Найти тему

История русской авиации - в монетах России. Часть 7. 1 рубль 2013 года «АНТ-25»

01 марта 2013 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 1 рубль «АНТ-25» серии «История русской авиации» (каталожный № 5109-0107).

1 рубль 2013 года «АНТ-25» серии «История русской авиации». Источник: cbr.ru.
1 рубль 2013 года «АНТ-25» серии «История русской авиации». Источник: cbr.ru.

Подписывайтесь на канал Нумизматика как хобби, чтобы не пропустить что-нибудь интересное!

Серебряная монета номиналом 1 рубль (масса общая - 8,53 г, масса драгоценного металла в чистоте - 7,78 г, проба сплава - 925) имеет форму круга диаметром 25,0 мм, толщина - 2,20 мм.

С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант.

На лицевой стороне монеты в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска «2013 г.», справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

1 рубль 2013 года «АНТ-25» (аверс). Источник: cbr.ru.
1 рубль 2013 года «АНТ-25» (аверс). Источник: cbr.ru.

На оборотной стороне монеты в центре диска на сером матовом фоне земного шара - винтовой самолет, над ним слева - надпись: «АНТ-25», внизу на полосе вдоль канта - надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ».

1 рубль 2013 года «АНТ-25» (реверс). Источник: cbr.ru.
1 рубль 2013 года «АНТ-25» (реверс). Источник: cbr.ru.

Оформление гурта: 200 рифлений.

Монета изготовлена качеством «пруф».

Авторы:

Художники: А.А. Брынза.

Скульпторы: А.Н. Бессонов.

Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Тираж: 5 000 штук.

Историко-тематическая справка

Самолет АНТ-25 разрабатывался под руководством П.О. Сухого в Конструкторском бюро А.Н. Туполева в 1931-1933 годах. Это был трехместный цельнометаллический самолет с двигателем М-34, разработанным под руководством А.А. Микулина. В силу своих конструктивных особенностей и высоких аэродинамических характеристик АНТ-25 вошел в число лучших мировых образцов тяжелых самолетов своего времени с большой дальностью полета. Первый образец АНТ-25 с мотором мощностью 750 л.с. и запасом топлива 6,1 т. был рассчитан на 75 часов беспосадочного полета с максимальной взлетной массой 16,5 т. и крейсерской скоростью 165 км/час. Взлетная масса пустого самолета составляла 4,2 т.

Первый полет на опытном образце самолета АНТ-25 совершил в июне 1933 г. экипаж М.М.Громова. Ровно через год экипаж в составе М.М.Громова, А. И. Филина и И. Т. Спирина выполнил на АНТ-25 дальний испытательный полет. Пробыв в воздухе 75 часов, самолет пролетел 12 411 км. Этот был абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту, который держался много лет.

В июле 1936 года летчики В.П .Чкалов, Г.Ф. Байдуков и штурман А.В. Беляков на таком же самолете совершили беспосадочный перелет из Москвы над заполярными районами на Дальний Восток. Пролетев за 56 часов 20 минут 9374 км экипаж АНТ-25 совершил посадку на песчаной косе острова Удд (ныне о. Чкалов). А в 1937 году на самолете АНТ-25 В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков впервые в истории авиации пролетели из Москвы через Северный полюс до города Портленд (США). Длина воздушного пути превысила 9 тыс. км. 

Вскоре после экипажа Чкалова, в июле 1937 года, еще один самолет АНТ-25 с экипажем в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и штурмана С.А. Данилина стартовали с подмосковного аэродрома и по маршруту через Северный полюс долетели до города Сан-Джасинто, на границе США и Мексики. За 62 часа 17 минут экипаж пролете 11 500 км (по прямой 10148 км), что стало абсолютным мировым рекордом дальности полета по прямой. После посадки на Американском континенте в баках самолета оставалось горючего еще на полторы тысячи километров.

В конце 1930-х годов активно разрабатывался военный вариант АНТ-25, несколько машин было принято на вооружение в ВВС, однако пригодность самолета для военных действий вызывала сомнения ввиду низкой скорости и недостаточной маневренности.

Длина самолета 13 м., размах крыла 34 м., максимальная взлетная масса 10 т., дальность полета 10,8 тыс. км., максимальная скорость 165 км/час.

Источник: cbr.ru.

По состоянию на 18 июля 2024 года стоимость монеты в капсуле находится в диапазоне от 3500 рублей до 4200 рублей.

О других монетах, посвященных истории русской авиации, читайте в подборке: История русской авиации - в монетах

Спасибо за внимание!

Если Вам интересно, пожалуйста, поставьте 👍 и не забудьте подписаться на канал Нумизматика как хобби!

Всем желаю удачи и пусть Ваши коллекции пополняются новыми, красивыми и желанными приобретениями!