Сегодня расскажу про 2 сорта, которые растут в моем саду. А в конце, как всегда, небольшой экскурс в историю.
Еще в Юрском периоде, когда по земле ступали динозавры, семейство тисов отделилось от цефалотаксуса.
Cephalotaxus – головчатотис, он же тис головчатый по-английски чаще всего называют «сливовый тис» (plum yew). Является эндемиком Восточной Азии, хотя, судя по найденным окаменелостям, в прошлом он был широко распространен в Северном полушарии.
Почему «сливовый»?
Это двудомное растение. Женские цветки дают съедобные, похожие на сливы плоды, издающие сладкий аромат. Конечно, надо чтобы рядом был хотя бы один опылитель.
Вот такое необычное хвойное растение с «ягодами».
Сегодня речь пойдет о наиболее распространенном в продаже головчатотисе - Cephalotaxus harringtonia.
Головчатотис на первый взгляд на самом деле сильно напоминает тис, однако иголки у него заметно длиннее. Он произрастает в затененных лесных массивах Японии, северо-восточного Китая и Кореи. Отличная терпимость, как к тени, так и к жаркой погоде, делает его очень интересным растением для южного климата.
Например, в США энергично продвигают на рынок сорт под маркетинговым названием Yewtopia (Cephalotaxus harringtonia 'Plania'). Он одновременно жаростойкий, засухоустойчивый и тенелюбивый –довольно редкое сочетание, тем более для хвойного вечнозеленого растения с компактной формой кроны, которую совсем не сложно формировать.
При этом, что интересно, Арборетум Мустила в Финляндии (зона 4-5 USDA) имеет в коллекции взрослые экземпляры головчатотиса, одному из них уже больше полувека. Однако имеет смысл выращивать его только в том случае, если во время самых сильных морозов он будет полностью под снегом. В принципе это возможно, в этих условиях он остается низкорослым и переносит зимы без значительных повреждений.
Южнее (зона 6-7 USDA) головчатотис Харрингтона растет без всяких проблем и укрытия.
Название рода Cephalotaxus происходит от греческих слов kephale , означающих «голова», и Taxus , означающих «тис», из-за его сходства с тисами (род Taxus)
“Harringtonia“ в названии означает, что назван он в честь графа Харрингтона, который стал одним из первых энтузиастов этого вида в Европе.
Историю о графе-романтике читайте в конце публикации.
У меня в саду посажены 2 сорта.
Cephalotaxus harringtonia 'Fastigiata'.
Предполагается, что должен достигнуть высоты 3 метра. Правда, когда это произойдет, я не знаю, потому что растет он медленно. Как следует из названия сорта, крона у него плотная, вертикальная – напоминает аналогичные колоновидные тисы.
Cephalotaxus harringtonia 'Korean Gold'.
Такой же небольшой, колоновидный, медленно растущий сорт, только замечательного ярко-желтого цвета. Высота – до 3 метров. Благодаря компактным размерам впишется даже в совсем небольшие сады. С укрытием может зимовать в зоне 5 USDA.
Растение очень интересно выглядит, особенно нежно смотрятся новые приросты весной. Прекрасно подойдет для садика в японском стиле, хорошо смотрится с другими карликовыми хвойными, небольшими лиственными растениями – нандинами, компактными сортами пальмолистных кленов и падуба городчатого.
«Сливовый тис» выращивается в Европе с 1829 года, одно из первых растений появилось в саду графа Чарльза Стэнхоупа, 4-го графа Харрингтона.
Чарльз Стэнхоуп, до 1829 года называвшийся виконтом Петершемом, был английским пэром и знаменитым модником.
На публике раньше 18:00 он никогда не появлялся. Разработал большую часть своей собственной одежды, и другие молодые люди ему охотно подражали. Так появились шляпа Харрингтон и пальто Петершем.
В гостиной лорда стояли банки с самым разнообразным чаем и табаком. У него было 365 табакерок – на каждый день года.
Когда ему стукнуло пятьдесят, он наконец-то получил титул и женился на молодой актрисе театра Ковент-гардена (что, конечно, не понравилось его родственникам). Марию и Чарльза описывали как «неразлучных и одурманенных».
Граф сразу же поручил ландшафтному садовнику Уильяму Бэррону перепроектировать сады при прекрасном готическом замке Элвастон. Граф захотел, чтобы сады стали «частным и уединенным оазисом великой красоты» для него самого и любви всей его жизни (его воображение явно занимали рыцарские сюжеты). Бэррон провел 20 лет работая в садах. Ему даже пришлось высадить взрослые деревья, используя сконструированную им машину для посадки деревьев (пример которой выставлен в садах Кью), чтобы граф сразу смог насладиться результатом.
Супруги ценили свой сад за романтическое уединение, и в итоге совсем перестали покидать стены замка и запрещали другим входить на его территорию.
После смерти Четвертого графа в 1851 году его брат открыл сады для публики, и они прославились как «готический рай».
😉 Как всегда признательна за ваши комментарии, лайк 👍 и подписку.
✅ Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью.
Про другие необычные хвойные моего сада можно почитать здесь: