Идея наделить искусственный интеллект (ИИ) правосубъектностью по аналогии с физическими лицами опасна и несостоятельна. Об этом 27 июня заявил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в рамках своей лекции на юридическом форуме в Петербурге, передает ТАСС.
Сейчас правовой статус ИИ в российском законодательстве не определен, подобные продукты рассматриваются, как правило, в качестве объектов права. При этом все чаще звучат призывы наделить искусственный интеллект личными правами.
По мнению Зорькина, логика защиты конституционной идентичности — а ее сердцевиной является идентичность человека как биологического вида — в будущем должна исходить из исключения возможности обладания какими бы то ни было классами искусственного интеллекта правосубъектностью по модели физлица.
«Предложения наделить робота правосубъектностью несостоятельны и потому, что робот не имеет обособленного имущества, принадлежащего на каком-либо вещном праве», — подчеркнул он.
Сторонники этой идеи считают, что субъектность искусственного интеллекта должна помочь решить вопросы ответственности в случае совершения преступлений с помощью ИИ и причинения ущерба с его стороны, пояснил председатель КС. Однако нет смысла придумывать для программы наказание, негативные эмоции от которого она не будет переживать, считает он.
Зорькин подчеркнул, что для регулирования ИИ нужен особый правовой режим, больший, чем простое имущественное право на цифровую программу. При этом новеллы должны быть строго оправданны действительными потребностями общества и научно проработаны.
Как писала «Парламентская газета», первый зампред Комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова ранее заявила, что дальнейшее развитие цифровых инструментов реагирования на правонарушения тесно связано с внедрением технологий искусственного интеллекта.