86,4K подписчиков

Читая Карла Юнга: "Красная книга" о божественном ребёнке

Уважаемый читатель, в своих статьях-рассуждениях по итогам «Красной книги» я отойду от стандарта. Обычно я стараюсь быть последовательной. Здесь я буду совершенно непоследовательна. Ибо такова книга и таков, во многом, Юнг. Я не говорю, что он противоречив. Речь о том, что в своих книгах спиралевиден, если так можно выразиться. Он часто ходит кругами вокруг одной темы, возвращается с новыми кругами к ней вновь в новом произведении. Это что угодно, но не последовательность. И его непоследовательность позволяет ему осветить вопрос со многих сторон размышлений, опыта, настроений. Это весьма интересно.

Уважаемый читатель, в своих статьях-рассуждениях по итогам «Красной книги» я отойду от стандарта. Обычно я стараюсь быть последовательной. Здесь я буду совершенно непоследовательна.

Рисунок Юнга, «Красная книга»

Я буду хаотична и спонтанна. Сегодня у меня есть настроение поговорить о божественном ребёнке, поэтому о нём я и напишу статью.

Речь о нём заходит в самом конце книги. Он появляется как сын дьявола. Дьявол в книге – вообще персонаж интересный и я склоняюсь к той мысли, что это не ОН, а ОНА. Юнг видит это по-своему. А для меня это скорее, действительно, творящая Великая Мать. Которая состоит в связи с Анимой-змеёй Юнга. Интереснейшая история. Мне тут фонит «Принцесса Мононоке», где Аниму всегда поддерживает Великая Мать. Интересная связка, но я поговорю о ней в серии статей, посвящённых самому мультфильму.

Но вернёмся к ребёнку. Во-первых, надо отметить, что это архетип того же пола, что и субъект. У Юнга речь идёт о сыне. Посмотрите, с каким непринятием он встречает сына:

«Ты, монстр, сын, ха! – ужасающий злодей, заика, тритоний разум, первобытная ящерица! Ты хочешь быть царём земли? Ты хочешь изгнать гордых свободных мужчин, заколдовать прекрасных женщин, разрушить крепости, вскрыть внутренности древних соборов? Тупица, ленивая пучеглазая лягушка с облепленной водорослями башкой! И ты хочешь назвать себя моим сыном? Ты не мой сын, ты отродье дьявола. Отец дьявола вошёл в лоно моей души, и ты обрёл плоть».

Честно говоря, я хохотала, когда читала. Мне это напомнило «он называл тебя земляным червяком». Но пока я это читала я вспомнила, что, на моей памяти, у всех клиентов общение с внутренним ребёнком начинается с проблем и неприятия. И нет, речь не только о травмированных именно в детстве людях. И тем не менее, неприятие явное есть. И вот здесь интересно.

По сути, мы наблюдаем констелляцию архетипа, вход в сознание. И начинается это с восприятия «в штыки». Обобщая опыт клиентов, Юнга и свой можно вполне сделать вывод, что это естественный процесс (сама в шоке). Тогда в терапии мы принимаем и валидируем этот процесс в клиенте, чтобы ему было комфортно изначально поненавидеть своего ребёнка.

Далее Юнг исцеляется сказкой, которую ему рассказывает змея-душа. После исцеления его змея-анима произносит фразу столь банальную и столь существенную одновременно, что она буквально останавливает процесс чтения, как бетонная стена Оку на краш-тесте.

Змея: «Волшебница – это материнская женщина, сыном которой ты должен быть, раз в тебе обновляющее дитя… а кроме того – полнота детства. Поэтому тебе нужна мать».

В терапии мы часто качаем своих внутренних детей, разговариваем с ними, стараемся их ободрить и защитить. В книге Юнга есть прекрасный совет, как ускорить процесс исцеления – подключить архетип Великой Матери. То есть, не мы из позиции Героя / Героини должны тогда баюкать своего лягушонка, а именно Она.

Вы даже сейчас можете провести мысленный эксперимент: как Вам, когда Вы подбадриваете и гладите по головке своего мальчика или девочку? А теперь пересядьте с места на место и мысленно представьте, что чем-то подобным занимается фигура, подобная Великой Матери (но обязательно материнская, женская). Вы почувствуете разницу уже на уровне своих ощущений.

Пусть Вашего божественного ребёнка всегда хранит Великая Мать!

Автор: Анастасия Малышева
Психолог, Юнгианский психолог Гипнотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru