Театральное закулисье. Как создаются спектакли?

Начнем наше погружение в закрытый мир театральных процессов, которые всегда остаются недоступным, загадочным и волшебным действом. (Всегда, но не сегодня) Даже когда ты уже учишься на театральном отделении, ваша миниатюра сцены кажется кукольной, не настоящей, но уже понятной и привычной. В то время как большая сцена, настоящего театра, с его серьезными металлическими конструкциями, рядами осветительным приборов, скрипучими подъёмными механизмами, вызывает трепет, и ты невольно думаешь «там-то всё по-другому, там всё по-настоящему». Для кого-то сцена изнутри может выглядеть не так волшебно: стройные ряды кулис, километры проводов, несколько видов микрофонов, стулья, лавки и скамейки, костюмы на плечиках, искусственные цветы. (меня как-то спросили почему не используются настоящие цветы, об этом обязательно поговорим) Однако, как по мне, волшебство кроется в театральным карманах, чаще всегда там хранятся большие декорации, которые задействованы в спектаклях этого месяца. Можно долго смотреть на, казалось бы, несочетаемые эпохи, которые собрали в одном месте. У нас сейчас, например, там стоит греческая статуя, которая уже стала обложкой статьи, и новогодняя елка времен СССР.

Итак, как же создается спектакль? И что происходит за кулисами?

Заглянем закулисы?
Заглянем закулисы?

Всё просто: работа начинается с выбора пьесы, которую выбирает режиссер, может предложить художник-постановщик или зав. Лит. частью. После этого материал утверждается, редактируется, составляются приказы, утверждаются актеры и их дубли. Когда достаточно нудная часть, с оформлением и бумагами пройдена начинается первичная визуальная работа по цехам: декорации на сцене, костюмы и поиск общего реквизита. То есть, на этом этапе режиссер и художник по постановке закладывают основную визуальную картину работы, ведь они уже изучили эпоху. Чаще всего рисуют цифровые изображения, где наглядно видно будущую сцену. Также создаются эскизы, создающиеся по примерам фотографий оригинальных нарядов того времени.

Дальше спектакль собирается как клубок. Первые читки ставят по местам характеры персонажей, может быть детали костюмов и личного реквизита, и даже мизансцены. Застольный период всякий раз длится по-разному, в зависимости от сложности пьесы, количества актеров и их загруженности. В среднем от недели до месяца. За это время актеры узнают свой персонаж, режиссер погружает в эпоху и исторический контекст.

В момент, когда актеры переходят репетировать на сцену бОльшая часть декораций и часть костюмов готовы в черновом варианте. Начинается застройка мизансцен, музыкальная и световые пробы. Репетиции проводятся по эпизодам, постепенно сшивая всё воедино.

В этой же статье хочу затронуть вопрос: «Почему важно репетировать в костюме?»

Я бы дополнила «в костюме приближенным к эпохе» Для актера это не вопрос. Костюм меняет всё, это как надеть на девушку платье с кринолином и корсет, она будет вынуждена двигаться по-другому. А актеру костюм помогает, будь то лохмотья нищего или королевское платье. Поэтому, чем раньше костюм появится на актере, даже черновой, тем лучше. За время репетиций он должен привыкнуть к нему, ведь они не всегда бывают удобны: длинные плащи, короткие юбки, тяжелые пальто, вечно слетающие шапки, неудобная обувь, жаркие парики.

А теперь, возвращаемся к репетициям. Прошло время: декорации и костюмы доведены до ума и утверждены с режиссером, музыка, после многочисленных замен тоже утверждена, свет, наконец, скорректированный – готов. Время черновых прогонов. В ней задействованы все актеры, гримеры и костюмеры. В подобных прогонах уже можно судить о продолжительности пьесы и ещё увидеть, и исправить мелкие недочеты в постановке.

Генеральный прогон проводится для режиссеров и критиков, работников театра и, иногда студентов-театралов. А дальше – только премьера!

Словом, работа над постановкой идёт объёмная: монтаж декораций, подготовка костюмов и реквизита, светозвуковая настройка (что на мой взгляд имеет огромную роль в спектакле) Этим я хочу сказать, что спектакль – есть совместная работа всех театральных цехов, а не только тандема режиссер-актер.

Помните, весь театр – живой организм.

«И какое значение имеет размер сцены, если она вмещает целый мир?»

Остин Дерезевиц

Всем спасибо за внимание и, надеюсь, до новых встреч!

Азоль.