Если вы бывали на станции кольцевой линии московского метрополитена "Новослободская", то без сомнения обращали внимание на подсвечиваемые витражи, которые добавляют станции какого-то шарма, витринной нарядности и даже сказочности... складывается ощущение, что мы с вами не на транспортном узле пересадки, а в каком-то художественном салоне или хорошо сохранившихся боярских палатах... Витражи с красочно и волшебным образом складывающимися сюжетами будто из калейдоскопа, который у многих был в детстве! Ярко! Светло! И вот первое открытие - так было далеко не всегда, а точнее не сразу. Станция "Новослободская", открывшая свои двери для жителей и гостей столицы в январе 1952 года и получившая название по названию одноименной улицы, располагавшейся над метро, своими создателями предполагалась камерной с мягким и даже приглушенным освещением, такая станция-грот.
И вот спустя 50 лет с даты открытия, в 2003 году станцию затронули реставрационный работы - освещение обновили, сделав его более ярким (благо современные технологии позволяют), витражи почистили и привели в порядок - вот тут-то всё и заиграло новыми красками и обрело новый смысл! Ну, какой же это грот?! Судите сами!
Интересным фактом является то, что все 32 витража были выполнены в Риге руками латвийский художников (они обладали большим опытом подобной работы) с использованием цветных стекл, хранившихся в кафедральном соборе и предназначавшихся для костёлов.
Автором эскизов замысловатых витражей стал русский и советский художник, портретист и реставратор Павел Дмитриевич Корин (1892 - 1967) - человек удивительной судьбы. Уверена, что будучи ребенком он и не загадывал как сложится его жизнь, с кем сведет его судьба... Жизненный путь мальчика, родившегося в небогатой семье потомственных иконописцев и оставшегося без отца в 8 лет, в принципе можно было бы считать предопределенным - продолжать семейное дело, этим зарабатывать, обеспечивать и кормить семью (мать и младшего брата). Но завершив обучение в Палехской иконописной школе, в 1908 году он был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря. Талантливого юношу в 1911 году заметил и взял в свои подмастерья великий живописец Михаил Васильевич Нестеров (1862-1938), выполнявший в период 1910-1916 годы уникальную роспись храмов московской Марфо-Мариинской обители и приобщивший к этим работам Павла.
Так помогая в росписи храмов, в том числе копируя стиль мастера, Павел совершенствовал свое мастерство. Думаю, что Нестеров мог бы оставить при себе смышленого и способного "ученика", но именно он настоял на том, чтобы Павел продолжил обучение и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставником стал не менее талантливый живописец, портретист Константин Коровин (1861-1939).
Благодаря протекции великой княгини Елизаветы Федоровны (а в эти годы уже основательницы Марфо-Мариинской обители), по завершению обучения в Московском училище Корин направился в Ростов и Ярославль перенимать опыт мастеров прошлых лет - изучать фрески древних русских церквей.
А вернувшись в 1917г. в Москву завершил роспись крипты (нижнего храма) Покровского собора в Марфо-Мариинской обители.
Отмечу, что невольно в.к. Елизавета Федоровна способствовала и личному счастью Павла Корина. С 1910 года воспитанницей в обители была 10-летняя Прасковья - помогала аптекарю обители, а с 1916 училась на помощника провизора (позже работала в аптеке при обители и иных аптеках Москвы), а в свободное время брала уроки рисования... у Корина. В 1926 году Павел и Прасковья образовали новую ячейку общества.
Но вернемся к 1917 году...
Уже после революции знакомство с русским писателем Максимом Горьким (давним приятелем и Коровина, и Серова, и Шаляпина) дало возможность выехать в Италию. Это, конечно же, был далеко не пенсион выпускника Императорской Академии художеств, когда выпускник, получивший 1-ую золотую медаль на защите своей выпускной работы (картины/скульптуры/архитектурного проекта), награждался поездкой за границу минимум на 3 года в целях приобретения навыков насмотренности, изучения новых техник/школ, развития и совершенствования мастерства "нового" творца. Но согласитесь поездка пусть и краткосрочная - это лучше, чем вообще ничего...
Позже, в 1932 году Павел Корин создаст прижизненный (и кстати, первый официальный) портер мастера слова Максима Горького.
Дружба с советским поэтом Владимиром Маяковским увлекла оформлением агитационных плакатов для "Окон РОСТА".
А еще Павел Корин постоянно развивал и оттачивал грани своего мастерства - выполнял рисунки с классических образцов античной скульптуры, путешествовал по России, создавая прекрасные пейзажи, совершенствовался в портретной технике.
С середины 1940-х занимался реставрационными работами в Москве, после ВОВ возглавил реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, вместе с супругой, ставшей со временем художником-реставратором, участвовал в реставрации полотен Дрезденской галереи, был постоянным консультантом на реставрационных советах, являлся профессором Московского художественного института и долгие годы преподавал, коллекционировал произведения искусства (и не только - собрал более 200 старинных грампластинок).
И творил, творил, творил...
Если же вернуться к станции "Новослободская", то она прекрасна не только витражами, но еще и панно в торце центрального зала, выполненным по эскизу Павла Корина. Подходили к нему ближе, рассматривали? Нет!! Давайте вместе!
Во всю стену выполнено смальтовое панно «Мир во всём мире» работы Павла Корина - мать с ребёнком на руках. Но и панно было таким не сразу.
Во времена правления Хрущёва панно претерпело изменения - художнику пришлось переработать первоначальный эскиз и филигранно вписать в сюжет мозаики пару белых голубей, с панно исчез медальон с изображением Сталина.
Скажем спасибо, что панно не тронули после распада СССР и звезда с расходящимися лучами остались на прежнем месте, как и задумывал Корин.
Вот так пробегая каждый день мимо уже привычных глазу вещей, останавливаешься - смотришь и понимаешь, что ничего не знаешь об этом "привычном"... а надо бы...
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
#корин #художник #мосметро #история #искусство #москва #метро #панно #живопись #мир #нестеров #обитель