Найти тему
Кот-книголюб

Томас Манн "Смерть в Венеции"

Первое произведение, которое я прочитала у автора. Наверное, знакомство с творчеством Манна долго бы ещё не состоялось, если бы не литературный квест, предложенный Юлией "Ветер в книгах".

Тема этого месяца выглядела многообещающей: "Экранизированные романы". Сколько прекрасных произведений можно вспомнить, на любой читательский вкус! Но по правилам квеста выбирать приходится из 4 предложенных книг. У меня получилось из трёх, потому что одна оказалась прочитанной.

Знаете, бывает такое настроение, когда читаешь аннотацию и понимаешь, что на эту тему в данный момент читать совсем не хочется. В итоге, я просто выбрала самое маленькое произведение. Им оказалась ранняя новелла Томаса Манна "Смерть в Венеции".

Кадр из фильма 1971 года. Режиссёр Лукино Висконти
Кадр из фильма 1971 года. Режиссёр Лукино Висконти

Знаменитый писатель Ашенбах, ощущая усталость от работы и желание к перемене мест, приезжает в Венецию, на остров Лидо. Среди отдыхающих он видит мальчика Тадзио, чья красота поражает его. Чувство, которое охватывает стареющего писателя оказывается сильнее доводов разума и страха перед эпидемией, перед старостью, перед смертью...

Я не могу сказать, что произведение сильно меня впечатлило или очень понравилось. Всё же, не очень мне близок такой сюжет. В начале тяжеловато было читать рассуждения главного героя об искусстве и писательском труде. Смысл прятался за довольно витиеватыми фразами. Но когда пошло описание внутренних переживаний главного героя, читать стало намного интереснее.

С одной стороны, я не понимаю этой болезненной страсти пожилого писателя к подростку, но с другой, написано это с таким психологизмом, без каких-либо пошлых намёков. Это трагедия талантливого человека, преклоняющегося перед совершенной красотой. И я не смогла остаться равнодушной.

Ашенбах видит в красивом мальчике в первую очередь "произведение искусства". Он любуется им, восхищается, но при этом не приближается и не знакомится с его семьёй. Он ни разу даже не заговорил с ним. Постепенно это чувство трансформируется, и Ашенбах понимает, что любит Тадзио, и это открытие поражает, вдохновляет и пугает его одновременно.

Мне понравилась мысль в одном из отзывов, что для Ашенбаха важнее всего было чувство собственного достоинства. У него были твёрдые принципы, и всю жизнь он жил, не позволяя себе слабины в отношении каких-либо пороков. Его уважали и как талантливого писателя, и как благородного человека.

...один тонкий знаток человеческих душ заметил в большой компании: «Ашенбах смолоду жил вот так, — он сжал левую руку в кулак, — и никогда не позволял себе жить этак», — он разжал кулак и небрежно уронил руку с подлокотника кресел.

Тем страшнее для него осознание, что он утратил это чувство, прибегнув к услугам цирюльника и пускаясь в погоню за Тадзио. Не зря, на мой взгляд, Томас Манн подчёркивает, что недомогание Ашенбаха носило не столько физический характер, сколько было вызвано ощущением страха, безнадёжности и безысходности.

Сцена, когда, обессилевший от тщетных попыток найти Тадзио, Ашенбах опускается на ступени фонтана и ведёт внутренний монолог о путях красоты, одна из самых сильных в произведении.

Но форма и непринужденность, Федр, ведут к пьяному угару и вожделению и могут толкнуть благородного на такое мерзостное осквернение чувства, которое клянет его собственная суровость, они могут и должны привести его к бездне. Нас, поэтов, говорю я тебе, ведут они к ней — потому что мы не можем взлететь, а можем лишь сбиться с пути.
Создатели фильма, судя по этому кадру, ещё сильнее подчеркнули остроту момента.
Создатели фильма, судя по этому кадру, ещё сильнее подчеркнули остроту момента.

Иногда чувства как прорыв воды. Пока маленькая течь, ещё можно что-то сделать, но поток уже остановить невозможно. Да и сорняк легче вырвать, пока он ещё не пустил глубоко корни.

Был в самом начале момент, когда Ашенбах почти уехал из Венеции из-за плохой погоды. По пути на вокзал его обуяла странная тоска-печаль. Тогда он ещё не осознавал, что причина этого щемящего чувства в его отношении к Тадзио. Случайная оплошность служителя отеля, отправившего багаж писателя не туда, была воспринята Ашенбахом как знак того, что нужно вернуться. А может быть, надо было "рвать" зарождавшееся чувство и уезжать несмотря ни на что?

Думаю, что Тадзио, скорее всего, очень быстро забудет своего странного поклонника. И от этого мне грустно.

Если есть желание что-то дополнить, возразить или обсудить, то приглашаю вас в комментарии.