Режиссер - Егор Перегудов.
Сценография и костюмы - Владимир Арефьев.
Почему история про Дон Жуана жива, живет и будет жить?
«Бабник, кобель и, вообще, Дон Жуан». Цитата из спектакля.
Спектакль в первой части напоминает парад аттракционов, в котором тщедушный, но юркий Дон Жуан (Тимофей Трибунцев) исполняет разные клоунские трюки от прыжков до переодеваний в женское платье. Выбор актера говорит об изменении мольеровского персонажа. Перед нами не испанский дворянин, а современный маргинал с удивительной способностью к мимикрии. Он появляется в шубе, надетой на майку-алкоголичку, а по ходу спектакля не раз поменяет свой имидж.
Дон Жуан Егора Перегудова - человек умный, циничный, лицемерный и лишенный последних остатков благородства. Единственный раз, когда он проявляет человечность, в сцене с нищим. И то мотив его сомнителен. Он дает бродяге деньги, хотя тот и отказывается богохульствовать. Видимо, Дон Жуан не хочет быть униженным отказом.
Дон Жуан Мольера, при всей порочности, все же сохраняет черты ренессансного человека. Дон Жуан - это человек, который пытается постичь женскую сущность и подчинить или хотя бы вырваться из-под вечной женской (материнской ) опеки. В этом тоже загадка и притягательность его образа. Он блестящ, красив, образован, горд и бесстрашен. Поэтому, не раздумывая, бросается в драку, где трое против одного.
В спектакле ловеласу не досуг, и он отправляет на бой вместо себя Сганареля, пожилого слугу.
Образ Дон Жуана у Мольера сложен и не исчерпывается его бесконечными романами. Это образ, который стоит в ряду таких героев, как Фауст и Гамлет. Суть его в том, что Дон Жуан воплощает принцип постоянного изменения Природы. И его рационализм, то есть вера в то, что два плюс два - четыре, не противоречит этой изменчивости. В природе тоже есть свои неизменные законы. И один из них - изменчивость, мимикрия. Мольер был деистом и верил в то, что Бог, сотворив мир, его оставил. И теперь правит бал только Природа. Поэтому образ Дон Жуана богоборческий. Он и смерти не боится!!! Не случайно на сцене огромная железная башня, напоминающую Вавилонскую.
Вопрос: как относиться к естественным желаниям человека, ведь мы - природные существа, и сейчас чрезвычайно актуален.
Средневековые теологи видели в природе зло. У просветителей (Руссо, Дидро. Вольтер) Природа благая и рациональная. У маркиза де Сада Природа покажет свое настоящее лицо. Вера в благие принципы природы, провозглашенные просветителями, при богооставленности приведет французов к самой кровавой революции 18 века, а в 20 веке эта же вера потерпит полный крах. И сейчас мы живем в мире богооставленном в отсутствии, в массе своей, веры во что-либо, кроме себя и еще, как шутит Сганарель, в волшебные настойки, то есть в разных магов и всевозможные суеверия.
В спектакле образ Дон Жуана максимально снижен. А Сганарель (Константин Райкин) на его фоне вырастает в трагическую фигуру. Во втором акте он произносит патетическую речь в защиту идеи божественного происхождения земли и человека, но от своей сути уйти не может. Сганарель - обыватель. И его высокая патетика переходит сначала в спич из обывательских «истин», а потом и вовсе чепухи, типа: «А земля - это не то, что море». Мысли Сганареля все равно крутятся вокруг денег. Его последние слова в пьесе: «Ах, мое жалованье, мое жалованье!»
Перед нами опять образ мира, в котором почти все - клоуны, и даже безумные клоуны (и Дон Жуан, и Дон Карлос, и Дон Алонсо (Антон Кузнецов), будет и третий - Дон Адольф) перед лицом пустоты. Люди на сцене - это Сганарель, но он не может ничего изменить, и донья Эльвира (Агриппина Стеклова), но она сходит с ума.
Суд над Доном Жуаном тоже относителен. Он отгоняет от себя голубей (здесь, вероятно, ироническое воплощение Духа Святого, потому что их много), окончательно отказываясь от спасения. Молчаливый командор берет грешника за руку и ведет за собой. Неожиданно герой опять появляется на втором этаже винтовой Вавилонской башни. Спуск в Ад тоже оказывается фикцией, а башня штопором.
В последней сцене герои движутся по крутящейся лестнице, ведущей вверх и вниз, но дороги вверх нет. Небеса не пусты, но бессильны.
Все, что они могут, - это плеваться цветочными горшками, поролоновыми кирпичами и дохлыми рыбами в ответ на богохульства Дон Жуана. Да еще выкатить всевидящие Ока. Все персонажи движутся по этажам башни по кругу. Опять «борщец, как и в пьесе «Где ты был так долго, чувак?», только с персонажами Мольера.
Рекомендую тем, кто любит такой тип театра. Будет все: смешные клоунские номера, погони в духе Гайдая, много приколов и шуток, современная сатира и высокая патетика в исполнении Константина Райкина.
Весь актерский ансамбль играет блестяще!!! Браво режиссеру!!!
Пьеро, рыбак - Илья Рогов
Шарлотта - Алина Доценко
Дон Луис, отец Дон Жуана - Владимир Большов
Хирург - Ярослав Медведев
Если говорить про места, то лучше брать не первые ряды из-за башни на сцене и высоты, на которой играют актеры.