Почему Ялта устроила всех трёх глав союзнических держав? Предлагались ведь и другие города и страны, например Мальта, Шотландия, Иерусалим, Рим.
Кроме того прошло всего 2 месяца после освобождения Крыма от оккупации фашистской Германии. Это было небезопасно.
Но все участники согласились, у всех был свой интерес.
Сталин как лидер страны победителя хотел встретиться на своей территории, но было ещё кое-что, он хотел показать как быстро страна может восстановиться после войны.
У Черчилля был свой мотив, он хотел посетить могилу своего предка. Осенью 1854 года герцоги Мальборо сложили свои головы в русско- крымской войне.
А Рузвельт? Его мотивировала идея первопроходца, как аргонавты ехали в Колхиду за золотым руном, так и операцию назвали "Аргонавты".
Хотя Рузвельт не был первым американцем побывавшем в Ливадии.
Дворцов в Ялте было много, но все после двухлетней оккупации были в удручающем состоянии. Вынесено было все, вплоть до обоев. Особенно пострадал Ливадийский дворец.
Дворцы выбрали в таком порядке: Рузвельту и его делегации достался дворец Николая II в Ливадии, Сталину и его делегации Юсуповский дворец, а Черчиллю отдали Воронцовский дворец в Алупке.
Юсуповский дворец был посередине и это не случайно.
Советская разведка должна была следить за всеми перемещениями союзников, так что это было просто удобно.
Именно в этом дворике, вернее патио была сделана фотография трёх глав союзнических стран.
Рузвельт как вы видите сидит посередине. Я часто в интернете вижу фотографию -фейк где Черчилль целует Красное знамя. Черчилль на дух не переносил Сталина, это впрочем была взаимная антипатия.
А вот Рузвельт поддался обаянию Сталина, чем раздражал Черчилля. Хотя у Рузвельта тоже была своя мотивация в этой симпатии.
В Крым эшелонами везли мебель, ковры, сервизы, люстры, вещи для интерьера. За 2 месяца нужно было приготовить не просто апартаменты для размещения, а перестроить и сделать ремонт во дворцах, покрасить, наклеить обои, учесть вкусы каждого лидера и сделать новые санузлы.
Только в американской делегации было 270 человек. Эта ванная комната не принадлежала Николаю II, она была сделана для американского офицера Кинга.
Для сравнения ванная для Сталина в Юсуповском дворце.
Для восстановления дворцов было задействовано 2500 рабочих.
Рузвельта разместили в приемном кабинете Николая II. Весь дворец тогда перекрасили в нежно голубой цвет, любимый цвет американского президента.
Из бильярдной сделали кабинет для переговоров.
Все переговоры велись в Ливадии. Так как Рузвельт был инвалидом и перемещался в коляске. После того как американский президент переболел полиомиелитом он был частично парализован. Хотя даже многие американцы не знали о его болезни.
Именно в Ливадии, отдельно от всех Сталин и Рузвельт обсуждали секретный договор о вступлении Советского Союза в войну против Японии. В газетах это не освещалось.
Тогда уже было понятно, что СССР победит и без союзников. А вот Союзники без СССР могут понести огромные потери.
Сталин согласился помочь, но выдвинул свои условия: Южный Сахалин и Курилы возвращаются СССР, Монголия сохраняет свой суверенитет как отдельная страна, Аренда Порт-Артура и совместное использование КВЖД.
Рузвельт до последнего переживал, что Сталин может не содержать слово.
Рузвельту так понравилось в Ливадии, что он то ли пошутил, то ли всерьез сказал, что когда выйдет на пенсию то выкупит Ливадию, чтобы в ней поселиться.
Советская делегация разместилась в Юсуповском дворце, который не просиатривался ни с моря, ни с гор, что было очень хорошо, с точки зрения безопасности.
Комнаты, которые принадлежали Сталину аскетичны даже по сравнению с комнатами Молотова, который себе позволил немного больше удобств и комфорта.
Вся мебель Сталина внутри была набита конским волосом.
Переговорная была очень маленькой и личный кабинет Сталина немного в глубине, его не сразу видно.
Молотов очень хорошо играл на фортепиано, один инструмент стоял у Сталина и один в кабинете Молотова. Говорят, что Сталин подшучивал над Молотовым, что в ссылке в Вологде он играл в ресторанах перед купцами.
В комнатах Сталина висят Маршалы победы.
Это те маршалы, которые получили ордена победы. Они были изготовлены из платины и украшены бриллиантами, по наследству не передавались. После смерти обладателя орден сдавался в казну, а взамен выдавалась копия.
Премьер - министр Великобритании Черчилль и его делегация заняли дворец, архитектором которого был Эдуард Блор, англичанин.
Комната Черчилля располагалась в комнате жены князя Воронцова.
Черчилль писал: «Нас окружал удивительный ландшафт. За виллой, построенной в полуготическом, полумавританском стиле, возвышались горы, покрытые снегом, с самой высокой вершиной в Крыму. Перед нами раскинулось огромное Черное море, суровое, но все же приятное и теплое даже в это время года. Высеченные из камня белые львы охраняли вход в дом, а внутренний двор напоминал парк с субтропическими растениями и кипарисами».
В столовой дворца заседали министры иностранных дел Советского Союза, Великобритании и США.
Есть слухи, что Адольф Гитлер тайно посещал Воронцовский дворец, но это только слухи, основанные на показаниях директора музея во время оккупации Степана Щеколдина.
Черчилль считал, что место встречи антигитлеровской коалиции в Крыму самое ужасное место в мире, которое можно было выбрать. Крым в разрухе, дороги нет, свирепствует тиф.
Дорога из аэропорта Саки в Ялту действительно была взорвана немцами. Но за 2 месяца ее восстановили. Более того за 2 месяца восстановили телеграф, построили на всякий случай бомбоубежище, смонтировали холодильные установки, горячее водоснабжение, отопление. Трудно поверить, что это было сделано в такие кратчайшие сроки.
По воспоминаниям адмирала флота США: «Советы сделали удивительную работу, восстановив Ливадийский дворец в течение трёх недель с тех пор, как он был выбран в качестве штабквартиры для американской делегации». Заместитель Народного Комиссара Иностранных Дел И.М. Майский отмечал: «Размещение участников конференции и их окружения представляло в условиях того времени нелёгкую задачу. Крым лишь незадолго до этого был освобождён от немцев. Война оставила здесь много разрушений. Города, дороги, строения, электростанции, железнодорожные и телеграфные линии сильно пострадали. Для приёма конференции нужно было очень многое исправить, привести в порядок. Это была очень большая, сложная и трудная работа".
Все это было продемонстрировано, для того чтобы показать страна после войны восстановится быстро.
Черчилль кроме китайской комнаты занимал и парадный кабинет князя Воронцова, все это очень по душе пришлось премьер министру. Так что его страхи не оправдались.
Премьер Великобритании будет клясться в вечной дружбе с советским народом, петь деферамбы Сталину, а сам будет держать камень за пазухой.
Впервые в период Конференции И. В. Сталин встретился с У. Черчиллем 4 февраля1945 г. в Воронцовском дворце.
Стенограмма: «Черчилль благодарит за удобства, предоставленные в его распоряжение. Сталин отвечает, что это долг гостеприимства. Большего наши работники не могли сделать, так как у них было очень мало времени».
Вероятно, эта беседа проходила в Парадном кабинете.
Это, наверное, самое английское по решению интерьеров помещение дворца. Не случайно, что в этой комнате в период Конференции был кабинет Премьерминистра Великобритании.
Ходят слухи, что сэр Уинстон Черчилль небезосновательно обратил внимание на одного из спящих львов.
Черчилль очень захотел купить спящего льва. Но как ни уговаривал он советскую сторону продать ему пришедшуюся по душе скульптуру, товарищ Сталин был непоколебим: «Народным добром не торгую!».
Не помогли и реверансы в стиле, что он считает жизнь Сталина величайшим сокровищем:)
Сара Черчилль, которая сопровождала отца в Ялту, писала матери: «Мы тут как сыр в масле. Прелесть…»
Стены украшали картины из московских музеев, в шикарных каминах пылали поленья, полы устилали персидские ковры, на обеденных столах сияли крахмальные белоснежные скатерти, управляющие были одеты во фраки с белыми галстуками, а горничные в черные платья с белыми крахмальными воротниками.
Лучшую резиденцию чем Воронцовский дворец было сложно подобрать для английской делегации.
Через 60 лет потомки лидеров Великобритании, США и СССР были приглашены на научную конференцию, организованную университетом Маастрихта, чтобы обсудить влияние принятых на ней решений на судьбы послевоенной Европы.
Куртис Рузвельт, Уинстон Черчилль и Евгений Джугашвили, которые впервые встретились друг с другом, выступили в защиту Ялтинской конференции и ее итогов.