Из двадцати космонавтов первого отряда для полётов отобрали первую шестёрку, лететь в космос космонавты должны были в следующей последовательности:
Юрий Гагарин (№1), Герман Титов (№2), Григорий Нелюбов (№3), Андриян Николаев (№4), Валерий Быковский (№5), Павел Попович (№6).
За две недели до старта первые три космонавта записали обращение к советскому народу, они тогда не знали, кто из них полетит первым.
Первым 12 апреля 1961 года полетел Юрий Гагарин, вторым, через четыре месяца, 6 августа – Герман Титов.
Однако полёт Григория Нелюбова не состоялся, а он так и остался никому не известным. Правда осталось его обращение к стране, как исторический документ.
Небесные грёзы
Григорий Нелюбов родился 31 марта 1934 года в семье потомственных военных и с малых лет увлекался спортом – лёгкой атлетикой и в Запорожье, где жила его семья, он был известным спортсменом. Тренеры и родные думали, что он уйдёт в большой спорт.
Однако Григорий грезил небом и записался в аэроклуб. Для себя он уже давно решил, что станет военным лётчиком. Ейское военно-морское авиационное училище он окончил с отличными оценками и красным дипломом, это давало ему право самому выбрать место службы. Он выбрал город Керчь.
В отряде космонавтов
Примерно через два года его службы к ним в часть приехала секретная комиссия, которая отбирала лётчиков для испытания новой техники. Никто тогда и догадывался, что отбор идёт в первый отряд космонавтов. После мыслимых и немыслимых испытаний, в первый отряд вошли двадцать человек, среди них был и Нелюбов.
В начале 1960 года Нелюбов с женой Зинаидой прибыл в Москву. Все семьи космонавтов поселили на Ленинском проспекте, Нелюбовы делили одну коммунальную квартиру с Гагариными.
Из двадцати космонавтов отобрали шесть первых, их начали тренировать более усиленно, специальные скафандры заказали для трёх космонавтов – Гагарина, Титова и Нелюбова.
То, что Гагарин полетит первым, объявили за два дня до полёта, но до последнего момента готовили всех троих. Медицинское обследование 12 апреля проходили все трое. На стартовую площадку выдвинулись Гагарин и Титов в скафандрах, Нелюбов их сопровождал. Сценарий замены Гагарина дублёром Титовым работал до последней секунды.
Весь полёт был настолько засекречен, что родные и жёны считали, что их мужья находятся в обычной командировке и о полёте узнали по радио.
Юрий Гагарин после полёта стал символом могущества СССР, однако всех шестерых космонавтов наградили Орденом Красной Звезды, все они получили квартиры в Звёздном городке и были зачислены без экзаменов в Академию имени Жуковского.
Также Королёв пообещал, что те, кто в первой шестёрке – полетят все.
Через четыре месяца 6 августа полетел Герман Титов, провёл на орбите сутки и благополучно вернулся.
Отмена полёта
Следующий рекорд должен был установить Нелюбов – трое суток, он приступил к тренировкам, но внезапно его полёт отменили.
Сергей Королёв решил продемонстрировать дружбу народов СССР и отправил в космос чуваша Андриана Николаева и украинца Павла Поповича, однако все были уверены, что следующим обязательно будет Нелюбов.
И опять планы изменились, нельзя было допустить, чтобы первой в космосе побывала американка, к полёту стала готовиться Валентина Терешкова.
А Григорий вместо того, чтобы понять ситуацию, и продолжать упорно тренироваться, поставил свои интересы выше и, как результат, сорвался.
Нервы не выдержали, решил напиться.
Нарушение дисциплины
Поскольку в Звёздном спиртное не продавали, он поехал на соседнюю станцию Чкаловское, где повстречал стажеров-космонавтов Аникеева и Филатьева и уже вместе с ними решил отвлечься от своих горьких дум.
Со стажёрами было весело, они решили соревноваться - кто кому быстрее руку на стол уложит. При этом смахнули со стола на пол солонку. Буфетчица сделала им замечание, потом вызвала патруль милиции. В результате весёлую компанию доставили в комендатуру.
Нелюбов повёл себя неподобающе по отношению к дежурному, и комендант вынужден был проинформировать об этом отряд космонавтов, написав о случившемся рапорт.
Нелюбову дали шанс – сходить и извиниться перед дежурным милиционером, он не пошёл, посчитав себя правым. Тогда рапорт коменданта лёг на стол командира отряда Каманина.
В своем дневнике Каманин написал: Вчера получил официальные документы по факту пьянки трех космонавтов. Нелюбова, Аникеева, Филатьева. Двое последних не представляют ценности как космонавты. Пьянки, слабоволие и низкая успеваемость в учебе. Нелюбов входил в первую "гагаринскую шестерку" и был кандидатом на третий или четвертый полет. В данном происшествии он повинен меньше других. Был в гражданской одежде и пытался уговорить товарищей пораньше уйти. Гагарин считает, что нужно уволить только Филатьева. Я за увольнение Филатьева и Аникеева. И за попытку последний раз проверить Нелюбова, бывшего совсем недавно одним из лучших космонавтов первого набора.
Ему дали второй шанс. Срочно было проведено партсобрание, высказано всеобщее осуждение. Нелюбов должен был прилюдно извиниться перед комендантом и товарищами, но он опять этого не сделал, не чувствовал себя виноватым.
Наказание
Его отчислили из отряда космонавтов и из Академии, попросили освободить трёхкомнатную квартиру в Звёздном и для прохождения дальнейшей службы направили на Дальний Восток, в деревню Кремово, в 224 авиационный истребительный полк.
Его семья оказалась в совершенно других условиях. Жить пришлось в деревенском доме с печкой, удобствами на улице и водой в колодце, от райцентра деревня находилась в 50 км.
Жена Зинаида поддерживала мужа и думала, что перевод излечит его душу. И действительно, Григорий вскоре восстановил свои лётные навыки и стал лучшим лётчиком полка. Через полгода им дали квартиру, появились новые друзья, жизнь налаживалась.
Однако в душе Григорий не переставал надеяться, что его вернут в отряд космонавтов, ведь обещал же Каманин, что через год – полтора его вернут.
Он начал периодически ездить в Москву, пытался восстановиться в Академии, обивал пороги высокого начальства, встречался с Каманиным и всё ждал вызова в Москву. Но всё было напрасно.
К тому времени корабль «Восток», на котором он учился летать, сняли с производства и космонавтов учили уже по новой программе.
Новая попытка
Весной 1965 года в его полк поступили новейшие сверхзвуковые самолёты МИГ-21 и Нелюбова, как лучшего лётчика, отправили на переподготовку в учебный центр Липецка. Только 2 человека из 25 закончили эти курсы с отличием – он и Марина Попович, жена космонавта Павла Поповича.
Марина предложила Нелюбову поехать в Чкаловск, чтобы пройти конкурс и попасть в отряд летчиков-испытателей.
И Григорий прошёл этот конкурс, отлично сдал экзамены, его взяли в испытатели.
Он вернулся на Дальний Восток, чтобы решить вопрос с переездом, на октябрьские праздники друзья с женами собрались в Доме офицеров чтобы проводить Нелюбовых.
Снова отказ и срыв
Но внезапно, как гром среди ясного неба, пришел отказ: «Перевод невозможен».
Он написал письмо Марине Попович с просьбой прояснить ситуацию, и она по своим каналам узнала истинную причину.
Из воспоминаний Марины: «Один из космонавтов, я не имею права называть его фамилию, сказал, -Если хотите иметь неприятности с его дерзким характером, то берите его в испытатели».
Григорий не выдержал такого удара и запил, его жизнь превратилась в повседневную пьянку. В местном магазине ему не продавали спиртное, были предупреждены, тогда он садился в любой поезд и шёл в вагон-ресторан, где напивался со случайными попутчиками.
17 февраля 1966 года, Зинаида заперла мужа в квартире, чтобы он опять не напился, и ушла к знакомым. Ночью соседи видели, как он выпрыгнул с третьего этажа и пешком ушел на станцию.
Больше он не вернулся. Жене оставил записку: «Зинок. Ты всегда была лучше всех. Таких женщин нужно поискать. Прости».
В протоколах следствия было написано, что он попал под поезд. Похоронили Нелюбова в деревне Кремово, недалеко от аэродрома, но у него есть ещё одна могила.
На месте его гибели Зинаида собрала частично разбросанные останки, обрывки одежды с кровью и похоронила на родине мужа в Запорожье.
Вот так и получилось, что Григорий Нелюбов прожил как бы две жизни – одну счастливую на пути к звёздам и другую полную потерь, боли и разочарований и похоронили его дважды.