Найти в Дзене

Художник Корин Павел Дмитриевич и его "Мир во всём мире"... в стенах станции #МосМетро "Новослободская"

Если вы бывали на станции кольцевой линии московского метрополитена "Новослободская", то без сомнения обращали внимание на подсвечиваемые витражи, которые добавляют станции какого-то шарма, витринной нарядности и даже сказочности... складывается ощущение, что мы с вами не на транспортном узле пересадки, а в каком-то художественном салоне или хорошо сохранившихся боярских палатах... Витражи с красочно и волшебным образом складывающимися сюжетами будто из калейдоскопа, который у многих был в детстве! Ярко! Светло! И вот первое открытие - так было далеко не всегда, а точнее не сразу. Станция "Новослободская", открывшая свои двери для жителей и гостей столицы в январе 1952 года и получившая название по названию одноименной улицы, располагавшейся над метро, своими создателями предполагалась камерной с мягким и даже приглушенным освещением, такая станция-грот. И вот спустя 50 лет с даты открытия, в 2003 году станцию затронули реставрационный работы - освещение обновили, сделав его более ярк

Если вы бывали на станции кольцевой линии московского метрополитена "Новослободская", то без сомнения обращали внимание на подсвечиваемые витражи, которые добавляют станции какого-то шарма, витринной нарядности и даже сказочности... складывается ощущение, что мы с вами не на транспортном узле пересадки, а в каком-то художественном салоне или хорошо сохранившихся боярских палатах... Витражи с красочно и волшебным образом складывающимися сюжетами будто из калейдоскопа, который у многих был в детстве! Ярко! Светло! И вот первое открытие - так было далеко не всегда, а точнее не сразу. Станция "Новослободская", открывшая свои двери для жителей и гостей столицы в январе 1952 года и получившая название по названию одноименной улицы, располагавшейся над метро, своими создателями предполагалась камерной с мягким и даже приглушенным освещением, такая станция-грот.

Витражи станции центрального зала станции "Новослободская", 1952, фото из открытых источников
Витражи станции центрального зала станции "Новослободская", 1952, фото из открытых источников

И вот спустя 50 лет с даты открытия, в 2003 году станцию затронули реставрационный работы - освещение обновили, сделав его более ярким (благо современные технологии позволяют), витражи почистили и привели в порядок - вот тут-то всё и заиграло новыми красками и обрело новый смысл! Ну, какой же это грот?! Судите сами!

Витражи станции центрального зала станции "Новослободская", наши дни, фото из открытых источников
Витражи станции центрального зала станции "Новослободская", наши дни, фото из открытых источников

Интересным фактом является то, что все 32 витража были выполнены в Риге руками латвийский художников (они обладали большим опытом подобной работы) с использованием цветных стекл, хранившихся в кафедральном соборе и предназначавшихся для костёлов.

Автором эскизов замысловатых витражей стал русский и советский художник, портретист и реставратор Павел Дмитриевич Корин (1892 - 1967) - человек удивительной судьбы. Уверена, что будучи ребенком он и не загадывал как сложится его жизнь, с кем сведет его судьба... Жизненный путь мальчика, родившегося в небогатой семье потомственных иконописцев и оставшегося без отца в 8 лет, в принципе можно было бы считать предопределенным - продолжать семейное дело, этим зарабатывать, обеспечивать и кормить семью (мать и младшего брата). Но завершив обучение в Палехской иконописной школе, в 1908 году он был принят учеником в московскую иконописную палату Донского монастыря. Талантливого юношу в 1911 году заметил и взял в свои подмастерья великий живописец Михаил Васильевич Нестеров (1862-1938), выполнявший в период 1910-1916 годы уникальную роспись храмов московской Марфо-Мариинской обители и приобщивший к этим работам Павла.

Портрет кисти Нестерова  - Братья Корины - Павел (в пол оборота) и Александр (также ставший художником), изображение из открытых источников
Портрет кисти Нестерова - Братья Корины - Павел (в пол оборота) и Александр (также ставший художником), изображение из открытых источников

Так помогая в росписи храмов, в том числе копируя стиль мастера, Павел совершенствовал свое мастерство. Думаю, что Нестеров мог бы оставить при себе смышленого и способного "ученика", но именно он настоял на том, чтобы Павел продолжил обучение и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставником стал не менее талантливый живописец, портретист Константин Коровин (1861-1939).

Великая княгиня Елизавета Федоровна (старшая сестра последней российской императрицы Александры Федоровны), основательница Марфо-Мариинской обители, фото из открытых источников
Великая княгиня Елизавета Федоровна (старшая сестра последней российской императрицы Александры Федоровны), основательница Марфо-Мариинской обители, фото из открытых источников

Благодаря протекции великой княгини Елизаветы Федоровны (а в эти годы уже основательницы Марфо-Мариинской обители), по завершению обучения в Московском училище Корин направился в Ростов и Ярославль перенимать опыт мастеров прошлых лет - изучать фрески древних русских церквей.

Фрески одного из храмов Ростова Великого, фото из открытых источников
Фрески одного из храмов Ростова Великого, фото из открытых источников

А вернувшись в 1917г. в Москву завершил роспись крипты (нижнего храма) Покровского собора в Марфо-Мариинской обители.

Отмечу, что невольно в.к. Елизавета Федоровна способствовала и личному счастью Павла Корина. С 1910 года воспитанницей в обители была 10-летняя Прасковья - помогала аптекарю обители, а с 1916 училась на помощника провизора (позже работала в аптеке при обители и иных аптеках Москвы), а в свободное время брала уроки рисования... у Корина. В 1926 году Павел и Прасковья образовали новую ячейку общества.

Юная Прасковья Тимофеевна Петрова, фото ~194-1916гг, из открытых источников
Юная Прасковья Тимофеевна Петрова, фото ~194-1916гг, из открытых источников

Но вернемся к 1917 году...

Уже после революции знакомство с русским писателем Максимом Горьким (давним приятелем и Коровина, и Серова, и Шаляпина) дало возможность выехать в Италию. Это, конечно же, был далеко не пенсион выпускника Императорской Академии художеств, когда выпускник, получивший 1-ую золотую медаль на защите своей выпускной работы (картины/скульптуры/архитектурного проекта), награждался поездкой за границу минимум на 3 года в целях приобретения навыков насмотренности, изучения новых техник/школ, развития и совершенствования мастерства "нового" творца. Но согласитесь поездка пусть и краткосрочная - это лучше, чем вообще ничего...

Позже, в 1932 году Павел Корин создаст прижизненный (и кстати, первый официальный) портер мастера слова Максима Горького.

Максим Горький позирует Павлу Корину в мастерской, портрет был написан в 1932 году, масло, фото из открытых источников
Максим Горький позирует Павлу Корину в мастерской, портрет был написан в 1932 году, масло, фото из открытых источников

Дружба с советским поэтом Владимиром Маяковским увлекла оформлением агитационных плакатов для "Окон РОСТА".

А еще Павел Корин постоянно развивал и оттачивал грани своего мастерства - выполнял рисунки с классических образцов античной скульптуры, путешествовал по России, создавая прекрасные пейзажи, совершенствовался в портретной технике.

В доме-музее Корина П.В. на Малой Пироговской улице, мастерской мастера при жизни, фото из открытых источников
В доме-музее Корина П.В. на Малой Пироговской улице, мастерской мастера при жизни, фото из открытых источников

С середины 1940-х занимался реставрационными работами в Москве, после ВОВ возглавил реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, вместе с супругой, ставшей со временем художником-реставратором, участвовал в реставрации полотен Дрезденской галереи, был постоянным консультантом на реставрационных советах, являлся профессором Московского художественного института и долгие годы преподавал, коллекционировал произведения искусства (и не только - собрал более 200 старинных грампластинок).

Корины Павел и Прасковья за реставрационными работами, после ВОВ, фото из открытых источников
Корины Павел и Прасковья за реставрационными работами, после ВОВ, фото из открытых источников

И творил, творил, творил...

Работы Павла Корина, фото из открытых источников
Работы Павла Корина, фото из открытых источников

Если же вернуться к станции "Новослободская", то она прекрасна не только витражами, но еще и панно в торце центрального зала, выполненным по эскизу Павла Корина. Подходили к нему ближе, рассматривали? Нет!! Давайте вместе!

"Мир во всём мире", фото автора
"Мир во всём мире", фото автора
"Мир во всём мире", фото автора
"Мир во всём мире", фото автора

Во всю стену выполнено смальтовое панно «Мир во всём мире» работы Павла Корина - мать с ребёнком на руках. Но и панно было таким не сразу.

Во времена правления Хрущёва панно претерпело изменения - художнику пришлось переработать первоначальный эскиз и филигранно вписать в сюжет мозаики пару белых голубей, с панно исчез медальон с изображением Сталина.

Мир во всём мире", 1952г., фото из открытых источников
Мир во всём мире", 1952г., фото из открытых источников

Скажем спасибо, что панно не тронули после распада СССР и звезда с расходящимися лучами остались на прежнем месте, как и задумывал Корин.

Вот так пробегая каждый день мимо уже привычных глазу вещей, останавливаешься - смотришь и понимаешь, что ничего не знаешь об этом "привычном"... а надо бы...

Павел Дмитриевич Корин в мастерской, фото из открытых источников
Павел Дмитриевич Корин в мастерской, фото из открытых источников

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!

#корин #художник #мосметро #история #искусство #москва #метро #панно #живопись #мир #нестеров #обитель