Найти тему

Как вышедший на пенсию электрик стал владельцем 271 произведения искусства Пикассо

Оглавление

Как вышедший на пенсию электрик стал владельцем 271 произведения искусства Пикассо стоимостью в миллионы долларов, и как он мог почти на 40 лет забыть, что они у него есть?

В субботу, 9 сентября 2010 года, Клод Руис-Пикассо, сын покойного художника и скульптора испанского происхождения Пабло Пикассо, ждал звонка в дверь от пары по фамилии Ле Геннек.

Клод Руис-Пикассо (68), или Клод Пикассо, как его обычно называют, находился в офисе парижской администрации Пикассо. Администрация Пикассо была основана в 1995 году для защиты имени и наследия Пабло Пикассо, который умер в 1973 году в возрасте 92 лет. Возглавляемый Клодом Пикассо, он занимается аутентификацией произведений искусства Пикассо и такими вопросами, как организация выставок Пикассо, а также контролем авторских прав и мерчандайзингом репродукций Пикассо.

Вместе с Клодом Пикассо работала его личная ассистентка Кристин Пино.

Ни один из них не знал о паре, которую они ждали, Пьере и Даниэль Ле Геннек, ничего, кроме того, что у них были некоторые работы Пабло Пикассо, которые они хотели удостоверить подлинностью.

Семью месяцами ранее, в четверг, 14 января, в офис администрации Пикассо пришло письмо от Пьера Ле Геннека с просьбой удостоверить подлинность 26 фотографий, которые он вложил в конверт: он утверждал, что на фотографиях изображены работы Пикассо. В марте пришло второе письмо от Ле Геннека. Он прислал еще 39 фотографий, которые, по его словам, были изображениями произведений Пикассо и которые он также хотел бы подтвердить подлинностью. В апреле от Ле Геннека пришло третье письмо. Он прислал еще 30 фотографий, которые, по его словам, были изображениями произведений Пикассо и которые он также хотел, чтобы администрация Пикассо подтвердила подлинность.

Хотя Клод Пикассо уже при получении первого конверта с фотографиями подумал, что работы являются репродукциями, потому что это было неслыханно, чтобы у одного человека могло быть столько оригинальных работ Пикассо, к моменту получения третьей партии фотографий у него возникли серьезные подозрения, и он подумал, что имеет дело с бандой похитителей произведений искусства, и попросил Ле Геннека привезти работы в Париж.

Был дождливый, но теплый день, когда Пьер и Даниэль Ле Геннек, 71 и 68 лет соответственно, вошли в офис администрации Picasso недалеко от шикарной Вандомской площади, где находятся отель Ritz и такие ювелирные магазины, как De Beers и Cartier.

Как вспоминала Кристин Пино лондонской The Guardian, “Мужчина был одет в старомодный костюм и галстук. Его жена постаралась со своей прической и макияжем, отполировала ногти, но вы бы прошли мимо них на улице, даже не взглянув на них. Вы никогда бы не догадались, что у них было с собой.”

Седовласый Пьер Ле Геннек скромно тащил черный чемодан на колесиках, который пара проехала 560 миль от своего дома в Муан-Сарту, в провинции Альпы-Лазурный Берег (PACA) во Франции, на поезде до Парижа, а затем через весь Париж на метро.

Из чемодана пара достала 271 произведение искусства, из которых шесть были написаны маслом на холсте, 28 литографий, девять кубистических коллажей, а остальные были акварелями и набросками на листах бумаги или в альбомах для рисования. Одним из них был набросок - “Ольга аккуде” (“Ольга толкнула локтем”) - покойной русской балерины Ольги Хохловой, которая была первой женой Пикассо и матерью его единственного законного ребенка Пауло. (Пауло, родившийся в 1921 году, умер от цирроза печени в 1975 году, другими словами, всего через два года после смерти своего отца. Сын Пауло Паблито покончил с собой в день похорон своего дедушки, выпив отбеливатель.)

Еще одним произведением искусства был ярко раскрашенный этюд от руки, а другим - кубистический коллаж из трубки и бутылки - “Papier colle pipe et bouteille” (“Копипастная трубка и бутылка”).

“Месье Ле Геннек открыл витрину и вынул фрагменты. Они лежали на столе один за другим. Мы были поражены, увидев так много неизвестных работ такого великолепного качества. Это был эмоциональный момент. Месье Пикассо замолчал. Царила атмосфера оцепенения ”, - также рассказала Кристин Пино The Guardian.

Оригиналы некоторых сфотографированных работ Клод Пикассо никогда не видел. Их не было в описи работ его отца, которую покойный историк искусства и аукционист француз Морис Реймс (1910-2003) составил после смерти художника, или они были в описи, но были отмечены как "пропавшие", поскольку были потеряны, как считалось, во время последовательных переездов домов или когда его парижскую студию однажды затопило. Или, действительно, эти "пропавшие" работы были украдены. (Мистеру Реймсу потребовалось три года, чтобы составить опись, в которой, согласно одному отчету, по завершении было перечислено 1885 картин, 7089 эскизов, 3200 предметов керамики, тысячи гравюр и множество гобеленов и ковров. Опись не была обнародована, поэтому сообщения СМИ расходятся в отношении точного количества произведений искусства, созданных Пикассо, их количество варьируется от 70 000 до 80 000.)

Клод Пикассо был уверен, что то, что достали из чемодана Ле Геннека и положили перед ним на стол, были не подделками, а подлинными картинами Пикассо, потому что у его отца была уникальная и неповторимая система нумерации его работ, и то, на что он смотрел, было пронумеровано именно таким образом.

Но тут была загвоздка.

Как этот человек по имени Пьер Ле Геннек завладел таким сокровищем?

Это действительно было сокровище, потому что во вторник, 4 мая 2010 года - за четыре месяца до того сентябрьского дня 2010 года - картина Пикассо “Мальчик с трубкой”, созданная в 1905 году, когда Пикассо было 24 года, была продана на аукционе нью-йоркского Sotheby's за 104,2 миллиона долларов, а его “Обнаженная, зеленые листья и бюст”, созданная в 1932 году, когда Пикассо был 51 год, была продана на аукционе нью-йоркского Christie's за 106,5 миллиона долларов, что на тот момент установило мировой рекорд для произведения искусства, проданного на аукционе нью-йоркского аукцион. (Продавцом было имущество коллекционера произведений искусства из Лос-Анджелеса и филантропки Фрэнсис Броуди. Покупатель сделал анонимную ставку по телефону и остается неизвестным.)

Следовательно, только девять коллажей в чемодане Ле Геннека должны стоить примерно 45 миллионов долларов: они были созданы в 1912 году, и искусствоведы того времени охарактеризовали их как “нарисованные пословицы”. Что касается других работ в чемодане, то все они были созданы между 1900 и 1932 годами и также должны были стоить миллионы.

Мастер на все руки

Пьер Ле Геннек
Пьер Ле Геннек

Но кем был Пьер Ле Геннек и как он был связан с Пабло Пикассо?

Согласно тому, что Ле Геннек рассказал Клоду Пикассо, он работал на его отца, и между ними завязалась дружба.

В каком качестве он работал на художника?

Как мастер на все руки: электрик по профессии, он сначала установил систему безопасности в одном из трех жилищ Пикассо, прежде чем начал выполнять случайную работу по дому, и таким образом они с “мастером”, как он называл художника, стали друзьями. Его жена также подружилась с женой Пикассо, Жаклин Рок Пикассо, две женщины настолько хорошо поладили, что, когда его жена лежала в больнице в связи с рождением второго сына, Жаклин Рок Пикассо навестила ее.

И Пикассо подарил ему 271 работу?

Нет, это была Жаклин Рок Пикассо, которая однажды, когда он собирался возвращаться домой после рабочего дня, вручила ему закрытую коробку со словами: “Вот, это для тебя. Заберите это домой”. Он сказал: “Спасибо, мадам”, - и забрал коробку домой. Не посмотрев, что было внутри коробки, он отнес ее в свой гараж и там оставил и забыл о ней.

В каком году это было?

Ни один из двух Ле Геннеков не мог вспомнить, когда именно жена Пикассо подарила Пьеру шкатулку, но, должно быть, это было в 1972 или 1973 году, потому что Пикассо тогда был еще жив.

Таким образом, это было 37 или 38 лет назад, и единственная причина, по которой они хотели, чтобы работы были аутентифицированы, заключалась в том, что они продвигались вперед, а у Пьера были проблемы с раком простаты, и он хотел избежать юридической головной боли для их детей.

Клод Пикассо никак не мог подтвердить историю Пьера Ле Геннека с Жаклин Рок Пикассо, потому что ее уже не было в живых. Впав в глубокую депрессию после смерти мужа и сильно выпив, она покончила с собой в среду, 15 октября 1986 года, в возрасте 59 лет, выстрелив себе в голову. (В 1961 году Жаклин Рок вышла замуж за Пикассо, познакомившись с ним, когда он зашел в гончарную лавку на юге Франции, где она работала. Пикассо было 72, а ей 27.)

Через три часа после того, как Ле Геннеки прибыли в офис администрации Пикассо, они ушли.

Пьер Ле Геннек снова тащил за собой черный чемодан, и снова он был наполнен произведениями искусства Пикассо стоимостью в миллионы долларов.

Кристин Пино сказала The Guardian: “Месье Пикассо сказал паре, что работы интересны, и что он проведет некоторое исследование, рассмотрит их дело и свяжется с ними. Он не хотел предупреждать их о том, что знает, что у них есть. Мы знали, что должны были позволить им уйти, но это было тяжело, и мы волновались. Мы продолжали думать: "Что, если что-то случится с работами ’?”

Когда пара рассталась, Клод Пикассо позвонил адвокату семьи, мэтру Жан-Жаку Нойеру, и в четверг, 23 сентября, последний подал от имени наследников Пикассо судебный иск против Ле Геннеков за “получение краденого”. (Мэтр - почетное звание юриста во Франции.)

Во вторник, 9 октября, полиция прибыла на двухэтажную виллу Ле Геннеков в деревне Муан-Сарту, в трех милях от средневекового города Мужен, где Пикассо и его жена жили в последние годы жизни художника и где, как утверждалось, его жена передала коробку Пьеру Ле Геннеку.

Вилла Ле Геннек была опрятной, внешние стены выкрашены в белый цвет, ставни, двери и калитка гаража - в бирюзовый.

За гаражом стоял не очень новый хэтчбек Renault 19 этой пары. Именно в этом гараже почти 40 лет стояли совершенно забытые сокровища Пикассо.

Полиция задержала Пьера Ле Геннека и изъяла 271 “украденную” картину Пикассо. Три дня спустя он был освобожден без предъявления обвинений, но продолжал находиться под следствием за “получение краденых товаров”.

Полиция сохранила произведения искусства. Они были переданы в центральное управление по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей (l'Office central de lute contre le traffic des biens culturels) и переданы на ответственное хранение в хранилище Banque de France в Париже.

Девять месяцев спустя, в июне 2011 года, Пьеру и Даниэль Ле Геннек были предъявлены обвинения в “получении и сокрытии краденых товаров”, но они остались на свободе без внесения залога.

В каждом сообщении СМИ указывалась разная цена на сокровища Пикассо супругов; они варьировались от 50 до 100 миллионов долларов.

Их история

Ле Геннеки рассказали свою историю, или, скорее, байки, полиции.

Это было в 1970 году, когда они переехали с более прохладного северо-запада Франции на более солнечный и теплый юг.

31-летний Пьер Ле Геннек, электрик по профессии, разместил в местной газете объявление с предложением выполнить электромонтажные работы, и Жаклин Рок Пикассо связалась с ним. Она хотела установить систему безопасности в их главном доме: фермерском доме в провансальском стиле под названием “Нотр-Дам-де-Ви” в миле от средневековой деревни Мужен. Двое Пикассо были довольны его работой, и он перешел к ним на постоянную работу разнорабочим на ферме и в двух других владениях Пикассо - вилле под названием “Ла Калифорния” над городом Канны и небольшом замке Вовенарг, в 89 милях от Мужена.

История Ле Геннека продолжалась тем, что однажды Пикассо предложил им посидеть за чашкой чая. Эту историю он позже расскажет ежедневной газете " Nice-Matin" из Ниццы. “Он просто хотел знать, что я делал, каким я был, простые вещи вроде этого. С тех пор чаепитие с мастером стало чем-то вроде ритуала”, - сказал он.

Он также работал секретарем у Жаклин Рок Пикассо.

Он также рассказал полиции, что его и его жену часто приглашали на пирожные и кофе с Пикассо и его женой, когда они говорили о ”de tout et de rien“ - "обо всем великом и малом”.

Далее он рассказал полиции, изменив свою предыдущую историю, что, вернувшись домой после того, как Жаклин Рок Пикассо отдала ему коробку, он увидел, что в ней были эскизы, рисунки карандашом, но, ничего не зная о таких вещах, он ничего об этом не подумал. “Если бы мадам подарила мне картину, тогда да, я бы нашел ее странной”, - сказал он.

Даниэль Ле Геннек рассказала полиции, что однажды вечером ее муж вернулся домой с мусорным мешком, набитым вещами, которые подарил ему Пикассо: Пикассо, как сказал жене Пьер Ле Геннек, убирал в своей студии, складывая в мусорные мешки то, что не хотел оставлять.

Тем временем полиция узнала от Кэтрин Хатин-Блэй, что, когда она просматривала документы своей матери о смерти последней в 1986 году, она нашла записку “о признании долга”, датированную 1983 годом, адресованную ее матери и подписанную Пьером Ле Геннеком. Сумма долга составила 450 000 швейцарских франков (сегодняшняя стоимость 77 500 долларов).

Хотя Кэтрин Хатин-Блэй порвала записку, думая, что долг Ле Геннека перед ее матерью ее не касается, Ле Геннек не отрицал полиции, что занял эту сумму у вдовы Пикассо, на которую он продолжал работать после смерти ее мужа.

Он занял деньги, как он сказал полиции, чтобы заплатить за лицензию на такси. Как выяснила полиция, вскоре он снова продал лицензию и купил на эти деньги две небольшие квартиры, одну в Каннах, а другую в Канье.

Водить такси во Франции - дело небанальное. Заявитель, который желает управлять автомобилем самостоятельно, а не наниматься в таксомоторную компанию, должен подать заявление на получение лицензии в местной полиции, а также разрешения в мэрии города, в котором он планирует работать, и предоставить доказательства отсутствия судимостей. Ему также нужна медицинская справка, подтверждающая, что у него хорошее здоровье, и ему придется проходить ежегодный медицинский осмотр. Кроме того, ему необходимы водительские права, выданные не менее чем двумя годами ранее, и, что наиболее важно, он должен пройти 300/400-часовой курс обучения, охватывающий все аспекты перевозки людей на дороге. Конечно, у него также должна быть машина в идеальном рабочем состоянии. Сегодня, в 2015 году, получение такой лицензии обошлось бы примерно в 250 000 евро (282 000 долларов), следовательно, сумма, которую Пьер Ле Геннек занял у Жаклин Рок Пикассо, должна была включать стоимость автомобиля.)

Что касается рекламы электромонтажных работ, которую, по утверждению Пьера Ле Геннека, он поместил в местной газете, полиции не удалось найти такую рекламу.

Неверие

Вскоре после того, как новость о кладе Ле Геннека попала в СМИ, сэр Джон Ричардсон, которому тогда было 86 лет, историк искусства, друг и биограф Пабло Пикассо, написал в декабрьском номере журнала “Vanity Fair” за 2010 год, что сокровища электрика на пенсии были частью "огромной группы из примерно 70 бумажных портфелей работ, которые художник был вынужден вывезти из двух своих парижских домов, квартиры на улице ла Боэти и студии на улице Гран Огюстен, после того, как французское правительство запретило ему покупать картины". ввел в действие правила, запрещающие людям иметь несколько мест жительства ". Он продолжил, что Пикассо был разгневан решением суда и был вынужден “сохранить портфолио или отправить его в Канны”.

Он также написал в статье, что он и британский коллекционер Пикассо Дуглас Купер (1911-1984) были с Пикассо, когда груз прибыл из Парижа. “Он попросил нас помочь ему просмотреть некоторые портфолио. Следующие два дня мы провели, сидя на полу главной студии и заново открывая эти сокровища. По словам Пикассо, он не просматривал большую часть материалов 20 или 30 лет, и содержание стало для него такой же неожиданностью, как и для нас. Волнение художника было заразительным, а его комментарии завораживающими ”.

Он добавил, что, как только услышал о деле Ле Геннека, понял, что работы, должно быть, были частью той орды, которая прибыла в Канны более 50 лет назад.

Клод Пикассо рассказал СМИ о щедрости своего отца, но при этом отметил, что Пикассо “всегда подписывал и посвящал свои подарки, даже когда знал, что люди продадут их, потому что им нужны деньги. То, что было проделано такое большое количество работы ... об этом никогда не знали, и, честно говоря, это не выдерживает критики. ”

Мнение мэтра Нойера о таком необычном подарке было столь же осуждающим. В беседе с The Guardian он сказал: “Откровенно говоря, это абсурд, не от мира сего. Если бы вам дали столько работ Пикассо, разве вы не повесили бы одну или две на стену? И если у вас такие трудности, как у этой пары, разве вы не продали бы хотя бы одну за последние 40 лет, чтобы свести концы с концами?”

Он продолжил: “Пикассо вел многочисленные записи и дневники своей жизни, и все же нигде месье Ле Геннек не упоминается как друг. И все же он дарит ему не одно, а 271 произведение искусства. Звучит ли это правдоподобно? Мы должны дождаться, пока полиция закончит свое расследование, но что я могу сказать: я думаю, что нет. ”

Удивительное развитие событий

В конце ноября 2010 года, когда продолжалось полицейское расследование, специалист по генеалогии из города Бордо на юго-западе Франции связался с мэром Нойером.

Французское государство назначило специалиста по генеалогии для поиска близких родственников богатой бездетной женщины, умершей без завещания.

Смерть женщины обеспокоила семью Пикассо, потому что девичья фамилия женщины была Ле Геннек, а Пьер Ле Геннек приходился ей двоюродным братом. И она была владелицей многочисленных оригинальных работ Пикассо, а также оригинальных работ других художников, таких как Марк Шагал (1887/1985), Макс Эрнст (1891/1976), Жоан Миро (1893-1983) и Фернар Леже (1881/1955).

Во Франции, когда кто-то умирает без завещания и нет прямых наследников - супруга, бывшей супруги, законных или незаконнорожденных детей, родителей или бабушек и дедушек, - государство разыскивает родственников, таких как братья и сестры, дяди и тети, племянники и племянницы, двоюродные братья и даже бабушки и дедушки со стороны мужа, которые могли бы наследовать от умершего. Каждый получит определенный процент от наследства в зависимости от близости семейных связей: соответственно, брат или сестра получат больший процент, чем двоюродный брат.

Таким образом, Пьер Ле Геннек стал наследником покойной женщины.

Женщина, которую французские СМИ сначала называли “мадам Би”, была Жаклин Бресну, вдова некоего Мориса Бресну. Последний был шофером Пикассо с 1966 года до смерти художника в 1973 году. Морис Бресну умер в 1991 году, его вдова была его наследницей, и она умерла в 2009 году, другими словами, годом ранее.

Узнав, что Ле Геннеки и Бресну были близкими родственниками, парижский аукционный дом Drouot немедленно отменил аукцион, который должен был состояться в четверг, 9 декабря, по продаже “мадам Би”, как они это называли, произведений Пикассо.

Морис и Жаклин Бресну

В 1966 году Морис Бресну, водитель такси, устроился работать шофером к Пабло и Жаклин Пикассо, которые за пять лет до этого сделали фермерский дом “Нотр-Дам-де-Ви” за пределами Мужена своей главной резиденцией. Художнику тогда было 85 лет, а Жаклин - 39. Эта часть Франции холмистая, дороги могут подниматься и опасно изгибаться, поэтому для 85-летнего мужчины было нормально чувствовать, что ему больше не следует водить машину.

Согласно истории, которую Бреснус рассказал друзьям и соседям, между ними двумя и двумя Пикассо быстро завязалась дружба. Известно лишь, что Пикассо дал Бресну, которому было чуть за сорок, он носил густую черную бороду и был описан теми, кто знал его тогда как “дородный”, прозвище Nounours - Плюшевый мишка, - и с тех пор медведь часто появлялся на работах Пикассо. Искусствоведы также сочли, что узнали Бресну на нескольких работах Пикассо: на некоторых таких картинах он изображен обнаженным, а на других - с женской фигурой, которую, как утверждают искусствоведы, представляет Жаклин Рок Пикассо. Она тоже голая.

Одной из любимых прогулок Пикассо было, когда Морис Бресну возил его за 140 миль от Мужена на бой быков в город Арль или на бой быков в город Ним, расположенный в 157 милях отсюда. На фотографиях Пикассо тех лет Бресну часто был рядом с ним, выглядя совершенно непринужденно в компании своего работодателя и богатых и знаменитых - кинозвезд и старлеток, продюсеров и авторов бестселлеров, - наблюдающих с трибун за убийством быка. Позже, в "Мертвом быке", он снова будет сфотографирован со своим работодателем и богатыми и знаменитыми, сидящими на террасе одного из городских кафе-баров и наслаждающимися напитками. Он также будет сфотографирован с Пикассо: двое сидят и пьют кофе за столиком в саду фермерского дома площадью в два акра на фоне пышной средиземноморской растительности.

Часто Жаклин Бресну, также работавшая у Пикассо экономкой и горничной, присоединялась к двум Пикассо за ланчем либо в саду, либо в большой столовой или кухне.

В 1973 году, когда Пикассо скончался, Бреснус продолжал работать на его вдову, но в 1976 году они решили уйти на пенсию и купили большой дом - некоторые французские СМИ описали его как cossu (величественный и роскошно выглядящий) - в городке Сериньяк, в 400 милях от Мужена.

Богатство Бренусов, однако, не удивило их друзей и соседей, потому что они знали, что эти двое дружили с Пабло Пикассо и до сих пор дружат с Жаклин Рок Пикассо и что двое Пикассо подарили паре множество работ Пикассо. Две картины Пикассо даже висели на стене гостиной пары.

Один из соседей, описывая пару как “живущих как джентри в большом доме и ездящих на роскошной машине”, рассказал парижской ежедневной газете Le Figaro: “Он (Бресну) всегда говорил нам: у меня так много денег, что я не смогу прожить достаточно долго, чтобы все просадить”.

В 1991 году скончался Морис Бресну, а в 2009 году - Жаклин.

Работы ”Мадам Би"

В мае 2011 года, за месяц до того, как полиция предъявила Ле Геннекам обвинения в “получении и сокрытии краденых товаров”, парижская пара по имени Бернар и Доминик Ламбер обратилась в Национальное управление по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей.

Бернар Ламберт был продавцом фруктов и овощей на пенсии из Парижа, а Доминик - уборщицей на пенсии. Она была племянницей Жаклин Бресну и, следовательно, также родственницей Ле Геннеков.

История, которую они рассказали и которая быстро была подхвачена средствами массовой информации, была поразительной.

Они сказали, что коллекция “Мадам Би”, которую Друо собирался продать, была украдена: они сказали, что Бреснус украли все произведения Пикассо, находившиеся в их распоряжении, и что пара не скрывала этого факта. Пара, по их словам, часто говорила о том, что “стащила” произведения искусства.

Ламберты сказали, что впервые услышали о том, как Бреснус крал произведения искусства Пикассо в 1980-х годах, когда они были в отпуске с парой в их новом доме в Сериньяке. Пикассо, конечно, к тому времени был мертв, но Жаклин Рок Пикассо все еще была жива.

“Он (Морис Бресну) никогда не рассказывал мне, как он украл работы, но он всегда утверждал, что никогда ничего не брал, пока Пикассо был еще жив”, - сказал Бернар Ламбер престижной парижской ежедневной газете Le Monde.

Он продолжил, что кражи произошли в доме Мужена, когда Бресну зашел к обезумевшей вдове.

“Морис (Бресну) чувствовал себя там как дома, поэтому мог позаботиться о себе на досуге”, - сказал он Le Monde.

Как далее рассказал Бернард Ламберт, Бресну отвел его на чердак и показал “украденные” картины Пикассо. “Нас было только двое, и он показал мне все, что у него было, альбомы для зарисовок, папки и файлы, содержащие множество рисунков. Я помню рисунки в альбомах для зарисовок в спиральных переплетах. Я не знаю, сколько там было экспонатов, но по крайней мере 100, может быть, 200.”

Бернар Ламберт также рассказал Le Monde, что, когда в среду, 15 октября 1986 года, Жаклин Рок Пикассо покончила жизнь самоубийством, ему позвонил Морис Бресну. Он сказал: “Морис сразу же позвонил мне. Он попросил меня найти потенциальных покупателей на картины Пикассо, которые у него были”.

Ламберт обратился к антиквару на парижском блошином рынке Сент-Уэн, который свел его с арт-дилером, который согласился продать картины Пикассо Бресну. На всех картинах Пикассо была подпись Пикассо, которая для дилера означала, что они были не подделками или репродукциями, а оригиналами.

Как далее рассказал Ламберт Le Monde, он сообщил полиции, что Бресну подделал подпись Пикассо на произведениях искусства. “Всякий раз, когда он разговаривал по телефону и рисовал на листе бумаги рядом с собой, он имитировал подпись Пикассо. Это была одна из причуд моего дяди ”.

Он также рассказывал полиции, что Бресну обычно давал ему 10 процентов от продажной цены, а рисунок, например, продавался примерно за 40 000 фунтов стерлингов (сегодня около 7000 долларов), но Бресну жаловался ему, что арт-дилер платит ему слишком мало.

По подсчетам Ламберта, его 10 процентов должны были составить 1,6 миллиона фунтов стерлингов, но он получил только около 1,3 миллиона фунтов стерлингов . Платежи были произведены наличными, и Жаклин Бресну оставила деньги в банке Ламберта в банковской ячейке. (В 1980-х миллион французских франков был крупной суммой: квартира с тремя спальнями в Париже стоила бы около 250 000 фунтов стерлингов.)

Семья Бреснус также продавала картины Пикассо без помощи Бернарда Ламберта. В 1989 году художественная галерея в Женеве, Швейцария, продавала на аукционе 44 ранее невиданных рисунка Пикассо с автографами, большинство из которых эротические: продавец пожелал остаться неизвестным. В том же году лондонский Christie's также выставил на аукцион несколько картин Пикассо, и снова продавец пожелал остаться анонимным, а в 1991 году итальянский арт-дилер выставил на продажу еще одну партию картин Пикассо от имени неназванного продавца. Женевская галерея, итальянский арт-дилер и Christie's позже сообщили Клоду Пикассо, что продавцом был Морис Бресну. В 1995 году, через три года после смерти Бресну, его вдова продолжала продавать работы Пикассо, в том числе три альбома для рисования, которые итальянский арт-дилер продавал от ее имени. Итальянка рассказала Le Parisien, что, отдавая ему альбомы для рисования, она сказала ему, что у нее больше нет работ Пикассо, которые она могла бы ему подарить.

Жаклин Бресну солгала. После ее смерти у нее остались 143 произведения искусства, которые Друо собирался выставить на аукцион, а выручка от аукциона должна была достаться наследникам, которых нашел бы назначенный государством специалист по генеалогии.

Как было указано в каталоге Drouot, общая стоимость 143 произведений искусства, включая иллюстрации к книгам, такие предметы, как бронзовые тарелки и шарфы, керамика, гравюры, рисунки и живописные полотна, составила от 390 363 до 542 163 долларов.

Самым ценным экспонатом в каталоге был № 143 - картина Пикассо "Nu feminine aux regards masculines" - "Обнаженная женщина с мужским выражением лица", созданная в 1972 году. Оно было подписано, датировано и посвящено следующему: "Пикассо 25.10.72 для нас". Аукционный дом оценил его в $68,000/$90,000.

Еще двумя ценными работами были "Пол в костюме тореадора– - "Пол в костюме тореро", созданный в 1956 году, и "Палома в пупе", "Палома с куклой", также созданная в 1956 году. Их стоимость составляла соответственно от 33 500 до 55 800 долларов, а также от 22 340 до 44 700 долларов.

Общее количество произведений Пикассо, находившихся во владении Бреснуса, не установлено, но в 2012 году администрация Пикассо отследила 250 произведений, которые пара уже анонимно продала на аукционе. Администрация Пикассо считала, что помимо тех, что были в каталоге Друо , у пары, должно быть, были еще 500 произведений. Судьба их остается неизвестной.

Вопрос

Пикассо больше нет в живых, а депрессия и пьянство его вдовы не позволили ей узнать, что происходит в ее доме, пользовались ли работами Пикассо Морис Бресну и Пьер Ле Геннек? Или брал Бресну, а получал Ле Геннек? Или Жаклин Рок Пикассо подарила Ле Геннеку Пикассо, как утверждала пара?

Ле Геннеки, представшие перед судом за “получение и сокрытие краденых товаров”, показали, что полиция не нашла доказательств того, что сам Пьер Ле Геннек или супружеская пара украли произведения Пикассо. Согласно законодательству Франции, вопрос о том, кто украл работы Пикассо, находившиеся в распоряжении супружеской пары, не имеет значения. Таким образом, обвинению оставалось только доказать, что работы Пикассо, находившиеся во владении пары, были “мошеннического происхождения” и что пара знала об этом.

Судебный процесс

Во вторник, 10 февраля 2115 года, Пьер и Даниэль Ле Геннек вошли в зал F здания суда в городе Грасс, в шести милях от Мужена. Пьер Ле Геннек был небрежно одет в джинсы и темную ветровку: на Даниэль Ле Геннек было черное пальто с меховым воротником и манжетами, она была аккуратно причесана и накрашена.

Это было гражданское дело, возбужденное шестью истцами, все они Пикассо. Это были Клод Пикассо и его сестра Палома Пикассо (65), родившиеся в отношениях Пабло Пикассо и Франсуазы Жило; Майя Видмайер-Пикассо (80), родившаяся в отношениях Пабло Пикассо и Мари-Терезы Вальтер; Кэтрин Хатин-Блэй (68), дочь Жаклин Хок Пикассо; Марина Пикассо (65), дочь покойного сына Пикассо Паоло, и ее сводный брат Бернар (56).

На открытии судебного процесса мэтр Жан-Жак Нойер, представляющий интересы Клода Пикассо, обвинил Ле Геннека в том, что он прикрывал “международную аферу по отмыванию произведений искусства”. Он сказал: “Эти украденные работы были переданы ему, потому что у него были связи с Пикассо. Перед нами международное дело об отмывании произведений искусства.”

Ле Геннек отрицал, что это было так. Он настаивал, что произведения искусства были подарками. “Месье и мадам называли меня ‘Маленькой кузиной”, - сказал он суду. В средствах массовой информации сообщалось, что Пикассо называл Бресну не только Ноунурс, но и "Большой кузен", своего двоюродного брата Ле Геннека, который был меньше ростом, поэтому и получил прозвище "Маленький кузен".

На вопрос прокурора Лорана Робера и судьи Жан-Кристофа Брюйера о том, почему Пикассо отдали им произведения искусства, он сказал: “Пикассо полностью доверял мне. Возможно, это было мое усмотрение”.

О том дне, когда Жаклин Рок Пикассо якобы отдала ему коробку с произведениями искусства, он сказал, что, вернувшись домой, заглянул внутрь коробки и нашел “рисунки, наброски, мятую бумагу”.

Он добавил, что они с женой просмотрели не все.

На вопрос судьи, не было ли ему немного любопытно узнать, что было в коробке, он ответил: “Нет”.

Судья сказал: “Кто-то предлагает вам подарок, а вы оставляете его в покое на 40 лет. Несмотря на финансовую ценность, неужели вы даже не придали этому никакой сентиментальной ценности? Вы не хотели повесить ни одну из картин у себя дома?”

Ле Геннек ответил: “Я не имел в виду, что это были произведения искусства, это были эссе, разорванные кусочки, меня это не зацепило. Это не так, как если бы я увидел картину, это не то же самое, это не та реакция. ”

После этого они с женой забыли о коробке в гараже. Забывали о ней до 2009 года.

Далее он сказал, что, вспомнив о коробке с работами Пикассо в гараже, он подумал о том, чтобы попросить администрацию Пикассо подтвердить подлинность работ, поэтому он составил списки работ, в этом ему помог один из его зятьев, у которого когда-то была художественная галерея.

Мэтр Нойер опроверг это заявление, заявив, что списки Ле Геннека свидетельствуют о больших знаниях в области искусства, которыми не обладал Ле Геннек и владелец галереи. Таким образом, списки были составлены таким большим знатоком, как историк искусства. Адвокат привел пример из одного из списков. Он сказал, что один небольшой карандашный рисунок был описан как имеющий сходство с картиной арлекина 1915 года, выставленной в Нью-Йоркском музее современного искусства: Ле Геннек не обладал такими знаниями.

Адвокат Ле Геннеков Шарль-Этьен Гуден парировал атаку, заявив, что только около дюжины работ, находившихся во владении его клиентов, представляли ценность. Остальные он охарактеризовал как “очень посредственные”. Они были настолько посредственными, что Пикассо не пытался их продать. Он добавил, что кому-либо было бы чрезвычайно трудно украсть у Пикассо, поскольку у художника была “потрясающая память”, а также его собственность была защищена, как крепость.

Перед судом он сказал AP, что “Он (Пикассо) подарил ему (Пьеру Ле Геннеку) эти работы, чтобы поблагодарить его за доброту, доступность, за то, что выслушал. Ле Геннек купил баллоны с кислородом под своим именем для Пикассо, потому что тот нуждался в нем, чтобы дышать.” Он добавил, что Ле Геннеки никогда не пытались и не нуждались в продаже работ, потому что, как сказал ему Ле Геннек, “Вы не продаете подарки”.

Мэтр Нойер, также выступая перед СМИ перед судом, сказал журналистам: “Они (Ле Геннеки) ничего не помнят, получали ли они этот подарок в 1970, 1971, 1972 годах. Если кто-то подарит вам 271 работу Пикассо, вы помните это ”. Указав на то, что Ле Геннеки были созданы между 1900 и 1932 годами, он сказал: “Вы должны представить, что Пикассо хранил их 70 лет и вдруг захотел отдать”. Он добавил, что Пикассо всегда ставил на всем автографы - независимо от того, дарил он это или продавал, - но на "подарках" Ле Геннека автографа не было.

В то время как Ле Геннеки продолжали настаивать на том, что 271 работа Пикассо была подарком Жаклин Рок Пикассо, прокурор Лоран Робер опроверг их утверждение: “Не имеет значения, что автор кражи не был точно идентифицирован. Пьер и Даниэль Ле Геннек знали, что работы были приобретены обманным путем.”

Что касается возможности того, что они приобрели работы у Мориса Бресну, судья Брюйер подчеркнул, что Ле Геннеки скрывали от полиции свою семейную связь с Бресну. Защита Пьера Ле Геннека заключалась в том, что он и Морис Бресну даже не были друзьями. Они, по его утверждению, поссорились в 1975 году из-за того, что Бресну “смотрел на него свысока”. Свидетель обвинения затем рассказал, что был свидетелем ссоры между Пьером Ле Геннеком и Морисом Бресну, последний обвинил Ле Геннека в том, что он “напакостил” в Picassos и что “все они рисковали из-за этого столкнуться с проблемами”. После того, как он стал свидетелем ссоры, добавил свидетель, Жаклин Бресну сказала ему, что ее муж “подозревал Ле Геннека в угощается в ”Пикассо".

Второй день судебного процесса был посвящен дальнейшим допросам Ле Геннеков и показам находившихся у них работ. Судья Брюйер запретил на весь день пользоваться камерами в зале суда, и, действительно, список работ так и не был обнародован.

В четверг, 12 февраля, в третий и последний день судебного процесса прокурор Лоран Робер подвел итоги, сказав: “Мы имеем дело с очень специфическим преступлением, которое нанесло ущерб человечеству. Количество работ несовместимо ни с каким представлением о подарке.”

Он подчеркнул, что Ле Геннеки нанесли ущерб “доверию” и “памяти” Пикассо, и что он уверен, что работы были украдены.

Он попросил судью Брюйера приговорить пару к пяти годам тюремного заключения условно. Он назвал такой приговор “сбалансированным”.

Однако у него нашлось доброе слово для Ле геннеков. Он описал их как “ошеломленных событиями” и добавил, что они не заработали никаких денег на своих действиях. “В жизни можно быть честным человеком и все равно совершать ошибки”, - сказал он.

Вердикт судьи Брюйера, если он признает Ле Геннеков виновными, будет вынесен в пятницу, 20 марта.

Знал ли Пабло Пикассо, что его жена отдала 271 его работу их мастеру на все руки?

Как сказал Пьер Ле Геннек журналистам перед судом: “Мадам дала их мне. И если она дала их мне, он должен был знать об этом”.

Судьба 271 произведения Пикассо

271 Произведение Пикассо никогда не будут возвращены Ле Геннекам.

В пятницу, 20 марта 2015 года, Пьер и Даниэль Ле Геннек были признаны виновными и приговорены к двум годам условно. В то же время судья распорядился передать украденные произведения искусства администрации Пикассо, другими словами, наследникам Пикассо.

Ни французский суд, ни администрация Пикассо не оценили украденный тайник Ле Геннеков, но еще в декабре 2010 года, когда история о краже получила огласку, Vanity Fair оценила стоимость тайника в 60-80 миллионов долларов.

Однако арт-дилеры теперь говорят, что, учитывая продажу картины Пикассо “Женщины Альжира” от 11 мая 2015 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке - “Женщины Алжира” - за 179,4 миллиона долларов, то, что удалось приобрести Ле Геннекам, может стоить гораздо больше миллионов долларов, чем оценка Vanity Fair в 2010 году, по которой она была продана.

Арт-дилеры также отмечают, что на предыдущем аукционе картины “Женщины Альжье” в 1997 году американские коллекционеры Виктор и Салли Ганц продали ее коллекционеру из Саудовской Аравии за 31,9 миллиона долларов. Это означает, что с 1997 по 2015 год - менее чем за два десятилетия - стоимость картины выросла на 82 процента.

Вторая картина Пикассо была продана на аукционе Christie's 11 мая 2015 года: портрет Доры Маар 1938 года, возлюбленной художника в 1936/1944 годах, под названием “Женщина в чепце” - “Женщина в чепце” - за 67,5 миллиона долларов. Оценочная стоимость этой картины составила 55 миллионов долларов, что означает, что за нее выручили на 12 миллионов больше.

Сумма в 179,4 миллиона долларов стала самой высокой суммой, когда-либо заплаченной за картину, проданную на аукционе, а 67,5 миллиона долларов стали 12-м по величине количеством, когда-либо заплаченным за картину Пикассо, проданную на аукционе.

Как продавцы, так и покупатели обеих картин предпочли остаться неназванными.