Найти тему

Диполии: древнегреческий праздник в честь владыки Олимпа. Находки из Фанагории

В коллекции музея-заповедника «Фанагория» хранится небольшая свинцовая тессера.

Тессера свинцовая, лицевая сторона, конец V–IV вв. до н.э. Хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория». ФМ-КП 47 А 1793 ГК 11909242
Тессера свинцовая, лицевая сторона, конец V–IV вв. до н.э. Хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория». ФМ-КП 47 А 1793 ГК 11909242
Тессерами исследователи называют жетоны, которые в античном мире служили билетами на театральные и спортивные состязания или марками, предназначенными для получения мяса, вина, зерна, оливкового масла во время религиозных праздников. Изготавливались такие жетоны преимущественно из свинца, однако также использовались другие материалы, включая бронзу, кость, глину, стекло или дерево.

На лицевой стороне находки изображена голова быка, украшенная гирляндами, свисающими с рогов, а на её обороте – венок из колосьев. Небольшое сквозное отверстие в тессере – знак погашения, который свидетельствует об использовании жетона.

Находка из Фанагории относится к редкому типу так называемых «таманских» тессер, которых в общей сложности известно около двухсот, причем ни одна из них не схожа друг с другом. Возможно, что для каждого конкретного мероприятия изготавливались тессеры уникального дизайна.

Тессера свинцовая, оборотная сторона, конец V–IV вв. до н.э. Хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория». ФМ-КП 47 А 1793 ГК 11909242
Тессера свинцовая, оборотная сторона, конец V–IV вв. до н.э. Хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория». ФМ-КП 47 А 1793 ГК 11909242

Над головой быка процарапано граффито, состоящие из трех греческих букв – ΔΙΠ. Ученые, опубликовавшие находку, предполагают, что данное граффито может быть сокращением от слова Διπόλεια – «Диполии». Находка датируется концом V–IV вв. до н.э.

Диполии – аттический праздник в честь Зевса-Полиэя (Ζεὺς Πολιεύς) – «Градохранителя». Праздник проводился 14-го числа месяца Скирофориона, то есть в конце июня/ начале июля, что по времени совпадало с сезоном молотьбы хлеба в Аттике.

Гирлянды с лентами, которыми украшена голова быка, символизировали, что животное предназначалось для жертвоприношения. Центральной частью Диполий, действительно, являлись так называемые Буфонии (βουφόνια) – праздник заклания быка. Свидетельства, описывающие ритуал жертвоприношения и историю возникновения этого праздника, сохранились у Павсания (Описание Эллады 1, 24, 4; 1, 24, 8), Клавдия Элиана (Пестрые рассказы 8, 3) и Порфирия (De Abstinentia 2. 29–31).

Фрагмент мраморной стелы с изображением терзания графоном быка, IV в. до н.э. Хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория», ФМ-КП 13/5 А 1549 ГК 9180359
Фрагмент мраморной стелы с изображением терзания графоном быка, IV в. до н.э. Хранится в коллекции музея-заповедника «Фанагория», ФМ-КП 13/5 А 1549 ГК 9180359

Сведения, сообщаемые античными авторами, нельзя назвать однородными и исчерпывающими, как правило, приводится следующее обобщенное описание Буфоний: на жертвенник Зевса Полиэя клали в качестве подношения лепешки или злаки, затем к нему подводили заранее подготовленного вола (по другой версии животных было несколько) и когда бык начинал поедать зерно, жрец убивал его и сразу после нанесения удара бежал, после к суду привлекали орудие убийства (нож или топор), пре­да­ва­ли его про­кля­тию и бро­са­ли в море. Шку­ра вола, убийство которо­го оправ­ды­ва­лось тем, что он поел свя­щен­но­го жерт­вен­но­го зер­на, наби­ва­лась сеном, и живот­ное, при­няв­шее преж­ний вид, запря­га­лось в плуг.

Прорисовка рельефного изображения жертвенного быка на постаменте Савромата II (источник изображения: Кузнецов В.Д. Новые надписи из Фанагории // ВДИ. 2006. № 1. С 167.)
Прорисовка рельефного изображения жертвенного быка на постаменте Савромата II (источник изображения: Кузнецов В.Д. Новые надписи из Фанагории // ВДИ. 2006. № 1. С 167.)

Действия, разыгрываемые во время Буфоний/Диполий, несколько отличаются от привычного понимания обряда жертвоприношения. К сожалению, в академической среде нет четко сформулированного единого мнения относительно всех деталей обряда Буфоний. С одной стороны, некоторые ученые считают, что в Буфониях можно видеть отголоски тотемизма. В таком случае бык представляет собой тотем/священное животное, связанное с людьми родственными узами. Согласно другой версии, бык представляет воплощение духа нивы/божества злаков, церемониальное поедание мяса которого также имеет определенное значение. Этой теме посвящены отдельные исследования. Единственное, в чем можно быть уверенными наверняка, по мнению ученых, это то, что Буфонии/Диполии связаны с аграрными культами и, по всей видимости, имеют очень древнее происхождение.

Также считается, что с течением времени этот праздник начал восприниматься эллинами пережитком прошлого. Так, например в комедии Аристофана «Облака» он в шутливом ключе сравнивается со старомодной привычкой носить длинные волосы, которые закалывали булавкой в виде кузнечика. Однако точные данные для того чтобы утверждать, прерывалась ли традиция празднования этого праздника или нет, отсутствуют.

Аристофан «Облака» 884–885
Ста­ри­ков­ская чушь! Дипо­лидо­ва рвань! Золотые куз­не­чи­ки дедов!
Завы­ва­нья Кидида, Буфо­ний базар! (Перевод Адр. Пиотровского.)

Диполии были широко известны в античности, надписи из других уголков греческого мира показывают, что культ Зевса Полиэя был распространен не только в Афинах, но и на Кипре, Иосе, Родосе, и, как показывает находка из Фанагории, даже в Северном Причерноморье.