4,1K подписчиков

“Джойка” (2023, The American): Солдат Джой в пачкe

143 прочитали

Новозеландский режиссёр Джеймс Напье Робертсон (James Napier Robertson) рассказал историю реальной американской балерины Джой Уомак, которая с семилетнего возраста обожала русский балет и попала в итоге, хотя и на короткий срок, в Большой театр. Роль балерины исполнила 21-летняя Талия Райдер (Talia Ryder), а сама Уомак была хореографом на проекте.

Вариант постера к драме/триллеру "Джойка" (2023)
Вариант постера к драме/триллеру "Джойка" (2023)

Как и во всех художественных фильмах о реальных личностях, сценарий содержит допущения и изменения, он не копирует в точности, как всё было.

Фильм начинается на очень позитивной ноте, которая быстро меняется на минор. Зрителя знакомят с главной героиней – американкой Джой Уомак (Joy Annabelle Womack). На экране появляются записи из домашнего архива, как маленькая девочка в пачке пытается сделать фуэте, насколько это ей подвластно, а весёлые голоса родителей за кадром хвалят и поддерживают её. Потом хроника демонстрирует прогресс – девочка из домашних стен переносится в профессиональные, что свидетельствует о том, что родители уловили задатки ребёнка и отдали её под крыло профессионалов. Они не прогадали. В 2012 году в 15 лет Джой стала первой американкой, принятой в престижную Академию русского балета. И она отправилась из родного Техаса в Россию.

К личности Джой Уомак на родине приковано пристальное внимание, журналистка берёт у неё интервью перед отъездом. Они не допускают, что её способности растворятся по прибытии в полном безразличии окружающих и постоянно будут спотыкаться об национальность. На самом деле, этот фильм совсем не богат событиями, скорее, он изобилует болью и унижением, которые тут показывают самыми разными способами и не жалея хронометража. Наверное, можно сказать, что отчасти это битва Джой с ветряными мельницами, тем более, что упоминание Дон Кихота (она танцевала партию из этого балета в Варне) тут в самом финале имеется.

Новозеландский режиссёр Джеймс Напье Робертсон (James Napier Robertson) рассказал историю реальной американской балерины Джой Уомак, которая с семилетнего возраста обожала русский балет и попала в...-3
- Джой, русский балет – это недостижимая мечта. Молодые девушки со всего света наблюдают за каждым твоим движением. Для тебя это не слишком тяжело?
- Танец – это для меня всё. Я приняла этот вызов и надеюсь осуществить свою давнюю мечту.

Восторженная молодая девочка Джой (или фамильярное Джойка, как её называла русская педагог, остальные, кажется, вообще никак к ней не обращались), искренне восхищающаяся Наталией Осиповой и верящая, что однажды станет такой, как она, посчитала, что приглашение в академию балета в Москве – это уже успех. Хотя ничего это, по сути, не значило. Первое же занятие показало, что никто Джой не ждал и не будет ей рад никогда. Всех интересует одно – как она сюда попала (или с кем переспала, стоит понимать их косые взгляды).

первая встреча Джой с её сокурсницами
первая встреча Джой с её сокурсницами

Иллюзия о прекраснейшем мире балета оборачивается для наивной американки кромешным адом. Джой окунается в серые будни с болью и кровью, ответом на всё ей служат только грубость, неприветливость и попытки устранить конкурента (украденные будильники и стекло в пуантах – в наличии).

Наташа, ближайшая конкурентка Джой, и сама Джой на финальном этапе отбора в балет "Пахита"
Наташа, ближайшая конкурентка Джой, и сама Джой на финальном этапе отбора в балет "Пахита"

Никому её добродушие и любовь к искусству не нужны, конкуренция дикая – кровь здесь не фигура речи, это самая настоящая травма. На тренировке, когда Джой оттачивала танец Эсмеральды, ранится об торчащий железный штырь. Эта ранящая сущность служит метафорой всего пребывания Джой Уомак в России, словно ничего хорошего ей тут увидеть и не удалось. Джеймс Напье Робертсон отыгрывает штамп о холодности и неулыбчивости русских на все сто, делая образ России похожим на картины Руди Гигера. Имя главной героини Джой, переводящееся на русский как “радость”, искажается на странное Джойка, не значащее вообще ничего.

Директор Академии балета и педагог Татьяна Волкова (в исполнении Дианы Крюгер)
Директор Академии балета и педагог Татьяна Волкова (в исполнении Дианы Крюгер)

Джой словно Джордан О’Нил в исполнении Дэми Мур в драме Ридли Скотта “Солдат Джейн”. Те же неудобства, пот, слёзы, жёсткость, тяжёлые тренировки и грубый окрик командира дивизии, как в учебке, то есть в данном случае – педагога Татьяны Волковой (в исполнении Дианы Крюгер) в зале со станком и зеркалами. Да что там, в фильме есть сцена, когда Джой, движимая неистовым желанием доказать Волковой, что она способна танцевать как русская и быть в главной роли, а не просто в кордебалете, приходит в класс к мужчинам-танцорам, получая пренебрежительный комментарий от педагога: “Если не будешь как балеринка”. На их занятии она готова работать на равных и не лить слёз, а за первый же проблеск слабости она получает жёсткий физический ответ от педагога – он безжалостно бьёт её по ноге.

Боли и сочувствия в этом мире не существует, дружбы и любви тоже нет. Если хочешь жить в балетном мире, ты словно прыгаешь с крыши, и перестаёшь существовать, потонув в пене балетных пачек. Кости трещат, желудок постоянно опорожняется, избавляясь от еды, кожа сереет от недостатка витаминов. Но на сцене балерина должна быть плавной, лёгкой, точёной и живой.

для поддержания здоровья медсестра Академии делает балеринам укол витамина В12
для поддержания здоровья медсестра Академии делает балеринам укол витамина В12

Сильная сторона этого фильма в том, что он однозначно говорит о том, что борьба за своё место – это очень тяжёлый процесс, в котором очень сложно остаться верным себе. И линия самоотверженной борьбы здесь проведена ярко и объёмно – американка Джой сражается не по-русски, а исключительно на западный манер, доказывая свою инородность (хотя тут не раскрывается ине углубляется причина презрения к американцам, она тут прописана как часть ДНК русских). Сила воли, стремление идти против течения обязательно помогают добиться своего. Финальные фуэте на травмированной лодыжке – это символ несгибаемости на пути к победе. Очень американская черта (всё равно, что Джон Уик, который поднимается после любого смертельного ранения). По крайней мере, Джой осталась верной себе, если вспомнить то, что она говорила в интервью журналистке перед отъездом из Техаса в Москву.

Только подтекст у драмы “Джойка” некомплиментарный. Это так называемая токсичная дружелюбность. С одной стороны, русский балет поставлен высоко, его уровень признаётся на международном уровне, русский Большой театр – лучший в мире.

С другой же стороны, русские балерины показаны не столько как на порядок выше иностранных коллег, сколько как продажные шкуры (Русский балет – это витрина), кто без протекции спонсора не взлетают. Николай Лебедев советует Джой Уомак влюбить в себя педагога; потом она узнаёт от Виталия Иванова, директора Театра, что нужен покровитель; потом сама Татьяна Волкова рассказывает, что забеременела от богатого покровителя (то есть и у директора Академии без покровителя не обошлось), и её карьера на том остановилась. Татьяна Волкова на роль Пахиты (после мучительных проб) выбрала именно русскую девочку Наташу, открыто заявив, что та – русская, хотя и не так хороша (и, скорее, более покладистая), иначе она поступить не могла. Джой, сообразив, что быть русским – это значительная доля успеха, принимает решение вступить в фиктивный брак с русским Николаем Лебедевым, кто учится в той же академии, что и она сама. Но образ Николая здесь прописан тоже как негативный в том смысле, что он тоже говорит не в пользу профессионального состава. Сам Лебедев в откровенном разговоре с Джой признаётся, что балет – не его мечта, а нужда родителей. Его отдали в танцы в надежде, что он добьётся успеха. Он действительно его добился. На контрасте с Джой, которая действительно любит это искусство, образ снисходительного Лебедева служит как обесценивание искреннего желания служить определённому искусству.

То есть русский балет в контексте этого повествования сомнительно хорош, если начать копать глубже. Талант – это какой-то незначительный фактор для успеха, а балет – как игра “Mонополия”, всё больше ценятся связи, умение назначать себе цену, сноровка в умении отказать, чтобы тебя не прозвали предателем, вежливость с боссами и находчивость.