Найти в Дзене

Олег Борисович Фронтинский — ленинградский живописец


Олег Борисович Фронти́нский (1938 — 2020) – советский и российский архитектор, художник, коллекционер. Член Союза архитекторов СССР и Союза художников Российской Федерации. Родился и прожил всю жизнь в Ленинграде на Васильевском острове. Ребенком пережил блокаду.
Это событие оставило отпечаток на личности каждого, кто пережил его.

«Еще я научился радоваться даже крупицам подлинных ценностей, что действительно сказалось в моем дальнейшем творчестве», - говорил Олег Фронтинский.

С 6 лет увлекался рисованием, а в 11 лет поступил в ИЗО студию Дворца пионеров им. А.А. Жданова. Ему посчастливилось попасть в группу замечательного педагога С.Д. Левина, который не навязывал своим ученикам профессиональных догм, оставляя им свободу выбора.
В 1961 году Фронтинский закончил архитектурный факультет Академии Художеств, после чего много лет работал в проектных институтах. Но настоящей его страстью была живопись. Ее привил Олегу Борисовичу С.Д.Левин.

«В 16 лет он (С.Д.Левин) подарил мне «Письма Ван-Гога», которые я перечитываю до сих пор. Каждое лето он возил нас на этюды по городам России, приучая ценить и понимать красоту окружающего», – вспоминает Олег Фронтинский.



О чувстве города в творчестве Фронтинского и о том, что для художника является подлинной ценностью


Посмотрите – и вы увидите! А если нет, художник покажет это вам, незамеченное станет для вас видимым, интересным и завораживающим, и вы еще больше полюбите жизнь!

Основной темой творчества Олега Борисовича Фронтинского можно смело назвать городские пейзажи Ленинграда (Петербурга), преимущественно его родного Васильевского острова. Здесь художник родился и прожил всю жизнь, здесь рос, взрослел и менялся, здесь происходило становление его как личности.


Город, его атмосфера и среда формировали взгляды творца на мир. Город для художника как живой организм. Дома, крыши, дороги, улицы, мосты, деревья, небо, изображенные Фронтинским, показывают нам, чем и как живет этот организм каждый день. В картинах Олега Борисовича мы не встретим ни возвышенных сюжетов, ни знаменательных событий. Он пишет то, что ему близко и понятно – городские будни. Они совершенно разные: то тихие, невзрачные, пропитанные грустью и усталостью, то яркие и радостные, источающие бодрость и позитив. Каждый день уникален, по-своему интересен и красив, и, самое главное, каждый день оставляет определенный отпечаток на внутреннем состоянии и внешнем виде города.
Повседневность стала для Фронтинского подлинной ценностью. В ней он научился видеть настоящую красоту и гармонию.

Об этом он говорит и в стихах:
«Поскольку в каждой капле быта
Все мироздание зарыто,
И это радует меня
И утром, и на склоне дня <...> »


О том, что есть искусство для Фронтинского, какова основная цель его творчества, что, для кого и как пишет художник

Главная черта, характеризующая Олега Фронтинского как художника и творца – это особое внимание к жизни. Любая картина у него начинается с яркого жизненного впечатления.
«Цель, – уверяет он, – не гармония на холсте, а верная передача исходного впечатления».
Художник с любопытством наблюдает за жизнью города, а затем выражает прелесть простых будничных вещей на холсте. Он изучает город и пишет его суть, стремиться передать глубину.
У Фронтинского все преображено. Его живопись напоминает калейдоскоп, разноцветные стеклышки которого в каждой картине складываются в причудливый и неповторимый узор.

Яркость красок такова, что картины будто светятся. Кажется, автор все сам нафантазировал, но это не так. Ведь сам Олег Борисович говорил :
«Искусство – средство передачи жизненных впечатлений, никакое воображение не сравнится с богатством того, что дает жизнь». Следовательно все, что он пишет – его видение мира, а не плод воображения.


Ключевую роль в искусстве для Олега Фронтинского играет общение между творцом и зрителем:
«Искусство есть средство общения между людьми на эмоциональном уровне — с помощью ритмически организованного материала <...> разные искусства организуют разные материалы. В архитектуре это пространства и конструкции, их создающие, в танце- движения человеческого тела, в графике ритм линий и пятен, в живописи- ритмы цвета и фактур, в музыке- ритмы звуков, в поэзии- звучащего слова и т. д.», – говорит художник. Через свои картины художник хочет рассказать нам какую-то «историю», поделиться своими ощущениями от увиденного. Он стремится запечатлеть момент, передать настроение, состояние, как свое, так и окружающего мира. Он делится с публикой своим мировосприятием, оставляет на холсте тот миг, который он увидел и прочувствовал, с которым его что-то связывает, в котором он слился с окружающим пространством. Такого момента больше не будет никогда в жизни, но теперь он есть на холсте художника, и у нас есть возможность прочувствовать его атмосферу.


«Размышляя о природе творчества, я прочитал много книг — и полагаю, что ближе всех к пониманию искусства оказались Поль Сезанн и Лев Толстой», -говорит Олег Фронтинский.


Интересно, что для О.Б. Фронтинского основным законом искусства является
«закон экономии материалов и средств выразительности». Все гениальное просто. Все, созданное природой, гениально и идеально. Для Фронтинского искусство - это «мост между реальностью и идеальным». Возможно, именно поэтому он стремился приблизиться к легкости, с которой природа создает идеал и совершенство, учился выражать впечатления от увиденного как бы «с легкой руки», естественно, непринужденно и без излишеств.
Без всякого сомнения, создать произведение искусства, на котором будет изображен предмет, объект, явление из окружающего нас мира в реальную его величину - талант. Изобразить реальность на холсте в несколько сотен и тысяч раз меньшего реального размера, чтобы произведение производило такое же по масштабу впечатление, как от наблюдение предмета или явления «в натуральную величину» – дар. И этим даром несомненно обладал Фронтинский.
У него нет больших картин, но пространства в его живописи много.


Фронтинский и «арефьевский круг»

Многолетняя дружба соединила Олега Фронтинского с группой художников, названной позднее
«арефьевский круг». Он одним из первых открыл талант многих из них.

На переднем плане слева направо: Ш. Шварц, Р. Васми, А. Арефьев, В. Громов с друзьями.
На переднем плане слева направо: Ш. Шварц, Р. Васми, А. Арефьев, В. Громов с друзьями.

Идейным вдохновителем круга был Александр Арефьев. В группу также входили О. Григорьев, В. Громов, В. Некрасов, В. Шагин, Г. Устюгов, Р. Васми, Ш. Шварц и др. Арефьевцы смотрели на жизнь с широко открытыми глазами и старались захватить живую жизнь врасплох. Всегда на первом месте у них стояло наблюдение.


«Увидеть объект и затрястись от него изобразительными средствами, и самым острым способом его выразить. Личным... Среди наших ребят не было формалистов. Всегда на первом месте стояло наблюденное...».

Фовистское усиление цвета – средство выражения ярких эмоций и впечатлений. Небольшой размер работ обусловлен, в первую очередь, объективной реальностью – теснота жилища, нищета, отсутствие выставок.


Фронтинскому очень симпатизировали воззрения и принципы художников арефьевского круга. Желание наблюдать, искать во всем трепет жизни, живую душу очень сближали Фронтинского с художником Г. Устюговым.
«Я ценю действие и рассказ о нем, ценю литературу в живописи, избегая, однако, общих мест от литературы», – говорил Олег Фронтинский.


Основной для арефьевцев была тема города: городской пейзаж и повседневные сцены из жизни города. Точно так же, как мы уже убедились, центральной данная тема была и для Б. Фронтинского.

Фронтинский - коллекционер

Неофициальное искусство Петербурга (впоследствии получившее несколько имен – «андеграунд», «нонконформистское», «альтернативное», «другое искусство», «второй русский авангард», «диссидентский модернизм» и др.) возникло в противовес идеологической направленности творчества Союза художников.

В 1960-1970-е гг. неофициальное искусство стало одним из самоценных и знаковых явлений развития культуры второй половины ХХ столетия. «Арефьевский круг» – занимает особое место в контексте этого художественного направления.

Олег Фронтинский целенаправленно собирал работы художников, которые были важны для его развития. Влияние художников арефьевского круга вполне ощутимо в некоторых работах Олега Борисовича в период 1970-80-х годов. В каком-то смысле собранная коллекция – это питательная среда его собственного творчества.

В заключении хотелось бы привести размышления О. Б. Фронтинского о собственной судьбе и творчестве:
«Прав ли я был, не послушав Володи Шангина и не отказавшись от живописи? Думаю, она составила основной смысл моей биографии, независимо от достижений. Важно, чтобы каждая птица пела своим голосом, да и маленькая птичка имеет право на песню. Думаю, мне удалось реализовать свое маленькое видение атмосферы Петербурга и близких мне его обитателей. Удалось уложить небольшой кирпичик в здание…»


Автор статьи: Мусинова Евгения

Источники:
Олег Фронтинский. Живопись, графика. Альбом, 2008
Мои друзья - герои мифов [Текст] : [сборник статей] / Олег Фронтинский. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - 177
Л.Н. Толстой. Об искусстве // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15. С. 37—40:
https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0327.htm?ysclid=lyfs0e3vsx119553886
Арефьевский круг. Произведения из собрания музея : [альбом]
https://spblib.ru/ru/catalog/-/books/12374781-aref-yevskiy-krug?ysclid=lyfs3bjh6f865753996
Фронтинский Олег Борисович. Работы:
https://www.oph-art.ru/ru/author/Frontinskiy-Oleg-Borisovich/


Социальные сети Галереи ОПХ:
Сайт:
https://www.oph-art.ru/ru/
Телеграмм:
https://t.me/oph_art_gallery
ВКонтакте:
https://vk.com/oph_art_gallery
YouTube:
https://www.youtube.com/@OphGallery