Инна Арендаренко рассказала об этическом кодексе партнерства: он не заменяет юридическое оформление отношений, но часто меняет его суть и помогает ответить на такие вопросы, о которых обычно не говорят вслух. Не каждый к нему готов, но если бизнес-партнеры принимают этический кодекс партнерства, значит, они рассчитывают на долгие отношения и серьезные результаты.
Гарантий нет, доверие есть
Каждый раз, когда я спрашиваю партнеров на менторских сессиях, что для них принципиально важно в совместном бизнесе, они говорят о доверии. Но попытки прояснить, что такое доверие, и сформулировать единое определение, не приводят к успеху. Все потому, что доверие — это максимально субъективная категория. Оно основано на морально-этических принципах конкретного человека, его восприятии жизни, накопленном опыте и сформированных представлений.
По сути, доверие — это убежденность конкретного индивида в чьей-либо честности, добросовестности, искренности, которая дает человеку, а в нашем случае предпринимателю, возможность раскрыться перед партнером, полагаться на него в делах, часто как на самого себя.
Уже из формулировки ясно, что такая убежденность просто не может иметь опор и оснований, потому что она связана с другим человеком. У партнера своя жизнь, свой мир. Даже если на старте партнерам удается сильно совпасть в базовых ценностях и принципах, нет никаких гарантий, что на протяжении жизни не произойдут события, которые изменят их до неузнаваемости, и, соответственно, родят разногласия во взглядах, которые подорвут доверие.
Разрешите передоговориться
Понимая это, я предлагаю партнерам с самого старта стремиться к ясности не только в вопросах бизнеса и права, но сформировать свой собственный этический кодекс. И позволить себе его совершенствовать, возвращаясь к сформулированным правилам и передоговариваясь даже о том, что казалось константой.
Этический кодекс, с которым согласились партнеры, которого придерживаются команды, благотворно влияет на атмосферу бизнеса и корпоративную культуру, потому что закрывает базовые вопросы безопасности и доверия в отношениях, где без опоры на второго сложно получать по-настоящему крепкие результаты.
Я верю в синергию между людьми и на собственном примере точно знаю, что она достижима лишь тогда, когда вы оба заняты созиданием и творчеством, а не тем, что крутите в голове мысли, «почему он так сказал, сделал или посмотрел».
Чтобы вам захотелось погрузиться в тему глубже и выработать собственный этический кодекс с партнерами или командами, приведу некоторые вопросы этического кодекса, которые требуют обсуждения, сверки и максимально понятных всем партнерам формулировок:
- Смелость — насколько мы отважны в решении общих дел, как быстро мы захватываем мир, где рискуем, а где соблюдаем осторожность, когда можем поставить все на кон, а когда работаем в режиме энергосбережения, что делаем, если один хочет двигаться быстро и дорого, а второй считает это неразумным.
- Честность — насколько мы кристально честны с партнерами, инвесторами, топами, сотрудниками и с государством, контрагентом; как поступаем в вопросах очевидного конфликта интересов, как относимся к нечестности со стороны других.
- Ответственность — друг перед другом, а по обязательствам бизнеса перед третьими лицами; если появляются долги, уходим в банкротство, пытаемся снизить их переговорами или расплачиваемся из своих средств?
- Познание — стремимся ли мы в процессе совместных проектов к познанию нового, открытию мира, друг друга и себя или цель нашей деятельности только в увеличении прибыли, капитализации компании. Если мы придерживаемся принципа радости познания, то сколько ресурсов готовы выделить на это, какими способами будем развиваться, какое время и какие специальные ритуалы готовы установить для этого.
- Достижения — каковы наши амбиции, на что мы готовы ради их реализации, что будем делать, если столкнемся с тем, что уровень амбиций партнера на каком-то этапе начнет сильно отличаться.
- Лад — редко употребляемое сегодня слово, но оно четко отражает ресурсное состояние партнеров, когда нет между ними разлада, несогласия. Для отдельных партнерских связок «ладить» означает круглосуточно сидеть вместе в офисе и творить, для других — продуктивно работать несколько часов раз в месяц, для третьих — это собрание партнеров один раз в год, на котором все единогласно голосуют «за».
- Уважение — что это для вас? Когда партнер называет вас по имени и отчеству, когда партнер априори защищает ваши интересы во внешнем мире и, вообще, всегда, когда партнер открыто высказывает вам свое почтение и восхваляет ваши ум или сердце? А признание он вам высказывает на ушко, при команде или публично в социальных сетях?
- Соответствие — что значит быть хорошим партнером? Что значит качественно и результативно выполнять свой функционал, причем во всех ролях, которые могут играть партнеры, — сособственников, управленцев, инвесторов, сотрудников?
- Творчество — кому отведена роль творца в компании? Где границы творчества и операционной деятельности? О вкусах не спорят, но как раз в случае с творчеством рождаются несогласия, которые подрывают фундаментальные основы отношений.
- Общее благо — оно какое? Что значит для каждого из партнеров достигнуть цели? И что будем делать дальше?
Вопросы непростые, обсуждение должно происходить расслабленно и вдумчиво, не каждое партнерство к этому готово, но предприниматели, идущие сюда, выигрывают вдолгую.