Найти в Дзене
JustMyJustice

Краткая история аниме

Слово «аниме» происходит от английского «animation» - анимация, созвучно французскому «animé» - одушевленный, живой.
В Японии слово «аниме» используют для обозначения анимации любой страны, остальной мир этим словом выделяет исключительно японские мультфильмы.
До 70-ых годов 20-го века японские мультфильмы в стране восходящего солнца назывались «манга-фильм» (двигающиеся забавные картинки), в англоговорящих странах носили термин «Japanimation».

* Датой создания аниме принято считать 1917 год.
Одно из первых -
«Новый альбом набросков» Дэкотэна Симокавы.
В том же году выходит
«Как краб отомстил мартышке» Сэйтаро Китаямы. Основой сюжета анимационной короткометражки послужила японская сказка.
Спустя год автор выпускает ещё одну работу, базирующуюся на сказке -
«Момотаро», про любимого японского фольклорного героя, появившегося из персика.

Кадр из работы «Как краб отомстил мартышке» Сэйтаро Китаямы 1917 год
Кадр из работы «Как краб отомстил мартышке» Сэйтаро Китаямы 1917 год

* Следующее известное произведение – Дзюнъити Коти «Тупой меч», про самурая, вечно попадавшего в забавные ситуации. За основу взяты комичные ситуации фильмов Чарли Чаплина, декорации – традиционная японская история.

Дзюнъити Коти «Тупой меч» 1917 год
Дзюнъити Коти «Тупой меч» 1917 год

* В промежутке с 17 до 23 года выходило много короткометражных анимационных фильмов, однако сильное землетрясение уничтожило практически все плёнки.

* В 1923 году
вышел анимационный 8-ми минутный ролик «Гигиена полости рта», проспонсированный компанией "Lion", которая производила зубную пасту и прочие товары.

* В 1943 году выходит 37-ми минутное агитационное аниме «Momotaro no Umiwashi» (Момотаро и его морские орлы) авторства Мицуё Сэо.
Японский закон 39-го года о кино
побуждал всех творцов ежегодного отчитываться о вкладе в пропаганду. Хоть на художников и наваливается цензура, анимация поучает финансирование от властей.

При разработке дизайна персонажей авторы учитывали внешний вид популярных героев Уолта Диснея, эмоции которых передавали большие глаза, гиперболизированная мимика.
Эти выразительные особенности сохраняются в аниме до сих пор.
Данная работа поразила молодого Осаму Тедзуку, который благодаря знакомству с Момотаро и орлами сам решил стать аниматором.

 «Momotaro no Umiwashi»  Мицуё Сэо 1923 год
«Momotaro no Umiwashi» Мицуё Сэо 1923 год

Послевоенное время Япония переживала в упадке.
В стране практически не рисовались мультфильмы - они ввозились из США. Техническое превосходство американских анимационных фильмов поразило японских мультипликаторов и побудило их объединяться и действовать.


* Первая анимационная студия была основана в 1946 году Кэндзо Масаока и Санаэ Ямамото и называлась "Ниппон Дога".
Через 10 лет её выкупила компания Тоэй и переименовала в
"Тоэй Дога"
* Первый короткометражный анимационный фильм "Тоэй Дога" назывался «Каракули котенка» Тайдзи Ябусита.

Кадр из «Каракули котенка» Тайдзи Ябусита 1957 год
Кадр из «Каракули котенка» Тайдзи Ябусита 1957 год

* Следом выходит и первый цветной анимационный фильм, впечатливший Хаяо Миядзаки - «Легенда о Белой Змее» 1958 года.
Ещё через год выпускается
«Юный Сарутоби Сасукэ».

* Третьей важной работой студии стала картина «Путешествие на запад» Таидзи Ябуситы, которая являлась адаптацией манги Осаму Тедзуки "Похождение Гоку". Уже тогда аниматоры ввели прием, когда важные для сюжета кадры прорисовываются максимально детально, а фоновые - с меньшим усердием.

 Кадр из «Путешествие на запад» Таидзи Ябуситы 1960 год
Кадр из «Путешествие на запад» Таидзи Ябуситы 1960 год

* В 1961 году Осаму Тедзука основал свою студию "Mushi Production", которая в 1963 выпустила известный аниме-сериал "Astro Boy".
"Astro Boy" был первым анимационным сериалом, показанным по телевизору, и первым, в котором серии длились больше 30-ти минут, именно это произведение заложило визуальные и сюжетные основы всех последующих аниме.

Кадр из "Astro Boy Осаму Тедзука
Кадр из "Astro Boy Осаму Тедзука

* В 1965 начал выходить цветной сериал, лежащий в основе диснеевского "Короля льва" - «Белый лев Кимба».
В следующем году вышла первая работа жанра махо-сёдзё (девочки-волшебницы)
"Ведьма Салли" по мотивам манги Мицутэру Ёкоямы «Ведьма Санни».

* В 1968 год "Тоэй Дога" явила миру плод сотрудничества известнейших ныне режиссёров - Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки - «Принц Солнца: Приключения Хольса».

*С 1969 "Mushi Production" Осаму Тедзуки
стала экспериментировать и выпускать полнометражные аниме для взрослой аудитории.
Ямамото Эйити вместе с Тедзукой нарисовали трилогию «Анимерама», в которую входили "Тысяча и одна ночь " 1969 года, «Клеопатра, королева секса» 1970 года и "Печальная Белладонна" 1973 года. Последнее оказалось самым завораживающим для зрителей и послужило идейным вдохновителем для нескольких последующих сериалов, например "Юная революционерка Утэна" 1997-го года.

* К началу 70-го года закрепились каноны таких жанров аниме как меха (истории про боевых гигантских роботов), спокон (спорт), кодомо (детская аудитория), мистика, повседневность, комедия, история.
Телевидение медленно но верно вытесняло кинотеатры, внимание зрителей приковывали аниме-сериалы. К тому моменту в стране насчитывалось более 4 миллионов телевизоров.

* В 72 году "Mushi Production" обанкротилась, такая же судьба постигла многие другие студии, однако аниме сериалы выпускались, выходили за пределы Японии.
Появляются сюжеты с антагонистами -
«Завтрашний Джо» Осаму Дезаки, "Люпен III" Кадзухико Като, в создании которого принимали участие Хаяо Миядзаки и Такахата Исао, которые после основали известную "Studio Ghibli".

*В 1972 году Го Нагаи нарисовал «Мазингер Зет», популярность которого привела к появлению множеств последующих сериалов про боевых роботов. Их сюжеты раскрывали развитие взаимоотношений между персонажами, содержание постепенно "взрослело", авторы стали отходить от прямолинейности добра/зла, стали появляться неоднозначные герои и ситуации.
В 1979 году выходит одно из самых длинных и плодовитых аниме-франшиз под названием "Мобильный воин Гандам" Ёсиюки Томино, студия "Sunrise", основанная учеником Тедзуки. Оно изменило вектор проработки персонажей произведений жанра меха, где врагами могли выступать не только инопланетные сущности, но и люди.
Помимо этого, "Мобильный воин Гандам" показал, что можно неплохо зарабатывать на продаже мерча.
Появились так называемые
OVA (Original Video Animation), которые создавались исключительно для домашнего просмотра. Они не подвергались такой цензуре как телевизионные аниме, это послужило развитию анимационной порнографии.

* В 1975 году появляется студия "Nippon Animation" и выпускает несколько кодомо-сериалов: «Фландрийский пёс» 1975, «Енот по имени Раскал» 1977.

* В этот промежуток времени выходит несколько известных сериалов жанра махо-сёдзё.
Например
«Милашка Хани» Го Нагаи про девушку-андроида, способную магически менять свой облик при встрече с врагом.
Чтобы привлечь внимание зрителей, женские персонажи изображались достаточно эротично, однако визуальной визитной карточкой являются красочные бои.
На развитие жанра
сёдзё повлияло и аниме «Роза Версаля» Риёко Икэды 79-го года, подарило архетипы, которые использовались в более поздних аниме.

* К началу 80-ых японские анимационные сериалы начали проникать на запад, стали за пределами страны восходящего солнца называться "аниме". Сформировалась отдельная субкультура, в промежутке до 90-ых наблюдался стремительный рост популярности по всему миру.
Появляется термин
"Отаку" - любители манги, аниме и компьютерных игр.
Отаку имели большое влияние на индустрию.
Это время является пиком японского экономического развития, анимационные студии хорошо спонсируются, а зрители могут себе позволить смотреть их продукцию.
* В 1984 году Хаяо Миядзаки подарил миру адаптацию своей же манги «Навсикая из Долины Ветров», после успеха которой и появилась студия "Ghibli"

Кадр из «Навсикая из Долины Ветров» Хаяо Миядзаки
Кадр из «Навсикая из Долины Ветров» Хаяо Миядзаки

* В 1988 году выходит культовое полнометражное аниме Кацухиро Отомо "Акира", которое считается техническим и изобразительным прорывом, для его создания использовалось велике множество компьютеров.

* Начало 90-ых годов ознаменовалось смягчением форм изображения, увеличением вшнешней гиперболизированной эмоциональности персонажей. Выходит аниме-сериал Хидэаки Ано «Надя с загадочного моря», студия "Gainax". Автор вдохновлялся рассказами Жуля Верна.

Из «Надя с загадочного моря» Хидэаки Ано 1990 год
Из «Надя с загадочного моря» Хидэаки Ано 1990 год

* Смесью сёнен и сёдзё жанров стал легендарный "Сейлор-Мун" Дзюнъити Сато.

Из "Сейлор-Мун" Дзюнъити Сато 1992 год
Из "Сейлор-Мун" Дзюнъити Сато 1992 год

* В середине 90-ых Япония всё ещё проживала экономический кризис, крупные студии банкротились, сворачивались проекты. Чащ поднимаются социальные темы.
В 1995 году выходит полнометражное киберпанк-аниме "Призрак в доспехах" Мамору Осии. В этой работе впервые появились замедленные сцены, которые позже были использованы и в "Матрице" братьев Вачовски.

Кадр из  "Призрак в доспехах" Мамору Осии 1995 год
Кадр из "Призрак в доспехах" Мамору Осии 1995 год

* В том же году упомянутый ранее Хидэаки Ано выпускает популярное аниме "Евангелион", которое вызвало интерес не только у любителей, но и у более широкой аудитории. После выхода этого аниме появился целый ряд сериалов-подражателей, таких как "RahXephon" Мицуо Исо, "Blue Gender" Рёсукэ Такахаси.

* 1997 год - выходит сериал "Покемоны" Сатоси Тадзири, снятый по мотивам серии игр, и сериал, который уже сам вдохновил на появление нескольких игровых вспененных - "Берсерк" Наохито Такахаси. Этие разные по визуалу и жанру произведения нарисовала одна студия - "OLM".

* С началом 21-го века популярность аниме всё ещё была высока, однако прибыль от трансляции падала.
Одна серия могла стоить несколько миллионов, производство не окупалось. Сериалы стали распространяться с помощью интернета и пиратских копий.
Если раньше кадры отрисовывались вручную, то теперь стали использовать компьютерную графику, что ускоряло процесс и делало итог более выразительным, например аниме
Хироя Оку "Gantz" 2004 года.

Персонажи "Gantz" Хироя Оку 2004 год
Персонажи "Gantz" Хироя Оку 2004 год

* Появляются многосерийные сёнен сериалы - "Наруто" Хаято Датэ, "Блич" Нориюки Абэ, "Ван-Пис" Мамору Хосода, "Хвост Феи" Нанако Сасаки.

* Появляются работы, нацеленные не на сюжет, а на движение отаку, включая элементы фансервиса, например "Genshiken" Такаси Икехата.

Из  "Genshiken" Такаси Икехата 2002 год
Из "Genshiken" Такаси Икехата 2002 год

* Одного из известных режиссёров начала 21-го века, чьи работы отличаются выразительными пейзажами цифровой обработки, зовут Макото Синкай. Начиная с любителя-самоучки, к 2016 он уже был известным и уважаемым режиссёром, нарисовавшим самое кассовое аниме - "Твоё Имя". Первая полнометражная картина Макото выпущена в 2004 года - "За облаками".

* В 10-ых годах сфера японской анимации всё ещё ощущает кризис, хоть экономика страны более-менее выровнялась.
Зритель предпочитает легкие, быстрые фантазийные аниме, вникать в глубокие перипетии сюжета уже готовы не все.
Аниме ставится на поток, рынок заполоняет множество сериалов на любой вкус и цвет.
И известных работ выделяют -
"Атака Титанов" Тэцуро Араки, "Моя геройская академия" Кэндзи Нагасаки, "Девочка-волшебница Мадока" Акиюки Симбо, "Истребитель демонов" Харуо Сотодзаки, "Созданный в Бездне" Масаюки Кодзима.

Что сейчас?

* Из популярных аниме после 2020 года можно выделить "Человек-бензопила" Рю Накаяма , "Магическая битва" Пак Сон-ху, полнометражный фильм "Мальчик и птица" Хаяо Миядзаки.

* На данный момент наблюдается продолжающийся спад качества анимации, кропотливый труд талантливых художников заменяется компьютером и 3D графикой.
Большой вклад в происходящие внесла пандемия, стриминговые компании по типу Нетфликс позволяют смотреть любое аниме в любое время, на таких платформах можно встретить множество картин, которые не особо интересны, сюжет их упрощён и больше походит на пародию, чем на оригинал.


Сложно однозначно предугадать вектор дальнейшего развития. Аниме вряд ли полностью уйдёт в небытие, однако стоит быть готовыми к ещё большему упрощению и переходу в 3D полностью.