«Если казахи, являясь родственниками друг другу, будут вступать в брак, то они проговариваются к смертной казни». Такой указ существовал с конца шестнадцатого века. Жестоко? Возможно.
Но именно этот указ на долгие десятилетия обеспечил чистоту крови народа. Молодым людям из одного рода запрещалось вступать в брак. И не было у казахских детей тяжелых генетических заболеваний, обусловленных кровосмешением. Вот, и учила, и помнила своих предков до седьмого колена молодёжь. Жить то хотелось.
Такая норма запрещала союзы и была закреплена в кодексах. Вот только Торе (прямые потомки Чингизхана) игнорировали данный указ. Уж очень им не хотелось мешать свою кровушку с простолюдинами, поэтому и выдавали своих дочерей за близких родственников.
Для остальных запрет был суров. У казахов даже есть поэма «Калкаман и Мамыр». В её основу легла легенда о любви двух молодых людей из одного рода.
Парень Калкаман и девушка Мамыр очень любили друг друга, но были троюродными родственниками. Чтобы сберечь свои чувства, они решают сбежать. Об этом узнаёт брат юной Мамыр и в гневе убивает свою сестру стрелой из лука. Судьба юноши отдана совету аксакалов. Они решили, что он должен скакать на лошади перед братом Мамыр, который будет стрелять из лука ему в след. Всевышний был благосклонен к парню и ни одна стрела не задела его.
Благосклонен ли? Не уверена.
Он покинул родные места и блуждал в одиночестве до конца своих дней.
В наши дни такого запрета на браки не существует и влюбленным не грозит смерть. Хотя родители прививают знания о предках своим детям. У казахов есть пословица: «Кто знает имена своих предков, тот уважает свой народ». Не редко при первом знакомстве задают вопрос: «Из какого ты рода?». И, если оказывается, что девушка или парень родственники в каком-то из семи колен, то в качестве спутника жизни они не рассматриваются.
И врачи-генетики в один голос утверждают, что хорошая была традиция. Он помогала не только сохранять чистоту крови, но и сохранять нацию здоровой.