Найти тему
Свое Дело Плюс

К маркетплейсам подбираются: три законопроекта о них лежат в Госдуме

За 2023 год интернет-торговля в очередной раз показала значительный рост — на 38% по обороту, до 7,9 триллиона рублей, и на 60 % по количеству заказов, до 4,5 миллиарда заказов. По разным оценкам, это уже почти каждый пятый товар в России. В основном рост обеспечен маркетплейсами. Какие перспективы у законодательного регулирования маркетплейсов, обсудили на Петербургском юридическом форуме.

Пункт выдачи Ozon и Wildberries часто располагаются рядом. В Петербурге 3276 ПВЗ Ozon  и 1689 ПВЗ Wildberries, 1175 ПВЗ Яндекс.Маркет
Пункт выдачи Ozon и Wildberries часто располагаются рядом. В Петербурге 3276 ПВЗ Ozon  и 1689 ПВЗ Wildberries, 1175 ПВЗ Яндекс.Маркет

Оборот маркетплейсов в 2023 году достиг 6,4 триллиона рублей, пишет «Парламентская газета», при этом до сих пор площадки не получили должного регулирования, прозвучало 26 июня на круглом столе в рамках Петербургского юридического форума.

Главный вопрос, который решают законодатели: чем являются маркетплейсы — торговыми площадками или цифровыми платформами?

На рассмотрении Госдумы находятся два законопроекта о маркетплейсах. Документ, внесенный членами фракции «Справедливая Россия — За правду», регулирует в первую очередь взаимоотношения агрегатора и владельцев пунктов выдачи заказов, поскольку там возникало много конфликтов. Законопроект глав комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова и Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева предполагает контроль за маркетплейсами со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Ни один из документов депутаты пока не рассматривали.

Новый комплексный законопроект о маркетплейсах подготовили и в Минпромторге, о чем  сообщил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Он «учитывает права и обязанности всех сторон: непосредственных продавцов, покупателей, владельцев пунктов выдачи заказов и говорит об ответственности владельцев цифровой площадки». В частности, речь идет об обязанности последних «исключить возможность продажи товаров, не соответствующих обязательным требованиям».

Сегодня маркетплейсы выигрывают ценовую конкуренцию с обычными магазинами, как это в свое время было с торговыми сетями, на что обратил внимание Борис Кац, председатель совета директоров компании «Леонардо» (100 магазинов в 2 странах), который изложил свою точку зрения в колонке «Маркетплейсам можно многое из того, что нельзя торговле». В материале речь идет о налогообложении интернет-платформ и способах ведения бизнеса.