Становление личности
Поль Пуаре родился в 1879 году в Париже.
Его родителями были торговцы тканями, в районе «Чрева Парижа»*.
Поль Пуаре очень рано понял какого его призвание и всегда был убежден, что самое важное для человека - это то, как он выглядит.
К слову обе сестры Поля Николь и Пансон также сделали свою карьеру в мире моды.
Но Поль Пуаре всегда чувствовал свое превосходство над ними и никогда его не скрывал, что конечно сказалось на внутрисемейных отношениях, которые никогда не были близкими.
*Парижский рынок, основанный в XIII веке. Который по сей день остается центром текстильной промышленности
Мода эпохи Поля Пуаре
Мода этой эпохи была весьма консервативной. Это были времена крайне жестких, даже садистких корсетов. А шляпы того времени имели такой тяжелый вес, что их приходилось поддерживать специальной конструкцией, похожей на собачий ошейник.
Поль Пуаре запомнился в истории, как великий инноватор, который не побоялся раскрепостить женщин и освободить моду от безумства и неудобства.
Он создал новый образ и стиль, который был наполнен красочными оттенками тканей, которые смело сочетались между собой.
Поль Пуаре верил исключительно в свой вкус и талант. И именно это помогло ему занять место ассистента у знаменитого кутюрье того времени Жака Дусе.
Встреча с русской княгиней
Поль Пуаре не долго задержался у Жака Дусе и вскоре перешел работать в самый старинный на тот момент дом моды haute couture - дом Чарльза Ворта. К моменту прихода в дом моды им уже руководили сыновья Жан и Гастон, наследники Чарлза Ворта.
Однажды в дом к Ворту приехала русская княгиня Барятинская. Весь дом Ворта переполошился, все подскочили и были в ожидании.
Поль Пуаре тоже с нетерпением ждал, когда же откроется лифт, ему рассказывали, что русские женщины чрезвычайно красивы. Но его постигло разочарование, двери распахнулись и в зал вошла маленькая, толстенькая женщина, с двумя тростями в руках. Встреча с Барятинской для Поля Пуаре была полным провалом, потому что его манто не пришлись княгине по вкусу. Она так и сказала: «Ах, какой ужас. У нас, когда за санями бегут мужики и сильно докучают, им отрубают головы и кладут в такие мешки…» (цитата из книги А. Васильева «Одевая Эпоху»).
Открытие своего дома моды
В 1903 году Поль Пуаре открыл свой модный дом, это обошлось в 50 тысяч франков, которые Пуаре дала его мать. Благодаря старым клиентам, уведенным из дома Дусе и Ворта дело быстро пошло в гору. В 1906 году он избавил женщин от корсетов, создав новую коллекцию, в которой силуэт юбки начинался под грудью. Пуаре ввел в моду худобу, взамен на освобождение от корсета, поставив перед женщинами сложную задачу сбросить вес, который раньше скрывался под корсетом.
Музой Пуаре была его жена Дениза, худощавая, статная, черноволосая, не пользовавшаяся косметикой женщина.
У них был замечательный тандем. Они часто закатывали грандиозные костюмированные мероприятия, где Дениза была, конечно, в главной роли.
Визит в Москву!
Поля Пуаре не покидала ситуация с провалом при визите княгини Барятинской. И когда он «окреп» и решил расширить список своих клиентов, то решил отправиться напрямую в Москву. Москва ему очень понравилась. Особенно Кремль и Щукинский музей.
Пуаре поразили русские костюмы, сарафаны и кокошники.
Он очень сдружился с известной представительницей московских кутюрье - Надеждой Ламановой.
Когда Пуаре вернулся в Париж он тут же принялся за создание новой коллекции, которой в последствие дал название «Казань». В ней были сарафаны с вышивками, сапоги и платки.
После знакомства с Москвой Пуаре стал принимать на работу русских манекенщиц.
В 1920 году к нему на службу поступила Кира фон Медем (по мужу Середа). А чуть позднее Ксения Куприна, да та самая, дочь знаменитого писателя. Сами же модели говорили, что работать с Пуаре было непросто. Он был невыносимо требовательным и многие модели на его примерках падали в обморок от усталости.
У Пуаре работали и другие русские манекенщицы. Такие, как графиня Наталья Николаевна Сумарокова-Эльстон и Елена Львовна Булацель-Руссель.
Начало конца
В 1920 - начался упадок в деле Поля Пуаре.
Причиной стало изменение женских предпочтений и потребностей. Новая мода становилось более короткой, с талией на бедрах, а также появились новые имена в мире моды.
Но самым главным и заклятым недругом Пуаре была Шанель.
У них даже произошла перебранка. Два кутюрье встретились в фойе Гранд-оперы и Пуаре не сдержался: «Мадемуазель Шанель, вы вечно в черных платьях. Это что траур?». Ответ Шанель не заставил себя ждать: «Да, по Вам!» (цит. из книги А. Васильева, «Одевая Эпоху»).
В 1925 финансовый упадок усугубился. И все из-за характера Пуаре, который отказался выставлять свои модели в одном павильоне с коллегами по цеху. Считая их недостойными.
В 1927 году дом моды Пуаре закрылся.
Немного позднее Поль Пуаре развелся со своей женой Денизой и перебрался в Канны.
Позже в полном разорении он попробовал себя в живописи. Но это не принесло ровном счетом ничего.
Поль Пуаре умер в оккупированном Париже 28 апреля 1944 года в полном забвении.