Найти в Дзене
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine

Полонофоб + «идол советской коммунистической партии» Тарас Шевченко, памятник коему в столице США является местом сбора местных геев

Оглавление

Ровно 60 лет назад, 27 июня 1964 года в столице Штатов открыли Taras Shevchenko Memorial.

Монумент является одним из многих памятников в Вашингтоне, сооружённых в честь иностранных героев, ставших символами свободы в своих родных странах. Мемориал посвящён поэту и художнику Тарасу Шевченко.

-2

Из доклада графа Алексея Орлова, начальника Третьего отделения — высшего органа политической полиции Российской империи — понятно, за что Шевченко был осуждён:

«Шевченко сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольнице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома, забывая в них личных своих благодетелей. Сверх того, что всё запрещённое увлекает молодость и людей с слабым характером, Шевченко приобрёл между друзьями своими славу значительного малороссийского писателя, а потому стихи его вдвойне вредны и опасны. С любимыми стихами в Малороссии могли посеяться и впоследствии укорениться мысли о мнимом блаженстве времён гетманщины, о счастии возвратить эти времена и о возможности Украйне существовать в виде отдельного государства»

Идея возведения в США памятника в честь Шевченко (1814—1861), бывшего крепостного, подвергавшегося согласно официальной доктрине гонениям в царской России за свои воспевавшие свободу произведения, написанные на мове, быстро обрела популярность среди иммигрантов, начавших приезжать в США в начале 1860-х годов. Впервые она возникла у членов Американского общества Шевченко, основанного в 1898 году в Пенсильвании и провозгласившего Шевченко «величайшим сыном Украины-Руси». Хотя усилия данной организации не увенчались успехом, американцы свидомого происхождения не оставили мечту о создании памятника. Поворотным моментом стала статья профессора Ивана Дубровского «За памятник Т. Г. Шевченко в Вашингтоне», опубликованная в 1956 году.

Общая стоимость памятника составила около 250 тысяч долларов, источником которых стали финансирование УККА и пожертвования, сделанные более чем 50 тысячами человек со всего мира.

Свой вклад внесли в том числе и военные ветераны, проживающие на территории СССР и тайно посылавшие советские рубли в качестве пожертвований на памятник.

Выбор Шевченко в качестве объекта для скульптурного изображения подвёргся критике. Противники возведения памятника, в том числе редколлегия газеты The Washington Post, утверждали, что поэт, «известный только нескольким американцам», является «идолом советской коммунистической партии», а также антисемитом и полонофобом. В редакционных статьях The Washington Post предлагаемый мемориал называли «памятником невежеству», «памятником разобщённости и взаимным обвинениям среди американцев», усилия инициаторов его установки — оскорбительными для американцев с русскими, немецкими, польско-католическими, еврейскими корнями, а сами они обвинялись в намерении использовать его как «тупое орудие информационной холодной войны против Советского Союза».

При этом в число деятелей, осуждаемых The Washington Post, попал даже потомок иммигрантов-поляков, конгрессмен Джон Лесински. После первой резкой публикации редакцию The Washington Post наводнили письма от разгневанных читателей, в том числе от членов Конгресса — представителей Таддеуса Дулски от Нью-Йорка и Эда Дервински от Иллинойса. Дервински отмечал, что возведение мемориала такому человеку как Шевченко представляется более значимым для Америки по сравнению с уже стоящими в городе статуями, например в честь Данте, Эдмунда Бёрка и Хосе де Сан-Мартина. Одновременно Дулски представил специальную резолюцию с призывом выпустить почтовую марку с Шевченко в рамках серии «Защитник свободы», издание которой прекратилось ещё в 1961 году на Махатме Ганди.

Протесты против возведения монумента не стихли даже тогда, когда 21 сентября 1963 года церемонию закладки фундамента в центре Вашингтона посетило более двух тысяч человек. В ноябре того же года к остановке строительства призвал один из членов Национальной комиссии по планированию столицы, которая должна была утвердить проект памятника в соответствии с резолюцией Конгресса. В следующем месяце секретарь по внутренним делам
Стюарт Юдалл заявил, что хочет пересмотреть планы по возведению мемориала. Попытки сорвать строительство в конечном счете не возымели успеха, когда планировщики столицы заявили, что им не хватает полномочий для того, чтобы остановить возведение статуи.

Первоначально чиновники из Советского Союза, в том числе служащие советского посольства и представители УССР в Организации Объединенных Наций, были против возведения мемориала и дважды требовали у Государственного департамента США через ООН отменить планы по его строительству.

На юбилейном совместном заседании Союза писателей СССР и Союза писателей УССР в мае 1964 года бывший председатель Правления СП СССР Николай Тихонов обрушился на «заокеанских фальсификаторов», пытающихся превратить Шевченко в оружие холодной войны.

В конце концов советское правительство согласилось с проектом и через своё посольство обратилось в Мемориальный комитет Шевченко с просьбой разрешить советским представителям принять участие в открытии мемориала. В то же время комитет постановил заложить в основание мемориала землю с могилы Шевченко. Казначей комитета Стасюк, приехавший в Канев без согласия своего руководства, изъял землю с разрешения советских властей, однако комитет большинством голосов постановил отказаться от каневской земли, полученной по их мнению при помощи КГБ. После этого вторая делегация тайно взяла горсть земли из Канева с условием, что в случае обретения независимости её вернут на могилу Шевченко.

Предложение об участии советской делегации в открытии памятника было отклонено сразу, однако и при положительном решении визит не состоялся бы потому, что надпись на стеле была «тщательно сформулирована спонсорами статуи для того, чтобы смутить Советский Союз и воспрепятствовать советской делегации возложить венки к мемориалу». Примечательно, что за 17 дней до открытия мемориала, 10 июня 1964 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, ставший в тот же год лауреатом Шевченковской премии, открыл памятник Шевченко в Москве. По мнению некоторых журналистов и арт-критиков, монумент в Москве был открыт в качестве вызова Эйзенхауэру и ответа Соединённым Штатам в духе «догнать и перегнать Америку».

Возможно, наиболее заметным из присутствующих был бывший президент США Эйзенхауэр, которому было доверено снять покров
Возможно, наиболее заметным из присутствующих был бывший президент США Эйзенхауэр, которому было доверено снять покров

Открытие памятника Шевченко было приурочено к 150-летию поэта. Демонстранты в народной одежде со значками в синих и желтых цветах, запасшиеся антикоммунистическими плакатами, с раннего утра прибывали в столицу США на автобусах и автомобилях, украшенных наклейками и флагами. Под руководством полковника Уильяма Рыбака участники парада за четыре часа прошли от Монумента Вашингтону мимо Белого дома к западу на Пенсильвания-авеню и на север по 23-й улице до места расположения памятника.

Возможно, наиболее заметным из присутствующих был бывший президент США Эйзенхауэр, которому было доверено снять покров со статуи. Эйзенхауэр также сказал, что статуя представляет «миллионы угнетенных» в Восточной Европе и «дарит им постоянное вдохновение вместе бороться против коммунистической тирании, пока в один прекрасный день над ней не будет достигнута окончательная победа, которая воистину состоится».

-4

В мае 1965 года в основание мемориала была замурована урна из нержавеющей стали, в которой находилась почва с могилы Шевченко, памятная книга, кратко повествующая о истории памятника, список известных жертвователей фонда и другие документы.

В 2000 году споры вокруг памятника разгорелись с новой силой и снова со страниц The Washington Post прозвучали обвинения Шевченко в том, что он «был не только кумиром советских коммунистов, но к тому же антисемитом и полонофобом», и «статуя антисемитскому по общему мнению поэту» недостойна стоять в столице США.

В 2004 году мемориал впервые посетил президент Виктор Ющенко, возложивший к памятнику венок.

Площадь перед памятником является местом сбора представителей местного гей-сообщества, которым тоже в своё время приходилось бороться за гражданские права в своей собственной стране.