Найти тему

История русской авиации - в монетах России. Часть 8. 1 рубль 2013 года «Ту-160»

01 марта 2013 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 1 рубль «Ту-160» серии «История русской авиации» (каталожный № 5109-0108).

1 рубль 2013 года «Ту-160» серии «История русской авиации». Источник: cbr.ru.
1 рубль 2013 года «Ту-160» серии «История русской авиации». Источник: cbr.ru.

Подписывайтесь на канал Нумизматика как хобби, чтобы не пропустить что-нибудь интересное!

Серебряная монета номиналом 1 рубль (масса общая - 8,53 г, масса драгоценного металла в чистоте - 7,78 г, проба сплава - 925) имеет форму круга диаметром 25,0 мм, толщина - 2,20 мм.

С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант.

На лицевой стороне монеты в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска «2013 г.», справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

1 рубль 2013 года «Ту-160» (аверс). Источник: cbr.ru.
1 рубль 2013 года «Ту-160» (аверс). Источник: cbr.ru.

На оборотной стороне монеты в центре диска на сером матовом фоне земного шара - современный реактивный самолет с крылом стреловидной формы, под ним справа - надпись «ТУ-160», внизу на полосе вдоль канта - надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ».

1 рубль 2013 года «Ту-160» (реверс). Источник: cbr.ru.
1 рубль 2013 года «Ту-160» (реверс). Источник: cbr.ru.

Оформление гурта: 200 рифлений.

Монета изготовлена качеством «пруф».

Авторы:

Художники: А.А. Брынза.

Скульпторы: А.Н. Бессонов.

Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Тираж: 5 000 штук.

Историко-тематическая справка

Ту-160 — российский, ранее — советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла был создан в 1970-х годах. На начальном этапе к работе над проектом приступили конструкторские бюро О.П. Сухого и В.М. Мясищева, которые подготовили два различных по схеме проекта четырехдвигательного самолета с крылом изменяемой стреловидности. В последующем в качестве основы проекта был взят сверхзвуковой самолет Ту-144. 

Первый полёт прототипа Ту-160 был выполнен 18 декабря 1981 года экипажем во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. 

В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе, первые серийные машины поднялись в воздух в период с октября 1984 года по август 1986 года.

В конструкции Ту-160 преобладают сплавы титана и алюминия, доля деталей из стали и композиционных материалов составляет 3% массы самолета. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе, имеет радиопоглощающее покрытие.

Внешне бомбардировщик Ту-160 похож на американский Б-1, хотя они отличаются размерами. Однако ряд конструктивных особенностей и технических характеристик свидетельствует о разных концепциях, принятых при разработке этих машин. Российский Ту-160 отличается от Б-1 наличием регулируемых воздухозаборников, что в сочетании с мощными двигателями, удачной компоновкой удлиненного фюзеляжа с относительно низким аэродинамическим сопротивлением позволяют ему развивать скорость до М=1,8 против М=1,2 у американского Б-1.

В НАТО самолету Ту-160 присвоили обозначение «Blackjack», все его полеты являются объектом пристального внимания космической разведки США. Появление самолета побудило правительство США к форсированию работ по самолету Б-1Б и ускорению его серийного производства.

Самолет выполняет полеты не только в военных целях, но может также осуществлять запуск с воздуха ракетоносителей для вывода на орбиту искусственных спутников Земли. Для этих целей разработан ракетно-пусковой комплекс «Бурлак», включающий в себя 20-тонную баллистическую ракету-носитель, которая подвешивается под фюзеляж Ту-160 и запускается в воздухе на высоте 9000 −14000 м при скорости самолета 850-1600 км. в час. Комплект «Бурлак» позволяет в 2-3 раза снизить затраты на запуск спутников Земли по сравнению с земным стартом.

Длина самолета 54,1 м., размах крыла от 35,6 м. до 55,7 м., максимальная взлетная масса 275 т., максимальная скорость 2000 км/час, практическая дальность полета 14 000 км.

Источник: cbr.ru.

По состоянию на 22 июля 2024 года стоимость монеты в капсуле находится в диапазоне от 3500 рублей до 4200 рублей.

О других монетах, посвященных истории русской авиации, читайте в подборке: История русской авиации - в монетах

Спасибо за внимание!

Если Вам интересно, пожалуйста, поставьте 👍 и не забудьте подписаться на канал Нумизматика как хобби!

Всем желаю удачи и пусть Ваши коллекции пополняются новыми, красивыми и желанными приобретениями!