале десятых громадную популярность приобрели тетрадки с символикой этого аниме, в которые школьники ради шуток записывали разные имена. Безобидная забава, которой никогда не напугать психически здорового человека. Тем более мода на эти тетрадки прошла еще лет 10 назад. Но это не мешает некоторым озабоченным родителям до сих пор считать, что «Тетрадь смерти» угрожает жизням их отпрысков. Ведь детям достаточно увидеть слово «смерть» в названии, чтобы в их голове запустилась программа самоуничтожения.
Также стоит отметить, что для большинства «экспертов» знакомство с аниме, про которое они авторитетно рассуждают, заканчивается прочтением его названия и иногда странички в Википедии. Да, не спорю, существуют тайтлы, герои которых действительно сводят счеты с жизнью (правда «эксперты» про них чаще всего просто не знают и упорно продолжают обвинять во всём «Тетрадь смерти»), но суммарная их доля среди всего аниме крайне мала. Да и чаще всего подобный контент просто запрещен к просмотру детям.
Однако пропаганда суицида является лишь частью более крупной претензии: общей депрессивности содержания японской анимации. Те, кто давно смотрит аниме в онгоинге, прекрасно понимают, насколько это утверждение оторвано от реальности. Может, лет 10-20 назад еще была мода на тайтлы с упором на сюжетную составляющую, в которых раскрывались вечные проблемы бытия человека. Вот их просмотр действительно мог вогнать некоторых людей в депрессию. Но современная индустрия пошла по другому пути. Сейчас аниме больше старается развлечь подростков, а не заставить их задуматься. Хотя это, скорее, вина не японских студий, а всего рынка медиа-индустрии, в которой в наше время царят попкорновые блокбастеры. Сейчас лишь единицы продолжают снимать авторское аниме. Остальным же приходится создавать то, что проще всего сделать и легче продать, вроде бессюжетных исекаев. И вы думаете, что рядового зрителя в этом избытке чисто развлекательного контента сможет что-то вогнать в депрессию. Ну, разве что отсутствие годноты. Сейчас надо очень постараться, чтобы найти по-настоящему депрессивное аниме. Даже тайтлы, претендующие на общую серьезность и мрачность повествования, в соответствии с современными трендами обильно «начиняют» комедийными и фансервисными элементами, что часто портит всю атмосферу. Вот почему современным аниме будет сложно вогнать в депрессию даже ребенка.
Аниме развращает детей и подростков. Тут в принципе нечего оспорить. В японской анимации каждый может найти себе фетиши и извращения на любой вкус, поэтому лучше не начинать бессмысленные оправдания, что в аниме их нет. Стоит признать, что в аниме-сериалы частенько добавляют различные фансервисные элементы, чтобы привлечь целевую аудиторию. И зачастую делают это так топорно, что это не только не помогает, а наоборот вредит самому тайтлу. В аниме-индустрии нередко делают ставку не на продуманный сюжет и интересные идеи, а на дешевые трюки для удовлетворения низменных желаний масс, что не может не расстраивать.
Однако этому есть свое объяснение. В Японии функционирует одна из самых развитых и крупных в мире секс-индустрий. И услуги этой сферы не ограничиваются одной только проституцией, которая формально в Японии запрещена. Это и многочисленные секс-шопы, основной ассортимент которых составляют товары для мужчин, а не для женщин, как в большинстве стран, и магазины порнофильмов и хентая. Строго для совершеннолетних, естественно. Сами же японцы, мягко говоря, не совсем открытые в общении и отношениях люди, из-за чего у них возникает потребность в сублимации в этой сфере. Вот тут и оказывается нужной развитая секс-индустрия, услугами которой пользуются многие японцы. Нет, естественно, никто не будет всем рассказывать на работе, как приобрел какой-нибудь мегадевайс «Сталин-3000», однако и удивление или возмущение от наличия мест, где его можно приобрести, у японцев вряд ли возникает. Аналогично дела обстоят и с элементами, предназначенными для взрослой аудитории, которые удовлетворяют низменные потребности зрителей. Нам, россиянам, которые живут в стране с практически полностью табуированной темой сексуального образования и, тем более, секс-индустрии, такое сложно понять. Да и я вряд кого-то смогу тут переубедить. Однако одно могу сказать наверняка: проблема развращения детей и подростков решается так же просто, как и многие предыдущие – маркировкой возрастных рейтингов.
Ну вот мы и подошли к краеугольному камню претензий к аниме — что это секта/субкультура. Да, не анимешники, не тематические группы и паблики и даже не русскоязычное аниме-комьюнити, а само «аниме». Именно эта претензия, на мой взгляд, является самой опасной. Обвинением в субкультурности аниме можно парировать любые факты, опровергающие его «деструктивность». По такому же принципу работает и нетленное «аниме на аве — мать в канаве». Неважно, насколько аргументированно вы будете доказывать такому оппоненту необоснованность его точки зрения, он, по его мнению, уже переиграл и уничтожил вас, потому что стоит выше жалкого сектанта-анимешника. Несмотря на кажущуюся примитивность, этот прием до сих пор работает.
Естественно, в то, что аниме — это секта, уже практически никто не верит. Анимешники давно не ведут себя, как сектанты, проповедуя просмотр аниме всем страждущим, причащая животворящими VHS-касетами после вступления в аниме-масонскую ложу. А вот с субкультурностью всё не так просто. Как бы мне ни хотелось это отрицать, наличие терминов «анимешник» и «аниме-комьюнити» доказывает обратное. Более того, некоторые анимешники сами считают аниме-комьюнити субкультурой. Не могу отрицать, что просмотр аниме и чувство, что ты являешься частью чего-то большего, что есть люди, которые тебя ценят, действительно помогает многим молодым людям. Не буду скрывать, я и сам стал активным членом аниме-комьюнити лишь после того, как влился в свою группу по интересам — команду по переводу ранобэ.
Но сейчас, чтобы смотреть аниме, не обязательно вообще быть частью комьюнити. Не обязательно някать (да, еще не до конца исчез стереотип, что все анимешники всегда говорят на своем особом субкультурном языке), носить специальную атрибутику, заниматься косплеем, фанартом и прочими активностями. Сейчас можно просто смотреть аниме в свободное от учебы и работы время.
Аниме-индустрия переживает сейчас такой этап, который в свое время проходили те же компьютерные игры или просмотр футбола: трансформация в глазах общественности от увлечения исключительно для задротов/фанатов к нормальному времяпрепровождению для обычного человека, если соблюдать умеренность. И тут нам, анимешникам, не стоит наступать на те же грабли. Не надо обижать казуалов, ведь именно они и обеспечат в будущем «нормальность» нашему увлечению. При этом настоящие анимешники никуда не исчезнут. Лютые задроты остались даже в эпоху засилия казуальных мобильных игр, как не пропали и настоящие хардкорные футбольные фанаты.
И поэтому сейчас как никогда важно показать, что просмотр аниме не означает неминуемую социальную изоляцию. Анимешники могут стать успешными, богатыми и знаменитыми людьми, что сейчас всему миру наглядно демонстрирует тот же Илон Маск. И в то же время нам, анимешникам, также необходимо перестроиться в этом изменяющемся мире. Теперь уже не обязательно активно рекомендовать всем окружающим начать смотреть аниме. Люди о нем и без нас узнают, ведь оно уже стало очень популярным. Сейчас более важно начать избавляться от клейма субкультурности, как бы нам ни хотель его сохранить. Ведь лучшее будущее для аниме — это возможность смотреть его даже в зрелом возрасте без осуждения от общественности, возможность обсуждать новые серии с мужиками у себя на работе, как это происходит с теми же футбольными матчами. Будущее наступит, когда для того, чтобы смотреть аниме, не обязательно будет называть себя анимешником.