Музыкальная критика - дело, вроде бы, полезное. Должны существовать люди, которые обладают несколько бОльшими познаниями, чем широкая публика, и которые разъяснят, что хорошо и что плохо в мире музыки и искусства. Благодаря художественной критике люди должны, по идее, начать лучше разбираться в творчестве и обращать внимание не только на самые примитивные образчики, но и на более сложные и профессиональные явления в современном искусстве. Это должно способствовать постепенному повышению уровня восприятия публики и продвижению более качественных исполнителей. Но в нашем мире критика почему-то так не работает. На современной эстраде абсолютное большинство исполнителей абсолютно не умеют петь, выступают под фонограмму, а если поют живьем, то это выпадает из всех рамок приличия. Но публика ломится на их концерты, а критика вполне благосклонно находит у них бездну достоинств, и даже в упор не замечает фонограмму.
Как ни парадоксально,но наиболее ожесточенно в наше время критикуют за вокал тех, у кого как раз есть голос, и кто реально умеет петь. Таких у нас вообще не много из числа эстрадных певцов, и почти все они имеют так или иначе отношение к опере. То есть нашему слушателю кто-то под видом знатоков вокала постоянно внушает, что те, кто имеет голос и обучен академическому вокалу, поют как то не так, и что слушать их невозможно. Такая критика больше похожа не на попытку повысить качество восприятия у публики, а на целенаправленный хейт. Посмотрим, кого же наиболее часто "хейтят" популярные музыкальные блогеры. Зачем они это делают, предлагаю читателю подумать самостоятельно.
1. Николай Басков
Никогда не была поклонницей этого певца, но справедливости ради нужно отметить, что у него были и есть хорошие природные данные вокалиста, приятный по тембру лирический тенор. Также у него есть серьезное академическое образование, полученное в академии им. Гнесиных. В начальный период карьеры он, конечно, был просто начинающим певцом с неясными перспективами в опере и без особых вокальных заслуг. "Золотым голосом России" его сделала беспрецедентная рекламная кампания, которая буквально навязала его публике в качестве выдающегося тенора современности. Многие поверили, что он настоящий оперный певец, тем более, что когда-то он даже выходил на сцену Большого театра, исполняя не что-нибудь, а культовую партию Ленского. А потом, помнится, ездил по всей России вместе с великой Монсеррат Кабалье, которая говорила о нем много лестного и называла своим учеником.
Но опера - дело сложное, она требует постоянной работы над вокалом и нюансами звучания. Заниматься этим юному Коле, видимо, было лень, тем более, что он в глазах широкой публики уже был вознесен на оперный олимп, зачем вообще трудиться и работать над собой? Плюс для оперы у него, похоже, не хватало интеллекта. Его исполнения академического репертуара отличала приторная манерность и общая безвкусица. Но зато Коля нашел себя в шоу-бизнесе, в котором работать над вокалом нужно намного меньше, а популярности и денег неизмеримо больше. Конечно, и репертуар у него стал непритязательным, и выступать под фонограмму вошло в привычку.
Тем не менее, в целом, на нашей эстраде на фоне большинства абсолютно безголосых исполнителей, он звучит неплохо. Тем более, что в последние годы Коля наконец-то вырос в Николая, и стал петь более осмысленно и почти избавился от своих попсовых ужимок и манерности, как например, здесь:
Любовь Казарновская
Здесь случай немного другой, чем у Баскова. В отличие от Коли, Казарновская была изначально многообещающей и серьезной оперной певицей, обладавшей большим голосом-сопрано, пригодным для исполнения не только лирических, но и драматических партий. В 1990-е она пыталась, как и многие другие академические российские певцы, построить карьеру за рубежом. Возможно, именно в этот период она надорвалась и начались проблемы с голосом. Причин для этого могло быть много, и чаще всего прямой вины певца в этом нет, как бы ни пытались убедить публику в обратном всякие доморощенные специалисты по вокалу. Так или иначе, но зарубежная карьера у Казарновской не получилась, и даже вернувшись в Россию, Любовь уже не смогла работать на серьезных оперных сценах. Оставалось одно прибежище - шоу-бизнес, где Любовь преуспела и смогла благодаря участию в телешоу стать популярной у широкой публики. Но голос вернуть уже было невозможно. Сейчас Любовь поет живьем очень плохо. Мало того, что голос не слушается и сильно "качается", так еще и куда-то подевалось чувство меры и вкуса, которого хватало Любови Юрьевне в молодые годы. Грустная история, через которую проходят многие оперные певцы, но многим все же хватает разума вовремя уйти со сцены и не демонстрировать публике свою вокальную немощность.
Тем не менее, чем постоянно подсовывать публике ролики с выступлениями поздней Казарновской, лучше насладиться превосходным исполнением ею романса в молодые годы.
3. Юсиф Эйвазов.
Этот певец родом из Азербайджана, но прекрасно говорит по русски и вполне может считаться российским певцом, так как много выступал и продолжает выступать в России. В то же время это вполне востребованный на мировых оперных сценах тенор. Злые языки говорят, что его востребованность явилась исключительно следствием его удачного брака с Анной Нетребко, за что его презрительно называют "господин Нетребко"*. Анна действительно очень настойчиво продвигала своего супруга на мировые сцены, тут из песни слов не выкинешь. Но если учесть, что тенора в наше время в большом дефиците, а Юсиф вполне себе неплохо справляется не только с лирическими, но и драматическими оперными партиями, то можно допустить, что и без Нетребко он нашел бы свой путь в опере, даже мировой. В его голосе можно услышать существенные недостатки, например, неприятное "бульканье" в среднем регистре. Но зато у него очень неплохие верхние ноты, что для тенора очень важно. Лично мне не хватает в его исполнениях глубины и настоящего проникновения в образ, некий налет "попсовости" у него всë же присутствует. Меня совершенно не удивило, что Юсиф принял участие в совершенно попсовом проекте на российском телевидении - шоу "Маска" на НТВ, где пел под компьютерно сгенерированную фонограмму. То есть певец не прочь подружиться не только с мировой оперной сценой, но и с российским шоу-бизнесом. Можно сказать, разносторонняя личность.
Предлагаю читателям самим оценить вокал и актерские способности Юсифа Эйвазова на примере исполнения им знаменитой арии Германа "Что наша жизнь? Игра!" в постановке нашего Большого театра.
*Когда я писала статью, пришло известие, что Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов приняли решение развестись. Что ж, теперь, Юсиф сможет доказать, что и без супруги он что-то значит на мировой оперной сцене. А в случае чего у него уже есть запасной аэродром в российском шоу-бизнесе.
4. Дмитрий Хворостовский
Что? Дмитрий Хворостовский в рейтинге наиболее "ненавидимых" певцов? Это же вроде бы всеми признанный баритон мирового уровня, тем более, его уже нет в живых! Это же практически классик!
Удивительно, но Дмитрию Хворостовскому до сих пор предъявляют претензии по качеству вокала, несмотря на то, что его жизненный путь завершен. Но по-прежнему его критикуют "специалисты" разного уровня за вокал, якобы не дотягивающий по уровню до "лучших образцов оперного искусства". Причем не дотягивающий до такой степени, что якобы слушать его людям с особо утонченными ушами и вкусом невозможно.
Если такое продолжается и после ухода певца из жизни, то можно себе представить, насколько оголтелой эта критика была, когда певец был жив и здоров. Особо утонченные ценители оперного вокала на все лады твердили о том, что у него отвратительная техника, что его голос неприятен по тембру(!), что он не подходит для исполнения вердиевских партий, что его банально не слышно из зала. Причем звучала эта критика в основном внутри России, что привело к тому, что этот певец в почти никогда не выступал в российских оперных театрах. На сцену Большого театра его принципиально не пускали, якобы он не соответствовал уровню этой прославленной сцены (занятно, не правда ли? Недоученный Коля Басков соответствовал, а признанный во всем мире певец - не соответствовал). Первый раз Хворостовскому позволили выйти на сцену Большого театра в спектакле "Дон Карлос" Верди в конце 2016 года, когда он был уже очень серьезно болен, и в последний момент отменил свое участие. Помню, как особо продвинуто чувствующие критики накупили билетов, чтобы оценить наконец-то уровень вокала Дмитрия живьем (слышно его в зале, или не слышно?), но были страшно разочарованы отменой его участия.
В России в оперных спектаклях Дмитрий участвовал всего несколько раз - насколько я помню, это была московская "Новая опера" ("Риголетто"), Мариинский театр ( Елецкий в "Пиковой даме") и еще в 2015 году он спел в специальном проекте Дмитрия Бертмана - "Демон" в большом зале Московской консерватории. Такое ощущение, что кто-то поставил блок на выступления Дмитрия на родине. Видимо, защищали нервы особо утонченных российских ценителей оперы и поклонников золотого голоса Коли Баскова. Позволяли Дмитрию в России в основном эстрадные программы - цикл военных песен, сотрудничество с Игорем Крутым, но это также были эпизоды.
Зато слушатели знаменитых оперных театров Европы и Америки насладились оперными работами Дмитрия сполна. Особенно часто он выходил на сцену Нью-Йоркского Метрополитен опера, спел там множество партий - не только русских ( его коронный Евгений Онегин, Елецкий в "Пиковой даме", блистательный князь Андрей в "Войне и мире"), но и знаменитых вердиевских - Жермон в "Травиате", Родриго ( "Дон Карлос"), Ди Луна (Трубадур), Ренато ( Бал-маскарад).
Предлагаю читателю насладиться непревзойденным голосом Дмитрия и его мужской харизмой в спектакле Метрополитен оперы "Бал-Маскарад".
5. Анна Нетребко.
Анну Нетребко вполне можно назвать "королевой хейта". Ее атакуют постоянно, и со всех сторон. Нападкам подвергается абсолютно всë - ее внешность, политические высказывания, поступки, манера одеваться, и разумеется, вокал. Причем в данном случае критика звучит и в России, и на Западе практически с одинаковой силой. С одной стороны это говорит о ее огромной популярности во всем мире, а с другой - наверняка доставляет самой певице переживания, которые она прячет под маской легкомысленности и жизнелюбия, бесконечно демонстрируя публике свои наряды и роскошную жизнь. Особенно всë это обострилось после февраля 2022 года, когда в нее полетели камни и со стороны России, и со стороны Запада.
Про ее политическую позицию я сейчас не хочу говорить, писала об этом достаточно много. Меня поражает, насколько ожесточенным нападкам подвергается ее вокал, причем на протяжении всей ее феноменальной карьеры. Общий тон критики примерно такой: Нетребко - среднего уровня певица с ограниченными возможностями голоса и репертуара, но искусственно раскрученная и распиаренная звукозаписывающими компаниями по всему миру.
Ну то есть она чуть ли не аналог Баскова, но только уже в мировом масштабе. Мне вот только всегда хотелось задать вопрос - почему на Западе так феноменально раскрутили именно певицу из России, своих, "буржуйских" кандидатур, что ли не нашлось? Ведь ни для кого не секрет, что к русским на Западе всегда относились предвзято. А тут вот взяли и сделали якобы из среднего уровня русской певицы мировую суперзвезду. Или все же у Анны есть какие-то особые качества, позволяющие ей более 20 лет находиться на вершине мирового оперного олимпа?
Судите сами. Вот, например выступление Анны на одном из концертов в Вальдбюнне, 2016 года ( у Анны был не один концерт в этом зале) Это крупнейший в Европе зал под открытым небом, где выступали и выступают знаменитые рок-группы. Зал вмещает 22 000 зрителей. И вот - не рок, не поп, а оперная певица из России в легкую собирает этот зал, причем репертуар чисто классический, никакой эстрады и потакания вкусам широкой публики
Разве это не удивительно и не достойно восхищения? Я уже не говорю, какой дивной красоты у нее тембр, какие изумительные верхние ноты, какая теплая и выразительная интонация. Это выдающееся исполнение.
Многие российские любители музыки считают, что Россия находится на задворках мировой музыки, русских звëзд уровня Роллинг Стоунз, Майкла Джексона и Мадонны не существует. И это, как бы, принижает Россию
Но разве не удивителен тот факт, что русская Анна Нетребко собирает многотысячные залы в Европе и по всему миру, и привлекает публику не рок музыкой и модной попсой, а исключительно классическим искусством? Лично у меня это вызывает гордость за свою страну.
Хотя, может быть, именно это не нравится "критикам"? Видимо, в этом и есть причина и цель этого хейта - принизить в глазах публики выдающихся исполнителей из России, чтобы публика меньше гордилась и восхищалась.
Завершая свой обзор, я хочу еще раз напомнить читателям, что не стоит доверять всем болтунам в интернете, пытаясь понять, что хорошо в оперном вокале, а что плохо. Если действительно хотите в этом разобраться, нужно просто как можно больше слушать и прислушиваться к своим ощущениям, воспитывая собственный вкус.
Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, поддержите автора лайками, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал! Мы говорим об актуальных событиях, музыке, фигурном катании и многом другом.