Обычно я жанровую литературу читаю редко, разве что за исключением детективов. Но лето, внезапно нахлынувшая жара и желание почитать что-нибудь полегче сделали свое дело, и я взялась за «Стеклянную женщину» Кэролайн Ли. Анонс обещал исландский микс из «Джейн Эйр» и «Ребекки». И я купилась на «исландский».
Книга рассказывает историю девушки по имени Роуса, которая вынуждена выйти замуж за овдовевшего «бонди» (старейшину) соседней деревни, чтобы спасти от голода свою мать. У Роусы есть возлюбленный, который еще попытается за нее побороться. Но в новой деревне, куда она уезжает к мужу, молодая женщина попадает в ловушку из тайн.
Что хорошо в книге — она действительно читается легко и вовлеченно, поскольку хочется понять, что скрывается за тайнами (спойлер — ничего хорошего).
Знакомит ли книга с Исландией и ее нравами? Скорее нет, чем да. Даже несмотря на то, что повествованию предшествует словарик исландских слов и выражений, который активно включены в текст книги.
Кэролайн Ли, как она сама признается в послесловии — уроженка острова Джерси в составе Нормандских островов (владение Британской Короны). В Исландии она бывала как турист и была очарована величественной природой и историей страны. Плюс она прочитала какие-то части исландского эпоса и консультировалась у исландских же профессоров истории.
Главный вопрос, который волновал писательницу — могла ли быть исландская женщина 16-17 века грамотной и какая судьба ждала ее в этом случае. Но ее вполне устроил ответ, что в художественном произведении возможно все.
Автор постаралась передать атмосферу проникновения в Исландию христианства (для чего сделала Роусу дочерью епископа), и одновременное бытование языческих верований. Роуса читает Библию и при этом постоянно носит в кармане камень-оберег с нанесенными на него рунами.
У меня были опасения, что Роусу или кого-нибудь еще по этой причине сожгут-таки на костре как ведьму. Но обошлось.
В целом мне бы этот роман даже понравился — как легкое жанровое чтиво с экзотичным сеттингом и ненавязчивым флером нуара.
Но Кэролайн Ли зачем-то взяла и объяснила все (вообще все!) тайны детскими травмами и повесточными реалиями. Не знаю, насколько они, эти повесточные реалии, были характерны для того исторического периода. Для меня вся ткань повествования оказалась порванной в клочья.
Не «Джейн Эйр» точно. А «Ребекку» я не читала, сравнить не могу.
Придется внести «Стеклянную женщину» Кэролайн Ли в список разочарований и почитать другое.
А чем пополнился ваш список книжных разочарований?
*
Еще больше отзывов о книгах — в подборке «ПРОчитано!»