Найти тему
Мастер Творцов

Франческо Борромини – Дворец Палаццо Спада (1660 год)

Франческо Борромини – Дворец Палаццо Спада
Франческо Борромини – Дворец Палаццо Спада

Кардинал Бернардино Спада (годы жизни 1594-1661) поручил Франческо Борромини (годы жизни 1599-1667) спроектировать ряд модификаций своего совсем недавно приобретённого дворца. Самым примечательным из них стал аркадный двор, в котором Борромини (при помощи священника-августинца и математика по имени Джованни-Мария да Битонто [годы жизни 1582-1670-ые]) создал беспрецедентную оптическую иллюзию, используя вынужденную перспективу.

Дабы обмануть глаз обывателя, Борромини использовал уменьшающиеся ряды колонн (которые становятся короче к концу прохода) и приподнимающийся пол, чтобы галерея длиной всего в восемь метров казалась бы как минимум в пять раз длиннее. И действительно, вход в галерею имеет первоначальные размеры шесть на три метра, а её противоположный конец и того меньше – лишь два на один метр.

Борромини усилил свою оптическую иллюзию, установив скульптуру Марса – римского бога войны – сразу за концом прохода. На самом деле высота скульптуры составляет всего лишь шестьдесят сантиметров, однако, если смотреть на неё через весь коридор, эффект обманки заставляет скульптуру казаться размером в натуральную величину. Профессор архитектуры Ноа Резник утверждает, что в аркаде Дворца Палаццо Спада, как и в овальной лестнице Дворца Палаццо Барберини, «пространственный смысл наиболее ярко раскрывается посредством физического движения в этом самом пространстве».

Соперник Борромини – Джованни-Лоренцо Бернини (годы жизни 1598-1680) – также применил аналогичную технику принудительной перспективы шесть лет спустя, когда спроектировал официальный вход в город-государство Ватикан, известный как Скала Реджа (Царская Лестница). А сам Борромини также использовал архитектурные эффекты обманки и в других своих проектах, например, в Церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне (1652 год), что на римской площади Пьяцца Навона, где вогнутый фасад постройки создаёт иллюзию того, что купол здания находится намного ближе к зрителю, чем это есть на самом деле.

  • Архитектор – Франческо Борромини
  • Название – Дворец Палаццо Спада
  • Год создания – 1660
  • Место нахождения – Рим, Италия