Договорился о съёмке с руководством Гжельского фарфорового завода и в один прекрасный день наведался в Гжель, благо ехать от моего Раменского не так уж и далеко. На месте меня встретил Сергей Михайлович Симонов — главный художник АО «Гжельский фарфоровый завод», очень приветливый и радушный человек. Он провёл для меня небольшую экскурсию и познакомил с основными этапами производства, а дальше я был предоставлен сам себе.
Мне не очень повезло: во время моего визита на завод он находился в стадии каких-то перетрубаций, и большая часть работников была в отпусках, но, несмотря на это, мне удалось посмотреть практически весь процесс производства.
Сначала гипсовая форма заполняется шликером. Это пластичная масса на основе кварца, полевого шпата и каолина, разбавленная водой до консистенции густых сливок. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся в естественных условиях.
Высохшие заготовки тщательно обрабатывают: зачищают, убирают швы и другие дефекты, приклеивают мелкие элементы.
Все эти операции выполняют в основном женщины. Мужчина на этом этапе производства — редкость. Затем заготовки подвергают предварительному обжигу при температуре порядка 900 градусов.
На следующем этапе обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор. Будущие вазы, сервизы и сувениры обретают насыщенный розовый оттенок, который позволяет заметить мельчайшие трещины. После повторного обжига этот цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую стойкость.
Следующий этап — непосредственно художественная роспись изделия. Краска, которой наносится рисунок — это невзрачный на вид серо-черный состав, сделанный на основе оксида кобальта. Роспись ведётся по строгим канонам гжельской росписи.
Далее расписанное изделие попадает на участок глазуровки. Здесь его окунают в специальную смесь — подглазурь и затем отправляют на окончательный обжиг при температуре 1350 градусов, который длится 18 часов. После него глазурь на основе стеклянных фракций приобретает прозрачность, а само изделие — особую яркость. К сожалению, процесс загрузки в печь и обжиг мне снять не удалось: очередная партия изделий остывала в печи и открывать её до завершения этого процесса было категорически нельзя.
Конечный этап приёмки. Прежде чем изделие поступит в продажу, его очень тщательно проверяют на все возможные дефекты.