При выборе художественного материала для работы человек всегда ориентируется на технику, которой он планирует рисовать и соотношение цена/качество материала. Гуашь один из самых дешевых материалов даже в профессиональной линейке + бумага для гуаши подходит практически любая (включая всем знакомый ватман и дешевую целлюлозную бумагу для акварели и пастели), главное, чтобы она была плотная.
Так что если вы начинаете свой художественный путь - гуашь, это то что доступно, дешево, просто — главное соблюдать некоторые правила.
ВАЖНО! Ни в коем случае не начинать с детских красок!
Почему лучше не брать "детскую/школьную гуашь"? Иначе можно сразу получить море негатива при работе - а в начале "живописного" пути это отобьет всякую охоту творить! Можно получить вот что:
Детская гуашь часто откалывается кусками с бумаги, практически сразу после высыхания - в ней мало связующего вещества ( или оно очень некачественное). И это нормально — большинство товаров предназначенных для детского творчества относятся к дешевым художественным товарам, а значит в них будет:
- мало пигмента (то есть цвет не будет таким ярким и насыщенным, сильно поблекнет после высыхания);
- мало связующего (работы будут плохо храниться, краска будет трескаться и откалываться, пачкаться ).
Потому что детские краски предназначены для постоянного творческого процесса ребенка, а работы не предполагается хранить в музее или галерее. Чаще всего такие краски пересыхают в баночках и их сильно заполняют водой, чтобы размочить и рисовать дальше.
Поэтому те, кто пользовался в детстве гуашью, помнят её как краску, которая постоянно засыхает или плесневеет в баночке. Как акварель, только мутная картинка на бумаге.
Профессиональная гуашь выглядит и ощущается в работе совершенно иначе: это насыщенная густая укрывистая краска, которая легко может встать в один ряд с акрилом или маслом, ведь техника работы похожа.
Она позволяет начинающему делать ошибки — их легко перекрыть верхним слоем краски. В отличие от работы акварелью, тут можно делать и исправлять рисунок карандашом на листе сколько угодно - ведь краска не прозрачная!
Профессиональные художники почти никогда не лезут кистью в банки, а выкладывают гуашь мастихином на палитру, чтобы на палитре работать с цветом. Более того в последние годы производители выпускают гуашь в тубах и дой-паках, чтобы её легко можно было выдавить на палитру.
Сейчас гуашь в тубах есть у многих российских производителей, таких как : ГАММА, Виста-Артиста, Таир, Малевичъ.
Гуашь в баночках ничуть не хуже,чем в тубах - она также есть у всех перечисленных выше производителей и у ЗХК Невская палитра. Другой вопрос в том, что если вы рисуете не так часто большой объем в банке будет пересыхать, в то время, как краски в тубе сохраняться дольше ( и объем у них как правило меньше).
Так что однозначно можно сказать лишь: берите профессиональную серию гуаши — в тубах или баночках небольшого объема (по 20 мл) даже профессиональная серия очень доступна по цене: набор из 8-ми цветов Таир сейчас стоит на нашем магазине 454 рубля. Наборы производителей Гамма и Невская палитра в районе 500-700 рублей.
ВАЖНО! При выборе смотрите не только на название производителя, но и на серию/бренд краски, поскольку можете взять детскую серию красок того же производителя. Профессиональная серия у Невской палитры - "Мастер-класс", у ГАММЫ - "Старый мастер".
Как выбрать правильную гуашь? И что вообще важно учитывать при работе этим материалом?
1. Укрывистость — способность краски плотно перекрывать цвет основы. Укрывистость не всегда коррелирует с густотой краски, она зависит в первую очередь от качества и количества связующего. Кроме того, крайне сложно сделать укрывистыми желтые оттенки — они могут быть полупрозрачными даже у хороших брендов.
В профессиональных линейках гуаши укрывистость отмечается квадратиком: закрашенный чёрным квадрат означает укрывистую краску, закрашенный наполовину — полупрозрачную. Ищите набор, в котором будет побольше укрывистых цветов.
2. Светостойкость — «живучесть» цвета при хранении готовой работы в рамке на свету. На этикетках профессиональной краски светостойкость обозначают звездочками — чем их больше, тем краска более стойкая.
3. «Запас тона» темных пигментов — этот параметр не выразишь знаками на этикетке, но его можно оценить визуально. Темные пигменты — коричневый, индиго, темно-зеленый, ультрамарин и т.п. — дают в работе не только цвет, но и темный тон. Сложно намешать достаточно плотную тень, если у ваших синих пигментов маленький запас тона, если они разбелены. Подмешивать в тень черный? Это добавит тона, но сделает работу более серой, не живописной. Выбирая набор, смотрим, чтобы в нём были тёмные цвета с хорошим запасом тона.
4. Белила. В профессиональных линейках два вида белил: титановые и цинковые — какие выбрать? Для основной работы важны титановые — они плотные и укрывистые (легко перекроют и цвет бумаги, и карандаш, и нижний слой краски). Цинковые полупрозрачные белила пригодятся для спецэффектов — написать поверх работы туман лессировкой, тонко доработать портрет.
Сложности и радости работы с гуашью изучали в марафоне с художником Анной Хопта — сейчас уроки собрали в большой курс «Всё о гуаши».
Подробности о курсе по ссылке: https://enterclass.com/ru/course/khopta-guache-nachalo?utm_source=dzen&utm_medium=text&utm_campaign=khopta_all_gouache
Если вам было интересно, ставьте лайк и пишите добрые слова в комментариях :) Подписывайтесь на канал школы рисования ENTERCLASS, узнавайте новое о рисовании и живописи, наслаждайтесь работами художников и рисуйте вместе с нами!