Первое произведение, которое я прочитала у автора. Наверное, знакомство с творчеством Манна долго бы ещё не состоялось, если бы не литературный квест, предложенный Юлией "Ветер в книгах".
Тема этого месяца выглядела многообещающей: "Экранизированные романы". Сколько прекрасных произведений можно вспомнить, на любой читательский вкус! Но по правилам квеста выбирать приходится из 4 предложенных книг. У меня получилось из трёх, потому что одна оказалась прочитанной.
Знаете, бывает такое настроение, когда читаешь аннотацию и понимаешь, что на эту тему в данный момент читать совсем не хочется. В итоге, я просто выбрала самое маленькое произведение. Им оказалась ранняя новелла Томаса Манна "Смерть в Венеции".
Знаменитый писатель Ашенбах, ощущая усталость от работы и желание к перемене мест, приезжает в Венецию, на остров Лидо. Среди отдыхающих он видит мальчика Тадзио, чья красота поражает его. Чувство, которое охватывает стареющего писателя оказывается сильнее доводов разума и страха перед эпидемией, перед старостью, перед смертью...
Я не могу сказать, что произведение сильно меня впечатлило или очень понравилось. Всё же, не очень мне близок такой сюжет. В начале тяжеловато было читать рассуждения главного героя об искусстве и писательском труде. Смысл прятался за довольно витиеватыми фразами. Но когда пошло описание внутренних переживаний главного героя, читать стало намного интереснее.
С одной стороны, я не понимаю этой болезненной страсти пожилого писателя к подростку, но с другой, написано это с таким психологизмом, без каких-либо пошлых намёков. Это трагедия талантливого человека, преклоняющегося перед совершенной красотой. И я не смогла остаться равнодушной.
Ашенбах видит в красивом мальчике в первую очередь "произведение искусства". Он любуется им, восхищается, но при этом не приближается и не знакомится с его семьёй. Он ни разу даже не заговорил с ним. Постепенно это чувство трансформируется, и Ашенбах понимает, что любит Тадзио, и это открытие поражает, вдохновляет и пугает его одновременно.
Мне понравилась мысль в одном из отзывов, что для Ашенбаха важнее всего было чувство собственного достоинства. У него были твёрдые принципы, и всю жизнь он жил, не позволяя себе слабины в отношении каких-либо пороков. Его уважали и как талантливого писателя, и как благородного человека.
...один тонкий знаток человеческих душ заметил в большой компании: «Ашенбах смолоду жил вот так, — он сжал левую руку в кулак, — и никогда не позволял себе жить этак», — он разжал кулак и небрежно уронил руку с подлокотника кресел.
Тем страшнее для него осознание, что он утратил это чувство, прибегнув к услугам цирюльника и пускаясь в погоню за Тадзио. Не зря, на мой взгляд, Томас Манн подчёркивает, что недомогание Ашенбаха носило не столько физический характер, сколько было вызвано ощущением страха, безнадёжности и безысходности.
Сцена, когда, обессилевший от тщетных попыток найти Тадзио, Ашенбах опускается на ступени фонтана и ведёт внутренний монолог о путях красоты, одна из самых сильных в произведении.
Но форма и непринужденность, Федр, ведут к пьяному угару и вожделению и могут толкнуть благородного на такое мерзостное осквернение чувства, которое клянет его собственная суровость, они могут и должны привести его к бездне. Нас, поэтов, говорю я тебе, ведут они к ней — потому что мы не можем взлететь, а можем лишь сбиться с пути.
Иногда чувства как прорыв воды. Пока маленькая течь, ещё можно что-то сделать, но поток уже остановить невозможно. Да и сорняк легче вырвать, пока он ещё не пустил глубоко корни.
Был в самом начале момент, когда Ашенбах почти уехал из Венеции из-за плохой погоды. По пути на вокзал его обуяла странная тоска-печаль. Тогда он ещё не осознавал, что причина этого щемящего чувства в его отношении к Тадзио. Случайная оплошность служителя отеля, отправившего багаж писателя не туда, была воспринята Ашенбахом как знак того, что нужно вернуться. А может быть, надо было "рвать" зарождавшееся чувство и уезжать несмотря ни на что?
Думаю, что Тадзио, скорее всего, очень быстро забудет своего странного поклонника. И от этого мне грустно.
Если есть желание что-то дополнить, возразить или обсудить, то приглашаю вас в комментарии.