129,4K подписчиков

История создания самого большого самолёта в мире АН-225 «Мрия»

Самолет в небе
Самолет в небе

Среди достижений научно-технического прогресса всех времён и народов лично для меня по сей день самым удивительным является самолет, а точнее его способность подниматься в воздух и перевозить на борту огромные грузы.

Пассажирский самолет
Пассажирский самолет

Да-да, вы можете привести мне 1000 и 1 научное объяснение, и каждое из них я, скорее всего, приму на веру, поскольку ничего не смыслю в самолётостроении. Однако даже после этого я, оказавшись на аэродроме, буду вновь и вновь смотреть на самолёты и удивляться тому, как эти махины изящно взмывают ввысь и скрываются за облаками.

Грузовой самолет
Грузовой самолет

И думаю, в своём отношении к этому вопросу, я не одинок. Согласитесь, довольно сложно себе представить, что железная коробка, весом в несколько десятков тонн, в принципе может подняться в воздух, да ещё с такой лёгкостью! Ну не укладывается это в моей голове...

Самолет взлетает
Самолет взлетает

И, конечно, всё это кажется ещё более невероятным, когда среди и без того огромных самолётов появляются, своего рода, рекордсмены, габариты которых, по моему мнению, вообще идут в разрез со здравым смыслом. Об одном из них сегодня и поговорим.

Самолет в небе
Самолет в небе

Размах крыла с футбольное поле, шесть мощных турбореактивных двигателей и рекордная грузоподъемность до 250 тонн... Что это? Это птица? Это самолёт? Это Супермен? Да, это самолёт - причём самый большой и грузоподъёмный самолёт за всю историю мировой авиации, имя которому АН-225 «Мрия» (укр. «Мечта»). Однако помимо размеров, уникальность этого воздушного судна заключалась ещё и в том, что он был спроектирован и построен в СССР в одном-единственном экземпляре!

АН-225 «Мрия»
АН-225 «Мрия»

Итак, необходимость создания самолёта, обладающего столь внушительной грузоподъёмностью, появилась в СССР в 80-х годах прошлого столетия и была связана с советской космической программой.

АН-225 "Мрия" в цеху
АН-225 "Мрия" в цеху

Дело в том, что для проекта многоразового космического корабля «Буран» нужно было разработать авиатранспортную систему, которая позволила бы перевозить различные компоненты ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска.

Программа "Энергия-Буран"
Программа "Энергия-Буран"

Также существовала важная задача доставки самого космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.

АН-225 и «Буран»
АН-225 и «Буран»

Кроме того, инженеры планировали использовать будущий самолёт ещё и в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, а значит, воздушное судно должно было обладать грузоподъёмностью не менее 250 тонн!

Погрузка "Бурана" на "Мрию"
Погрузка "Бурана" на "Мрию"

Сами понимаете, задачка не из простых: советским инженерам и авиаконструкторам предстояло создать поистине уникальный самолёт!

АН-225 и «Буран»
АН-225 и «Буран»

Что, собственно, и было сделано на базе Киевского механического завода в 1984-1988 годах. В создании уникального самолёта принимало участие сразу несколько предприятий, поскольку требовалось большое количество различных комплектующих, а сроки были очень жёсткими - всего 2,5 года.

Административное здание завода "Антонов"
Административное здание завода "Антонов"

Так основные проектные работы по самолёту, а также работы после сборки, как я уже говорил выше, проводились на Киевском механическом заводе (КМЗ)/ОКБ имени О. К. Антонова, производством фюзеляжа, некоторых серийных узлов и деталей самолёта занимался «Ульяновский авиационно-промышленный комплекс» (УАПК), создание новых центральных и отъёмных частей крыльев с закрылками занималось «Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова» (ТАПОиЧ)...

АН-225 "Мрия"
АН-225 "Мрия"

...носовая часть фюзеляжа, крепления передних стоек шасси, новое горизонтальное и вертикальное оперение, пилоны и капоты двигателей были сделаны в стенах «Киевского авиационного производственного объединения» (КиАПО), новый комплекс пилотажного оборудования разработали в «Московском институте электромеханики и автоматики» (МИЭА), а двигатель собрали на «Запорожском моторостроительном заводе» (Моторный завод № 29).

АН-225 "Мрия"
АН-225 "Мрия"

В целом, в создании, постройке, лётных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч учёных, конструкторов, инженеров, военных, лётчиков, рабочих и других специалистов бывшего СССР.

АН-225 "Мрия"
АН-225 "Мрия"

Новый и единственный в своём роде АН-225 выкатили из сборочного цеха 30 ноября 1988-го, а уже через месяц он совершил свой первый, успешный полёт, который продлился чуть более часа.

Первый испытательный полет АН-225
Первый испытательный полет АН-225

Ожидания разработчиков полностью совпали с реальным положением дел: характеристики самолёта «в деле» мало чем отличались от расчётных, а значит - всё получилось!

АН-225 "Мрия"
АН-225 "Мрия"

Поэтому в марте 1989-го АН-225 отправился в полноценный рейс с 156-тонным грузом на борту, и, тем самым, побил абсолютный рекорд по грузоподъёмности, который до этого момента принадлежал американскому «Боингу-747-400». Всего во время этого полета АН-225 установил 110 мировых рекордов.

"Боинг-747-400"
"Боинг-747-400"

И, кстати, несмотря на незаконченные испытания, самолет начал выполнять и коммерческие рейсы, и в мае 1990-го доставил из Челябинска в Якутию трактор Т-800, весом 100 тонн.

Выгрузка трактора Т800 из АН-225
Выгрузка трактора Т800 из АН-225

Однако любопытно тут другое. Помните, я говорил, что АН-225 был создан в качестве транспортника для космического корабля «Буран»? Так вот, к моменту окончания строительства АН-225, все необходимые перевозки уже были выполнены самолётом ВМ-Т «Атлант».

Прибытие в Ле-Бурже
Прибытие в Ле-Бурже

А «Мрие» в советской космической программе досталась, по факту, весьма символическая роль: самолёт перевёз «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершил несколько показательных полётов на Байконуре в апреле 1991 года.

АН-225 "Мрия"
АН-225 "Мрия"

Да и в целом, карьеру «Мрии» сложно назвать продолжительной, и уже в 1994-м, после совершения 339 коммерческих полётов (и более сотни испытательных) самолёт был оставлен на бессрочной стоянке на аэродроме в Гостомеле Киевской области.

АН-225 "Мрия"
АН-225 "Мрия"

С «Мрии» сняли двигатели и оборудование для выполнения коммерческих полетов, а с закрытием программы «Энергия-Буран» и распадом СССР дальнейшие работы по «Мрии» и вовсе прекратились. К тому же, востребованность перевозки особо крупных грузов существенно снизилась, поэтому АН-225 по факту стал просто не нужен.

АН-225 "Мрия"
АН-225 "Мрия"

И, кстати, тогда, в далёком 1984 году, в цехах Киевского механического завода было заложено две одинаковые машины. О судьбе одной из них я вам только что поведал, а вот вторая так и не была достроена...

АН-225 "Мрия"
АН-225 "Мрия"

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!