Найти в Дзене

СОЗДАНИЕ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В АНТВЕРПЕНЕ (БЕЛЬГИЯ)

ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН СРЕДЫ: КАКИЕ ГОРОДСКИЕ ПРОСТРАНСТВА НУЖНЫ ПОДРОСТКАМ? Для удовлетворения потребностей подростков в социализации и развитии необходимо наличие хорошо связанной и разнообразной сети общественных пространств. Однако их в часто упускают из виду или пренебрегают их мнением при планировании и дизайне городской среды. Расположение, близость и пространственные отношения между значимыми для подростков местами часто являются более важными факторами, чем их дизайн. Большое значение также имеет достаточное количество, доступность и взаимодополняемость пространств для встреч и совместного времяпровождения. Более того, сеть общественных пространств для подростков следует рассматривать не только в масштабе одного района, но и на общегородском и даже региональном уровне планирования. С одной стороны, это совокупность важных для подростка формальных и неформальных мест с их взаимными связями. С другой стороны, это уровень планирования, продума
Оглавление

ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН СРЕДЫ: КАКИЕ ГОРОДСКИЕ ПРОСТРАНСТВА НУЖНЫ ПОДРОСТКАМ?

Фото: https://apolitical.co/solution-articles/en/an-insight-into-a-city-planning-and-design-project-with-and-for-young-teenagers
Фото: https://apolitical.co/solution-articles/en/an-insight-into-a-city-planning-and-design-project-with-and-for-young-teenagers

Для удовлетворения потребностей подростков в социализации и развитии необходимо наличие хорошо связанной и разнообразной сети общественных пространств. Однако их в часто упускают из виду или пренебрегают их мнением при планировании и дизайне городской среды. Расположение, близость и пространственные отношения между значимыми для подростков местами часто являются более важными факторами, чем их дизайн. Большое значение также имеет достаточное количество, доступность и взаимодополняемость пространств для встреч и совместного времяпровождения.

Более того, сеть общественных пространств для подростков следует рассматривать не только в масштабе одного района, но и на общегородском и даже региональном уровне планирования. С одной стороны, это совокупность важных для подростка формальных и неформальных мест с их взаимными связями.

С другой стороны, это уровень планирования, продуманный с точки зрения подростков и обладающий собственной внутренней логикой, но который в то же время не может быть отделен от других слоёв планирования общественного пространства (например, зелёных пространств, городской мобильности, мест для спорта и отдыха и т. д.). Хорошо спланированная сеть пространств, дружелюбных к подросткам, означает также внесение корректировок в политику городской мобильности, в планы зонирования и развития, а также в общую пространственную структуру крупных жилых проектов.

Каждый третий житель Антверпена (население 539 419 чел.) моложе 26 лет. Это более 150 тысяч граждан, а к 2026 году их должно стать около 211 тысяч. Поэтому Антверпен придаёт большое значение участию и вкладу молодых людей в городское планирование и инвестирует в создание для них городских пространств.

В 2020 году власти Антверпена поручили Исследовательскому центру детства и общества /Kind & Samenleving разработать план сети общественных пространств в сотрудничестве с молодыми людьми 12–15 лет для одного из девяти городских районов Вилрейк / Wilrijk. Ранее концепция сети общественных пространств для подростков была разработана по итогам исследований с участием молодых людей в городе Мехелен. Проект в Антверпене стал первой попыткой применения данного инструмента планирования на практике.

Цель проекта — создать целостную социально-пространственную сеть, которая позволит подросткам свободно передвигаться и наслаждаться общественными пространствами города.

Обязательные составляющие при проектировании сети общественных пространств для подростков:

  1. Сеть воспринимается как полноценное направление для городского планирования.
  2. Она является целостной пространственной сетью.
  3. Подростки принимают активное участие в планировании.
  4. В проект вовлечены все релевантные городские ведомства.

9 районов в составе муниципалитета Антверпен. Район Вилрейк расположен на юго-востоке. Фото: https://en.wikipedia.org/wiki/Districts_of_Antwerp#/media/File:Antwerpen_Districts.png
9 районов в составе муниципалитета Антверпен. Район Вилрейк расположен на юго-востоке. Фото: https://en.wikipedia.org/wiki/Districts_of_Antwerp#/media/File:Antwerpen_Districts.png

Определение стратегических мест и маршрутов передвижения подростков по городу

Первый этап вовлечения подростков

В рамках проекта был проведён анализ существующей ситуации, нанесены на карту все важные для подростков места района Вилрейк. Подростки были вовлечены в этот процесс через онлайн-опросы в школах, а также глубинные интервью. Открытые вопросы и интервью помогли выявить и картировать привлекательные места, охватив при этом различные молодёжные группы / субкультуры.

Например, только часть молодых людей Вилрейка хотела больше возможностей для катания на скейте по всему городу, в то время как для других был более важен доступ в центр Антверпена.

В сети были определены узлы, где объединяются общественные пространства и значимая для подростков инфраструктура: например, угловые магазины и закусочные, игровые и спортивные площадки, городские площади и парки, водные объекты. Сюда также вошли станции общественного транспорта, автобусные остановки, велосипедные дорожки, мосты и велосипедные туннели и др.

Именно на таких пересечениях лучше всего проводить проекты по трансформации общественных пространств с участием подростков. Предлагаемые изменения должны действительно связывать и координировать различные уровни планирования (например, создание мест для отдыха на набережной в парке, недалеко от торгового центра и средней школы). При этом беседы с подростками могут помочь увидеть, где есть возможности для такой связи.

В ходе дальнейшего углублённого анализа были выбраны места для преобразований городской среды. Были разработаны различные сценарии проектирования с привлечением городских ведомств. На некоторых маршрутах передвижения подростков было достаточно небольших трансформаций и «быстрых побед». Другие – требовали более глубоких вмешательств: например, создания расширенного пространства, свободного от автомобилей и комфортного для разных возрастных групп.

Второй этап вовлечения подростков

Далее молодым людям было предложено оценить результаты проектирования и отреагировать на дизайнерские решения. Не все решения понравились тинейджерам, они предложили новые идеи и привлекли внимание к пространствам, которые остались незамеченными на первом этапе. Таким образом, второй этап вовлечения молодых людей оказался очень полезным для выбора ключевых проектов для реализации и доработки некоторых проектных решений.

Мобильность подростков в городском пространстве

Автономная мобильность даёт подросткам свободу передвижения по городу и учит независимости. Для них это больше, чем просто перемещение из пункта А в пункт Б, это возможность приобретения нового опыта и знакомства с другими людьми.

Пространства для детей и подростков – различия

Источник: https://k-s.be/ruimte-omgeving/publieke-ruimte/publicatie-tienervriendelijke-publieke-ruimte/
Источник: https://k-s.be/ruimte-omgeving/publieke-ruimte/publicatie-tienervriendelijke-publieke-ruimte/

Диапазон перемещений подростков шире. Подростки хотят быть мобильными и перемещаться по городу. Они выходят за пределы своего района. Чтобы нанести на карту сеть общественных пространств, важных для подростков, необходимо выйти на общегородской (и часто региональный) уровень.

Подростки больше ориентированы на общегородские популярные пространства. На этот уровень планирования нельзя выйти, проектируя отдельные улицы и прилегающие к ним площади в одном районе. Большинству подростков интересны большие, привлекательные места, куда приходит много сверстников и других людей. Меньшие пространства дополняют друг друга и встраиваются в более широкую картину.

Возрастает роль общественного транспорта. В пространстве ребёнка трамвайные и автобусные пути являются барьерами. Для подростков автобус и трамвай соединяют город. Качественный общественный транспорт обеспечивает им автономную мобильность.

Сценарии передвижения по городу

Опросы подростков позволили собрать информацию о сценариях передвижения по городу. В пределах района большая часть подростков передвигается на велосипеде (56%) и пешком (40%). Опросы помогли выявить опасные перекрёстки на территории Вилрейка: A12, R11, несколько подъездных дорог. Полученные результаты также подтвердили большое влияние на сценарии передвижения многополосных дорог и необходимость создания разноуровневых перекрёстков. Передвижение подростков по городу во многом определяется велодорожками и велосипедными туннелями. Таким образом, дорожно-транспортная система города, ее связанность и удобство – основа формирования сети общественных пространств для подростков.

Доступность точек притяжения в центре города

Онлайн-опросы и интервью на местах в Вилрейке показали, что главными точками притяжения являются объекты в центре города и в других районах: торговые улицы, Театральная площадь / Theaterplein, места для катания на скейте и роликах, центральные парки (Ривиренхоф и Парк Спур Ноорд), а также торговый центр Wijnegem. Оказалось, что добираться на общественном транспорте до них из Вилрейка в рамках концепции «15-минутного города» пока ещё невозможно. Чтобы добраться до центра города на трамвае или автобусе, требуется около получаса; до парков или торгового центра – более часа.

Важным итогом вовлечения подростков стало включение в городское планирование (Стратегию пространственного развития, План развития транспорта региона Антверпен) мероприятий по улучшению транспортного сообщения района. В рамках проекта также были формулированы семь принципов мобильности, дружелюбной к подросткам.

Первые трансформации в районе Вилрейк

Вода, зелень и форты – точки притяжения для подростков

1) В районе Вилрейк часть общественных пространств, важных для подростков, сформировалась вокруг исторического пояса крепостей города Антверпен. Пространства двух фортов несут рекреационную функцию для молодёжи и позволяют им активно проводить время. Это популярные места для прогулок, езды на велосипеде и бега. Другой форт ценится за спокойствие и красивую природу.

Однако при этом форты не очень хорошо связаны с центром района. Одной из задач проекта стало раскрытие потенциала этих пространств, повышение их открытости и доступности. Так, в рамках нового плана были предложено создать дополнительную инфраструктуру на территории Форта VI: скейт-площадки, места для отдыха и общения с друзьями, площадку для мини-футбола, занятия фитнесом на открытом воздухе и др.

Территория вокруг Форта VI. Фото: https://www.fortengordels.be/forten/fort-6-wilrijk
Территория вокруг Форта VI. Фото: https://www.fortengordels.be/forten/fort-6-wilrijk

Решения для Форта VII были связаны со спокойным пребыванием на природе. Это романтическое, тихое место привлекательно для подростков своей готической красотой.

Территория вокруг Форта VII. Фото: https://www.fortengordels.be/forten/fort-7-wilrijk
Территория вокруг Форта VII. Фото: https://www.fortengordels.be/forten/fort-7-wilrijk

Обустройство веломаршрутов

2) Работа над пространствами пояса крепостей также дала возможность создать недостающие звенья велосипедной сети. За пределами фортов Вилрейк пересекают автомагистрали и четырёхполосные дороги. Подростки указали на несколько опасных перекрёстков и предложили маршруты, которые могут улучшить их мобильность. Так, в рамках проекта было принято решение повысить безопасность и качество велодорожек, ведущих к двум наиболее часто используемым туннелям. Также были благоустроены пространства и зелёные зоны вдоль этих дорожек.

Расположение пространств, важных для подростков, вокруг исторического пояса крепостей города Антверпен. Источник: https://apolitical.co/solution-articles/en/an-insight-into-a-city-planning-and-design-project-with-and-for-young-teenagers
Расположение пространств, важных для подростков, вокруг исторического пояса крепостей города Антверпен. Источник: https://apolitical.co/solution-articles/en/an-insight-into-a-city-planning-and-design-project-with-and-for-young-teenagers

Благоустройство главной городской площади

3) Большая районная площадь Де Бист стала ещё одним местом преобразований. Подростки обозначили эту площадь как центральное место в рамках своего перемещения по городу, поскольку по соседству расположены автобусные остановки и школы. Кроме того, рядом находится торговый центр с ресторанами, молодёжный центр и множество городских объектов (библиотека, академия искусств, бассейн, городской парк и т. д.). Площадь также является важным местом для всех горожан. В ходе реализации проекта выяснилось, что она входит в городские планы благоустройства – благодаря озеленению пространство стало более уютным. Это также стало отличной возможностью переосмыслить площадь с точки зрения подростка. Подростки экспериментировали с организацией мест для сидения. Места, расположенные по кругу, подвесные сидения функционируют иначе, чем при линейной организации, и имеют отличающуюся социальную динамику.

По итогам фокус-групп были созданы новые зоны для отдыха, которые понравились другим жителям.

Вид на площадь Де Бист с различными зонами. Фото: https://databank.publiekeruimte.info/project/bist-wilrijk/
Вид на площадь Де Бист с различными зонами. Фото: https://databank.publiekeruimte.info/project/bist-wilrijk/

Кроме того, проект показал, что близлежащие площади слишком малы, чтобы создавать отдельную инфраструктуру для подростков. Первоочередной задачей стало сокращение участков, предназначенных для использования автомобилями. Реорганизованная и расширенная прилегающая площадь даёт множество возможностей создать пространства для всех жителей.

Методические инструменты

В 2019–2020 годах Исследовательский центр детства и общества /Kind & Samenleving выпустил методические пособия для специалистов по территориальному планированию, дизайнеров и представителей городских служб, чтобы они могли лучше учитывать потребности подростков в своей работе.

Методические рекомендации «Общественные пространства, дружелюбные к подросткам» / Tienervriendelijke publieke ruimte

Источник: https://k-s.be/ruimte-omgeving/publieke-ruimte/publicatie-tienervriendelijke-publieke-ruimte/
Источник: https://k-s.be/ruimte-omgeving/publieke-ruimte/publicatie-tienervriendelijke-publieke-ruimte/

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. Видение и принципы

  • Кто они, эти подростки?
  • Здесь рады подросткам
  • 10 аргументов в пользу дизайна, дружелюбного к подросткам
  • Принципы дружелюбного к подросткам планирования и дизайна

ЧАСТЬ 2. Планирование

  • Создание сети общественных пространств, дружелюбных к подросткам
  • Улучшение городской мобильности для подростков

ЧАСТЬ 3. Дизайн пространства

  • 10 принципов дизайна, дружелюбного к подросткам

ЧАСТЬ 4. Из чего состоит сеть общественных пространств, дружелюбных к подросткам

  • Школьная среда
  • Площади
  • Зеленые зоны
  • Пространства у воды
  • Места для занятия спортом и двигательной активности
  • Общепит, места для досуга и коммерческая инфраструктура
  • Молодежные клубы и организации
  • Зоны для отдыха и развлечений
  • Мобильность и транспортные сети

ЧАСТЬ 5. Основные принципы управления, обслуживанияпространств для подростков и работы с жалобами

Методические рекомендации для муниципальных властей: 8 правил и 10 методик вовлечения подростков в планирование общественных пространств

Источник: https://k-s.be/ruimte-omgeving/speel-en-tienerweefsel/tienerweefsel/
Источник: https://k-s.be/ruimte-omgeving/speel-en-tienerweefsel/tienerweefsel/

8 правил вовлечения подростков

  1. Вовлекайте и общайтесь с подростками в их знакомой среде («на их территории»).
  2. Практические советы, если вы хотите собрать подростков на своё мероприятие.
  3. Делайте осознанный выбор в отношении количества, качества и разнообразия приглашаемых к участию групп.
  4. Задавайте вопросы на понятном для подростков языке. Отталкивайтесь от их представлений.
  5. Мыслите нешаблонно. Мыслите за пределами границ одного муниципалитета.
  6. Дайте подросткам свободу и возможность расти в процессе участия.
  7. Наладьте прямой контакт между подростками и властями.
  8. Тщательно выбирайте методы вовлечения и сохраняйте открытость/гибкость мышления.

10 методик для вовлечения подростков

1. Экскурсия со смайликами

Подростки становятся экскурсоводами по своему району и используют для оценки различных мест эмоджи/смайлики.

2. Съёмки видео

Подростки в небольших группах снимают видео о своём районе на мобильные телефоны по заданной теме и параметрам.

Примеры тем:
Вы как мэр должны рассказать новым жителям о том, насколько безопасен ваш муниципалитет.
Представь своё любимое место: что в нем происходит и что ты там делаешь?
Что можно делать в идеальной библиотеке для подростков?

3. Постройте это!

Подростки визуализируют свои идеи через создание конструкций на открытом воздухе (предоставляемые материалы: паллеты, доски, ткань, картон, верёвки и т.д.)

4. Придите к подросткам с муниципальным планом развития городской среды

Подростки оценивают существующие документы планирования в муниципалитете.

Примеры вопросов для обсуждения:
Что вам нравится в плане, а что нет? Почему вы так думаете?
Если бы вы могли изменить только одну вещь в плане: что бы это было? Что передать разработчикам / главному архитектору / мэру?

5. Интерактивный опрос (с помощью приложений Kahoot, Mentimeter и т.д.) Подростки отвечают на вопросы, голосуют каждый индивидуально в своём гаджете, но при этом общие результаты могут увидеть и обсудить все желающие.

6. Онлайн-опросы

После обработки полученных результатов важно дать подросткам обратную связь и вовлечь их в дискуссию. Опросы могут проходить на портале по вовлечению жителей Антверпена в вопросы городского развития.

7. Инициативные группы

Подросткам предлагается создать несколько инициативных групп / партий (по 6 человек в каждой), которые должны представить свою повестку, программу по предложенным темам муниципального развития. Проводятся игровые дебаты, слушания и голосование за лучшие проекты решений.

8. Я люблю... – выразите своё мнение

Подростки письменно перечисляют в свободной форме все вещи, которые они любят в своём муниципалитете, и рядом кратко пишут, почему они так считают. Задание выполняется индивидуально; по итогам организуется совместная дискуссия.

9. Совет подростков

Этот формат даёт возможность подросткам быть услышанными на уровне муниципальных властей. Группы подростков работают над волнующей их темой, собирают проблематику, идеи, готовят предложения. В течение года проходит несколько встреч с представителями муниципалитета.

10. Взгляд на город через соцсети подростков

Подростки в группах в течение недели должны выкладывать цифровой контент (посты, фотографии, видео и т.д.) про свою ежедневную жизнь и взаимодействие с городской средой.

Примеры вопросов, на которые подростки ищут ответ через цифровой контент: Почему именно эти места на фото / сторис? Чем бы вы хотели больше заниматься в свободное время? Возможно ли это здесь, в муниципалитете? Что можно было бы улучшить?

Проведение экскурсии по своему району со смайликами – один из методов вовлечения подростков. Источник: Методические рекомендации для муниципальных властей по вовлечению подростков в планирование общественных пространств, стр. 25. https://k-s.be/ruimte-omgeving/speel-en-tienerweefsel/tienerweefsel/
Проведение экскурсии по своему району со смайликами – один из методов вовлечения подростков. Источник: Методические рекомендации для муниципальных властей по вовлечению подростков в планирование общественных пространств, стр. 25. https://k-s.be/ruimte-omgeving/speel-en-tienerweefsel/tienerweefsel/

Вызовы и промежуточные итоги реализации проекта

Главным вызовом при реализации проекта стало вовлечение всех заинтересованных сторон (службы по делам молодёжи, департаментов по развитию спорта, управления зелёными насаждениями, департаментов городского развития, мобильности, полиции, мэра города и др.) и разработка общего плана. Но именно таким образом происходит синхронизация планирования пространств, важных для подростков, с другими уровнями планирования.

План по созданию сети пространств для подростков служит как визуальной, так и практической основой для развития района Вилрейк. Это также инструмент для оценки, позволяющий правильно адаптировать масштаб инфраструктуры для подростков к возможностям ее реального размещения. Кроме того, он служит хорошей отправной точкой для вовлечения в городское планирование как подростков, так и широкого круга жителей.

Стратегический план был одобрен и принят районным советом Вилрейка в июне 2022 года. Предложенные принципы и проектные решения теперь служат ориентиром для пространственного развития кварталов, района и города с учётом потребностей молодых людей. В настоящее время реализуются краткосрочные и долгосрочные мероприятия, трансформирующие городскую среду.

На площади Michel Willemsplein в Антверпене появились новая спортивная и игровая зона, дополнительные деревья и скамейки. Фото: LUCID https://pers.antwerpen.be/strategisch-ruimteplan-antwerpen-wordt-voorgelegd-aan-gemeenteraad
На площади Michel Willemsplein в Антверпене появились новая спортивная и игровая зона, дополнительные деревья и скамейки. Фото: LUCID https://pers.antwerpen.be/strategisch-ruimteplan-antwerpen-wordt-voorgelegd-aan-gemeenteraad

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ

10 аргументов в пользу создания сети общественных пространств, дружелюбных к подросткам

  1. Работа с демографическими трендами: в ряде муниципалитетов наблюдается прирост молодого поколения.
  2. Вовлечение различных городских ведомств и синхронизация различных уровней планирования.
  3. Создание возможностей для комфортного сосуществования различных возрастных групп населения (при высокой плотности жилой застройки).
  4. Формирование гражданственности. Активное участие подростков в планировании общественных пространств.
  5. Работа с трудными подростками. Предотвращение возможных конфликтов (нарушений правопорядка).
  6. У подростков появляется мотивация проводить больше времени на открытом воздухе и больше двигаться.
  7. Формирование приверженности месту проживания, связи с родным местом.
  8. Воспитание экологически ответственного поведения у подростков через поощрение передвижения по городу на велосипеде и общественном транспорте.
  9. Тинейджеры – частые потребители местных товаров (еда, напитки, одежда и т.д.) и будущие лояльные клиенты.
  10. Реализация права подростков на личное пространство и свободное время.

Продолжение следует …

Текст составлен на основе указанных источников. Составитель подборки Дарья Рогова / АСИ.

Подписывайтесь на наш канал и читайте подборки по развитию городов "Развитие городов. Лучшие практики", "Городские парки. Российская и мировая практика" и "Атлас сервисно-инфраструктурных решений".