Речь пойдет о годах Великой Отечественной Войны, когда в доме моей прабабушки жили оккупанты. Прабабушке было лет, примерно, за сорок, а её дочери — моей бабушке не было еще двадцати.
Советские войска отступали к Волге, немцы уже вовсю хозяйничали на Дону, тогда и вошли в наш город немецкие части. Жили мои бабульки недалеко от железнодорожной станции и домишко их, по тем временам, был очень добротным и нарядным. Причем довольно просторным и теплым. Вы знаете, что такое саман?* (Как удалось выстроить такой хороший домик читайте в нашем рассказе «Серебро хозяйское»)
*(Саман — строительный материал из красной глины с добавлением песка, соломы и навоза рогатого скота, в виде кирпичных блоков)
Хата моих бабушек была выстроена из этого очень теплого стройматериала, обшита доской, крашена, с красивыми ставнями и наличниками. Не удивительно, что немецкий комендант сразу положил на нее свой глаз. Комендант железнодорожной станции был в чине, какого-то немаленького офицера, не ниже подполковника, а впрочем, не буду врать, я так и не научился разбираться в их званиях, а моя бабуля и подавно. Просто сказала, что немец был в большом чине, «а форма, почти, как у Штирлица!» и все вокруг, кто слышал этот рассказ, засмеялись!
Этот железнодорожник не был, в особенности, каким-то военным фанатиком, скорее гражданского специалиста назначили в управу и переодели в форму.
Как рассказывали мои старушки, он был немцем простым и не злобным. С ним вместе в нашей хате проживали еще несколько офицеров аи пару ординарцев из свиты. Мои бабушки переехали в погреб, который был вырыт в огороде и там под кадушкой с капустой моя будущая бабуля спрятала свой комсомольский билет, замотав его в тряпицу и клеенку. В том же подвале они соорудили одну большую лавку на двоих, небольшой очаг с котелком и чайником. На верхней полке стояла керосиновая лампа, освещая скромное временное жилье. Немцы совершенно не обижали своих хозяек жилья, напротив, делились кое-какими продуктами из пайка, с удовольствием ели капусту из подвала, а потом и вовсе, моя прабабушка стала готовить им пищу, из того, что они приносили. Готовила в доме, там же прибиралась и мыла посуду, постояльцы уже начали полностью доверять. Все это, грешным делом, начало походить на «сотрудничество с врагом», ну, а, что ей еще оставалось? Быть расстрелянной или сброшенной в шурф шахты им. Красина, как несколько сотен наших сограждан? В их числе оказалась и старшая сестра прабабушки, тетка Фекла, не пойми за что казненная. Так что не будем здесь забывать, что немцы — все-таки — фашисты и оккупанты, а добренький комендант Ж/Д — исключение. Не убили, не изнасиловали и слава Богу, а ведь могли бы!
В нашем дворе за домом всегда находился сарайчик-курятник, сколько я себя помню, помнит моя мама и рассказывала бабушка. Мы всегда держали несколько несушек и имели каждый день несколько свежих яиц в курятнике. Это, наверное, неотъемлемая часть двора, как огород, сортир или погреб в нашем регионе.
Вы уже слышите речь с немецким акцентом: «Курка, яйко! Я!Я! Гут!»? Немцы очень любили свежие яйки! Сами лазили за ними в курятник, сами мыли под умывальником и сами же пили, громко чавкая, высасывая из скорлупы, через небольшую дырочку. Хозяйкам не доставалось ни одного яйца, зато немцы угощали их шоколадом и консервами из своего пайка. Давали муку и крупу, чтобы моя прабабушка им готовила суп. Впрочем и суп тот хозяйки тоже ели не прячась. Хватало. Капуста из кадушки тоже уходила со скоростью чавканья коменданта и бабуля начала опасаться, что, когда бочонок опустеет и немец опрокинет его, откроется тайник с комсомольским билетом, а тут уже гестапо не избежать. Но бог миловал. А вот прабабушку мою чуть реально не застрелил фашистский солдат, как-раз из-за этих злополучных кур.
У нас раньше было принято выгонять кур пастись за двором, а загонять только к вечеру в сарайчик, чтобы они могли снестись в своих соломенных гнездышках. Во время оккупации, конечно, их не выпускали, чтобы куры не стали добыче наводнивших город солдат вермахта, а так же множества мерзких и полудиких румын и мадьяр. Эти свое жестокостью поражали даже эсэсовцев, недаром многие наши командиры отдавали приказ в плен этих мразей не брать. Мы отвлеклись! Курей своих бабуля не выпускала за двор, а просто давала им траву, нарвав ее в ближайшей балке (овраге). В балках всегда текут ручейки и травка там сочная!
Но однажды, кто-то, скорее всего немцы, не плотно закрыли двери курятника, а курям, только того и надо. Кто держал у себя этих глупых птиц, знает, как трудно их загнать обратно! Они будут, выпучив глаза, с диким криком бегать перед распахнутой дверью, но никогда в неё не войдут. А одна курица вообще перепорхнула высокий забор и стала жадно клевать муравьев и мошек в траве у дома. Зеленой-зеленой траве. Там то ее и увидел солдатик в немецкой форме с автоматом на шее. Радостно завопив, что-то вроде «Хэндэ хох, майне кляйне!» немец ринулся ловить «курка». За этим занятием его и застала моя прабабушка. Видимо она уже привыкла, что немцы — не такая уж опасная фигня и потеряла бдительность! С хворостиной наперевес она бросилась немцу наперерез: «Куды тебя растудыт, а ну не трожь курей наших, черта тебе в печенку!»
Немец ошалел, остановился и потянул из-за спины автомат. Лязгнул затвором и заорал по-немецки, явно не «угощайтесь конфетами»….И тут бабуля поняла, что немного перегнула палку в общении с оккупантом! Он стал подталкивать ее, куда-то идти и орал, брызжа слюной…
На счастье, со станции шел на обед бабушкин «постоялец». Он оценил ситуацию и приказал солдату остановиться. Что-то сказал ему и тот быстро ушел, а комендант, тщательно подбирая слова, стал негромко объяснять бабуле «Матка! фащист — плёхо, нихт ругайся, нихт драйся, будет тебя сщисн, понимайт?»…
Так моя прабабушка чудом спаслась от гибели и прожила еще долгую и счастливую жизни. Мне — её правнуку было уже восемнадцать лет, когда она ушла от нас в мир иной, пережив Перестройку и не дожив до распада СССР..
О том, как немцы покинули наш городок, интересно описано в рассказе на нашем канале. («14 февраля — день освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков» переходите по ссылке).
Всем читателям — мира и счастья! Берегите себя! Мойте руки! И подписывайтесь на мой канал.