Найти тему

Аccирийцы в Узбекистане

Самоназвание — айcоpы, атypая. Дpевний наpод, живуший ныне в cтpанаx Ближнего Воcтока, США, Сpеpней Азии в Казахстане, Роccии, Иpане, Тypции. Язык в Узбекистане — в оcновном pyccкий и узбекский. Веpующие— в оcновном христиане (православные, pеже католики), неcтоpиане, xотя 6ыли х последователи специального направление — аccирийской церкви Востока.

1979 г. — 260

1989 г. — 186

Время первого появления ассирийцев в Средней Азии точно не зафиксировано, хотя в научной литературе считается, что начинается оно с расцвета Ассирии в первой половине I тыс. до н. s., и к ассирийцам относят представителей торгово-культурной части жителей, которые не только несли в Иран и Среднюю Азию элементы культуры Переднего Востока, но и перевели на семитские языки труды философов, врачей, ученых античной Греции.

В числе первых христиан-несториан они пришли сюда из Рима, а затем, восприняв учение патриарха Якова Бородая, осели здесь в качестве яковистов. Один из их центров функционировал в средневековом Хорезме. Основное население ассирийцев было сосредоточено на Кавказе, в Армении, Tурции и Иране. Отсюда они выезжали в Среднюю Азию.

Поскольку яковисты, несториане, православные преследовались турками и иранцами, папские миссионеры пытались склонить их к переходу в католицизм. Однако ассирийцы неоднократно обращались к России с просьбой принять их в православие. В 1863 г. в Иран и Tурцию направлялся представитель Синода Софония (назначенный впоследствии главой Tуркестанской епархии), который подтвердил желание ассирийцев принять православие. Однако иѕ политических соображений это решение не было принято. Tем не менее, большинство ассирийцев, в т. ч. и Узбекистана, вплоть до настоящего времени придерживаются православной веры.

Современные ассирийцы Узбекистана дисперсно расселились в городах. Заняты преимущественно в интеллектуальной сфере — историки, экономисты, педагоги. Иосиф Сергеевич Шабасов (Шахбасов, 1927 г. р.), учитель физкультуры, приехал в Ташкент по распределению из Тбилиси в 50-е гг. Hесколько ассирийских семей проживало в Самарканде. Среди них были преподаватели музыки. Проживающие в сельской местности в основном занимаются садоводством и виноградарством.

Одежда и обычаи ассирийцев — и европейские, и восточные, преимущественно кавказские. Однако часть их придерживается традиции празднования ассирийского Hового года, приходящегося на 1 апреля, для которого у некоторых сохранились элементы простого, но красочного национального костюма. B музыкальной жизни используются традиционные восточные струнные, духовые и ударные инструменты. Очень разнообразна пища, включающая и восточные, и европейские блюда с обилием мяса, рыбы, овощей, приправ и фруктов.

Fmtepatypa

Л. И. Xyкoвa, Œ. Ф. Бypякoв