Надежда переехала к сыну по его просьбе, потому что невестка собиралась выходить на работу, и нужно было на кого-то оставлять двухлетнего Даньку.
- Не хотим мы его зимой в садик отправлять, - объяснял Иван. - Сейчас начнутся карантины, эпидемии и тому подобное, а Кристина только на работу вышла.
- То есть я нужна в качестве няни? - понимала Надежда.
- Не говори глупости, в качестве любящей бабушки, - возмущался Иван. - У нас большая квартира в хорошем районе, вместе будет веселее.
- Только я не уверена, что мы сможем ужиться, - сомневалась женщина.
- Конечно сможем, мы же все одна семья, - уговаривал Иван мать. - Свою квартиру можешь пока сдавать, деньги откладывать на свои потребности, а жить будем на наши.
- Дармоедкой я точно не буду, - волновалась Надежда.
- Никто об этом и не говорит, - успокаивал её сын. - Давай так договоримся: коммуналку платим мы, продукты раз в неделю в супермаркете закупаем мы, а ты можешь возле дома хлеб и мелочи докупать.
Надежда сомневалась, потому что непростой характер невестки знала. Только сын так сладко пел, да и правда, хотелось быть поближе к внуку. Поэтому к сыну перебралась, в свою квартиру пустила молодую супружескую пару и началась новая жизнь. Надежда была общительной и коммуникабельной, поэтому во дворе с ровесницами быстро подружилась, и часто новости обсуждали во время прогулки внуков. Первое время всё нормально было, и она действительно просто за Даней присматривала, потом количество обязанностей стало увеличиваться.
- Вы не могли бы вещи из стиралки достать на сушку, - просила Кристина. - Я бы и сама всё сделала, только на работу опаздываю и выговор получу.
- Конечно, не переживай, я всё сделаю, - обещала Надежда.
- Не могли бы вы сегодня сделать заготовки, а то голубцов хочется, а возиться с ними долго и до ночи буду на кухне торчать? - просила она в следующий раз.
Надежда делала не только заготовки, а полностью готовила блюдо. Сын с невесткой с работы приходили, и уже готовый ужин ждал на столе. Изначально такие просьбы случались периодически и не доставляли пенсионерке особенных хлопот. Пока Даня играл с машинками, она успевала ужин приготовить. Потом количество домашних обязанностей стало увеличиваться и стало делом разумеющимся.
- Мама, а что у нас сегодня на ужин? - интересовался Иван, едва переступив порог.
- Не знаю, чем это пахнет, но мне кажется чем-то жирным? - кривила нос Кристина. – Надеюсь, это не жареное мясо, потому что там много холестерина.
Потом сын с невесткой начали заказывать блюда, давать задания и окончательно забыли о существовании бытовых обязанностей. Надежда стирала, убирала и готовила, при этом основные обязанности заключались в присмотре за внуком. Она уставала, не имела времени на отдых и давно не появлялась во дворе.
- Совсем молодежь тебя загоняла? - спрашивали соседки при следующей встрече. - Все они сейчас так живут, бегут куда-то постоянно, торопятся и ставят карьеру на первое место.
- Всё нормально - не хотела вдаваться в подробности Надежда. - Просто немного нездоровилось Дане, вот и не выходили на улицу.
- Я не могу есть эти ужасные котлеты, - отодвигала тарелку Кристина во время следующего ужина. - Макароны без соуса, котлеты зажарены и пересолены.
- Так не умею я эти ваши модные соусы делать, а с котлетами Даня помог, поэтому так и получилось, - оправдывалась Надежда.
- Ничего страшного, мне всё нравится, спасибо, мама, - косился на жену недовольно Иван.
- Не нужно так делать, - не могла успокоиться она. - Во-первых, от питания зависит наше здоровье и полноценное развитие ребёнка.
- Разве я плохо готовлю? - расстроилась женщина.
- Готовите вы сносно, но сегодня это что-то несъедобное, - кривилась невестка. - Получается только продукты и время перевели, потому что я такое есть не могу.
Иван всё съел, мать поблагодарил и потом вечером Надежда слышала, как они в своей комнате ругаются. Почему-то ей было очень обидно, словно специально хотела детям навредить, а не случайно пересолила злополучные котлеты.
- Простите, была неправа, - недовольно буркнула невестка утром и умчала на работу.
- Ты не обращай внимания, у Кристины сейчас проблемы на работе, устает, вот и сорвалась вчера, - просил мать Иван. - Ты замечательно готовишь!
Надежда сына обняла, хорошего дня пожелала и пошла внуком заниматься. Она учла пожелания невестки, почитала в интернете новые рецепты и пыталась их повторить. Только через неделю опять неприятная ситуация случилась, в этот раз Надежда не досмотрела за Даней и он нарисовал абстракцию на новых обоях в зале.
- Это что ещё такое? - изумленно смотрела на художества Кристина. - Мы недавно ремонт сделали, а это на самом видно месте теперь красуется.
- Пока я белье развешивала, внучек сам себя развлекал, - оправдывалась Надежда. - Но там не сильно видно и можно какой-то декор придумать.
- А мне нравится, так даже прикольно, - смеялся Иван. - Молодец сынок, художником растёт.
- Вы совсем с ума сошли или притворяетесь? - орала Кристина. - Одному смешно, вторая за ребёнком не смотрит, а я должна решать, что с этим делать?
Надежда не могла слова вымолвить от страха и растерянности. Даже думала предложить возмещение ущерба за обои, не догадываясь об их стоимости.
- Значит так, - неожиданно и резко стал серьёзным Иван. - Запомни раз и навсегда, моя мать не кухарка, не гувернантка и не домработница, чтобы за всеми ходить.
- Вообще-то ... - хотела что-то сказать Кристина, но опять была перебита мужем.
- Вообще-то, это твои обязанности справляться с домашними делами, за порядком следить и сына воспитывать, - напирал он. - Не для того я женился, чтобы ты теперь пальцы загибала и королеву из себя строила.
- Я работаю, - возмущалась Кристина.
- Миллионы женщин во всём мире работают и занимаются домом, - пытался сохранять контроль над собой Иван. - Ты не в поле трудишься, поэтому с завтрашнего дня возвращаем старые порядки, и ты сама всё делаешь.
- Может ты был слишком резким? - переживала Надежда после того, как невестка пулей вылетела в спальню.
- Нормально, не переживай, - успокаивал её Иван. - Отныне ты приходишь на кухню, только чтобы поесть и Даню накормить.
Надежда чувствовала себя неловко, переживала, что является причиной разборок сына с невесткой. С квартирантами своими поговорила и попросила найти другое жилье. Она торопить не стала, месяц дала для решения этого вопроса, а потом домой собралась.
- Тебе у нас плохо? - спросил Иван, услышав новость.
- Мне хорошо, когда вам хорошо, - отвечала женщина. - Просто у каждого должно быть свое пространство. Вот стану я старая и немощная, тогда решите, нужно со мной возиться или можно сдать в приют.
- Что вы такое говорите? - вспыхнула Кристина. - Мы никогда такого не сделаем.
- Вот и спасибо за это, - отвечала Надежда. - Предлагаю теперь вам свой вариант: Данечку привозите ко мне утром перед работой, забирайте вечером и всё будет нормально.
Иван потом у жены интересовался, не обидела ли она мать. Но Кристина после последнего скандала задумалась, потому что поняла, что может Ивана потерять, а этого больше всего в жизни боялась. Этот месяц она слова против свекрови не сказала, сама готовила, убирала и стирала. Оказалось, при желании всё можно успеть и работая полный день.
Кристина даже немного расстроилась от новости о переезде свекрови, но понимала, что её домой тянет. Теперь они тратили всего десять минут утром и вечером, чтобы завести Даню к бабушке. Бабушка с внуком целый день вместе проводили, потом Надежда его отдавала родителям, а сама отдыхала. За время проживания у сына она отчётливо поняла, что по-настоящему отдохнуть и набраться сил может только у себя дома. Тут никому не мешала и чувствовала себя свободной, а там сын с невесткой могли строить свое расписание без оглядки на мать. Всех такая история устраивала, особенно Даньку, которого любили родители и просто обожала бабушка. У взрослых хватило рассудительности не портить его детство разборками и скандалами.