127,6K подписчиков

Как сформировать здоровую детскую самооценку? 7 главных правил — объясняет психотерапевт

1,1K прочитали
«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».

«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…». Самооценка — это наше представление о самих себе, какими мы себя видим и ощущаем, как оцениваем и относимся к себе. Но формируют самооценку внешние факторы: отношение и поведение родственников, других авторитетных взрослых и сверстников. И на фоне этого влияния у ребенка может формироваться неадекватная самооценка: заниженная или завышенная. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет 7 ключевых правил, которые помогут воспитать ребенка со здоровой самооценкой.

1. Давать безусловную любовь и поддержку

Начнем с основ. Самооценка всегда формируется на более значимой и фундаментальной основе — самоценности.

Это ощущение и принятие себя как уникальной личности, которая значима и ценна сама по себе, имеет безусловное право на счастье — удовлетворение своих потребностей и желаний.

И если самооценка ребенка формируется под влиянием внешних факторов, то с ощущением самоценности он рождается. Поэтому младенцы способны открыто и ярко проявлять свои нужды, выражать любые внутренние позывы: у них есть врожденное ожидание того, что родители примут и подтвердят его самоценность своими действиями, обеспечат безусловную любовь, заботу и поддержку.

«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-2

Поэтому ключевая задача родителя на раннем этапе — не разрушить это базовое ощущение. Откликаться на призывы ребенка, удовлетворять его ключевые потребности:

  • физические — сытость, ощущение безопасности, тепло и сухость, комфорт, отсутствие боли;
  • эмоциональные — ощущение, что родители готовы увидеть, принять и разделить любые чувства и состояния.

У ребенка должно закрепиться ощущение, что родители всегда на его стороне. Да, они могут проявлять разумную строгость в нужных для воспитания моментах, но никогда не игнорируют потребности ребенка, уделяют им внимание, готовы выслушать и принять.

И в дальнейшем это касается не только базовых потребностей, но и поддержки родителей при социальных взаимодействиях.

Например, другой взрослый жалуется родителям на ребенка, говорит о нем плохо. Разумеется, жалобы и обвинения могут иметь под собой основание, но важно понимать: другой человек не всегда видит ситуацию полностью, может не знать скрытых мотивов и чувств ребенка, а еще имеет собственные представления о правильности поведения, в которые ребенок может «не вписаться».
Поэтому вместо того, чтобы безоговорочно вставать на сторону другого взрослого, важно взять паузу и выразить ребенку поддержку: поговорить с ним наедине в спокойной доверительной атмосфере, задавать вопросы, разобраться в ситуации. Если ребенок был неправ, важно донести это до него — но не с позиции «врага», а в качестве «союзника». Так ребенок поймет: он все еще ценен и важен, а родители хотят помочь прежде всего ему, а не другому взрослому.
«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-3

2. Оценивать поступки, а не личность

Следующее важное правило для сохранения самоценности ребенка: отделять его личность от его поступков.

На ошибках нужно учиться, и критика — важный элемент воспитания. Но она должна быть направлена не на ребенка, а на его поведение и действия. Рассмотрим пример.

Ребенок толкнул другого мальчика, разбил вазу или принес низкую оценку. Мама хочет донести до ребенка его ошибки, чтобы исправить их. Но делает она это по «социально приемлемому» деструктивному шаблону, который могла почерпнуть еще в своем детстве, и который, как ей кажется, от нее ожидают окружающие.

Как тебе не стыдно?! Какой ты злой и плохой мальчик, хорошие дети так себя не ведут!
Ну и растяпа, руки-крюки, это же была моя любимая ваза!
Снова двойка?! И в кого ты такой глупый родился, и что нам с тобой таким делать…

Мама хочет, как лучше. Но ребенку тяжело оценить мотивацию, которая стоит за этими фразами. Он воспринимает их как констатацию факта, негативное описание своей личности. Самоценность ребенка подрывается, и при этом его внимание смещается с анализа проступка на принятие нового представления о себе.

Я плохой. Я неуклюжий. Я глупый.
«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-4

Но чтобы ребенок действительно получил возможность осознать и исправить саму ошибку, важно смещать внимание именно на нее.

Что произошло, почему ты так сделал?... Толкать и бить других людей нельзя, им от этого больно и страшно. Помнишь, как ты вчера упал и плакал?.. Если тебе что-то не нравится, стоит поговорить с мальчиком или попросить у меня совет.
Посуда очень хрупкая, ее легко задеть и разбить. А когда она ломается, нам становится грустно: ведь ваза была очень красивая, и это подарок твоей бабушки. Поэтому нужно быть осторожнее и не бегать рядом с такими предметами. Хорошо?
Школьные оценки нужны для того, чтобы мы могли вовремя замечать успехи и неудачи, и учиться на ошибках. Расскажи, почему тебе снова поставили такую оценку? Что случилось? Может, у тебя не хватает времени на уроки, ты много устаешь, или тебе не нравится этот предмет? А почему он тебе не нравится?..
«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-5

3. Не критиковать выбор

Дети особенно ярко воспринимают мир, потому что только начали знакомиться с ним, и для них все вокруг — «впервые». Поэтому они часто могут быть слишком активными, воодушевленными и возбужденными — например, менять «профессию мечты» каждую новую неделю.

А еще префронтальная кора мозга — область, которая помогает нам долгосрочно что-то планировать, оценивать риски — продолжает развиваться все детство, и окончательно формируется лишь после 20 лет. Поэтому дети часто принимают решения, которые очевидно нелогичны для взрослых.

Но быть родителем нелегко, у взрослых много своих забот и дел. Поэтому учитывать эти нюансы бывает тяжело. И в моменте многие родители часто отмахиваются от детей, критикуют их выбор или смеются над ним.

Ой, не до твоих глупостей сейчас, не мешай.
Ну очевидно же, эта куртка — намного лучше! Почему ты не понимаешь таких простых вещей?
Что, теперь хочешь быть врачом? А на прошлой неделе мечтал быть космонавтом… Ох, ты такой милый и смешной!.. Представляете, он у нас теперь доктором будет, хаха!

Но такое отношение травмирует самоценность ребенка, уязвляет его, заставляет сомневаться в себе и правильности своего выбора, формирует страх перед самостоятельными решениями. И в будущем ребенок может побояться рассказать близким о чем-то критически важном, или будет испытывать сложности с принятием самостоятельных решений.

Мне так больно, обидно и страшно… Но я не могу рассказать родителям, они не поймут, или вовсе отругают…
Что же мне делать? Я не уверен, я вечно глупые поступки совершаю… Лучше поступлю так, как говорят друзья, они выглядят уверенными.
«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-6

4. Не сравнивать с другими

А теперь переходим к формированию самооценки ребенка — представления о себе на фоне внешних факторов.

И одно из ключевых правил в этом вопросе — не сравнивать ребенка с другими. Ни в плохом, ни в хорошем смысле.

Когда родители критикуют ребенка и ставят ему в пример другого сверстника, — это уязвляет, снижает самооценку, нарушает доверие между ребенком и родителем.

Даже мои родители думают, что Петя лучше меня… Я плохой, я никому не нужен, я хуже всех.

Но и когда родители, наоборот, нахваливают ребенка в противовес другому, это вредно для самооценки: такое воспитание порождает повышенные представления и ожидания. И в будущем это может обернуться болезненным разочарованием и новыми страхами для ребенка.

Да я лучше всех, Петя мне и в подметки не годится, мне все по плечу!.. Ой, почему Петя выполняет это упражнение лучше, чем я?! Как это возможно?.. Теперь родители разочаруются во мне.
«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-7

5. Не говорить о ребенке в 3-м лице и не давать ему оценок при посторонних

Самооценка ребенка формируется на фоне социальных взаимодействий. Поэтому важно приучать ребенка к ощущению субъектности — он отдельный человек и может сам выступать агентом действия, взаимодействовать с окружающими.

НЕправильно: Нам уже 5 годиков, и мы учимся рисованию!
Правильно: Ваня сам расскажет, если захочет.

Но что делать, если ребенок застенчивый, и при общении с окружающими людьми боится что-то сказать, прячется за спину родителей?

В подавляющем большинстве случаев «стеснительность» маленьких детей — это базовая осторожность, а родители — это привычный гарант их безопасности. С ребенком все нормально, его поведение логично: он не знает (или плохо знает) этих людей, ему нужно оценить обстановку и освоиться.

Поэтому в такой ситуации важно просто дать ребенку время, предложить выбор.

Все хорошо. Когда будешь готов познакомиться или ответить, просто скажи.

А вот чего НЕ стоит делать, так это давить на ребенка, говорить о нем в третьем лице и давать оценку его личности и характера.

Ну же, отвечай дяде, почему молчишь? Язык проглотил? Это невежливо.
Ой, он у нас такой стеснительный, застенчивый. Трусишка…
«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-8

6. Обеспечивать разнообразие социальных ситуаций

Для полноценного развития самооценки важно предоставить ребенку возможность проявлять себя в разных социальных средах.

Например, весь круг общения ребенка ограничивается школьным классом. В этом случае есть большой риск, что у него сформируется несбалансированная самооценка:

  • заниженная — если он окажется в классе с более сильными учениками, не сможет быстро наладить контакт со сверстниками и найти друзей, подвергнется травле со стороны одноклассников или учителей;
  • завышенная — если он будет превосходить по успеваемости других учеников, станет одним из классных лидеров или «любимчиков» учителей.
«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-9

Поэтому для ребенка полезно помимо школы посещать дополнительные кружки, находить друзей по интересам, пробовать свои силы в разных занятиях и коллективах. Так ребенок будет сталкиваться с большим количеством непохожих людей и получать опыт новых социальных ситуаций, получит больше возможностей проявить себя — и сформировать более здоровое многогранное представление о своей личности.

В школе меня все дразнили и считали занудой. Но я познакомилась с ребятами из авиакружка — и оказалось, что со мной все нормально! Я могу быть очень общительной, другим ребятам со мной весело и интересно, они ценят меня!
Я привык, что я лучший в классе, «самый умный». Шутил над другими учениками, а учеба даже начала казаться скучной и раздражающей. Но сейчас я учусь в новой школе с более сильными учениками, и мне даже неловко… Оказалось, что я вовсе не такой всезнающий и способный, как мне казалось… Мне нужно прилагать больше усилий!
Учителя постоянно ругали меня за непоседливость, говорили, что с таким характером я плохо закончу. Но я начал ходить на акробатику, и оказалось, что мой характер помогает мне добиваться больших результатов! А еще благодаря тренировкам я стал более спокойным и дисциплинированным в школе, ведь мне есть куда направить свою энергию.

И чем больше новых социальных ситуаций будет у ребенка, тем больше возможностей для развития адекватной самооценки он получит.

«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-10

7. Помогать справляться с эмоциями

Детям тяжелее справляться с социальными страхами и переживаниями. Их мозг и нервная система все еще формируются, поэтому эмоции переживаются более остро.

А подросткам регуляция эмоций дается еще сложнее. Так, детям и взрослым со стрессом помогает справляться гормон ТНР — аллопрегнанолон. Он повышает активность активность системы гамма-аминомасляной кислоты — главного «тормозного» вещества мозга. Это позволяет быстрее успокоиться. Но у подростков, согласно исследованиям, гормон аллопрегнанолон работает иначе: на фоне пубертата в головном мозге появляются дополнительные рецепторы ТНР, и при взаимодействии с ними гормон не облегчает регуляцию эмоций, а, наоборот, усиливает негативные переживания (грусть, тревожность, раздражительность, обиду).

Все это сказывается на качестве социализации ребенка\подростка и мешает формировать адекватную самооценку.

И если родители отмахиваются от эмоций и переживаний ребенка, обесценивают, высмеивают и стыдят за них, ребенку еще сложнее справляться с чувствами — он ощущает себя в одиночестве против всего мира.

«Он такой стеснительный и зажатый, совсем в себя не верит», «Он стал таким капризным и заносчивым…».-11

Поэтому для родителей важно уделять внимание этой стороне жизни ребенка. Задавать вопросы, разговаривать, учить ребенка озвучивать свои переживания, предложить ему завести личный тайный дневник эмоций.

Что случилось? Хочешь поделиться?.. Как это произошло? Что ты чувствуешь? Что ты думаешь по этому поводу?
Да, это действительно очень больно и обидно. Я понимаю твои чувства. Чем я могу тебе помочь?

Друзья! Если вы чувствуете, что ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у него наличие психиатрического расстройства — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг:

  • Консультации детских психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Детская и семейная психотерапия;
  • Медикаментозная терапия;
  • Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!