Создание бизнеса - это невероятное приключение с резкими поворотами сюжета. Всеми нами движет надежда на Happy End в конце, но до Точки Б предстоит длинный и опасный путь.
Однажды я решил начать проект со знакомым, в которого я верил как в опытного предпринимателя. Я покусился на тот образ, который он создавал в своих соцсетях: роскошная жизнь, путешествия и тд и тп.
Казалось всё будет просто, каждый занимается своими делами. Он - руководством и набором кадров, а также выступает в качестве ментора - идейной поддержки. А я в качестве разработчика и маркетолога.
Мы стали набирать разработчиков, а также бизнес-консультантов. Каждый в команде был невероятным специалистом с мощным послужным списком, что могло пойти не так?
Со временем оказалось, что я единственный в команде задаюсь вопросами откуда у нас возьмутся клиенты. Оказалось, что у остальных было мнение, что десятки, сотни тысяч клиентов просто... придут сами. И сами принесут нам деньги.
Мы уже несли расходы и они были не малые. Надо было оплачивать инфраструктуру и бизнес-консультантов, которые, как по мне, постоянно простаивали, так как вопросы к ним появлялись пару раз в неделю и не более.
Мы сжигали собственные деньги, писали код, которого конца и края не было. Оказалось, что радужное ожидание "ну за месяц продукт сделаем, за еще месяц весь рынок захватим" - было невероятной наивностью.
Постепенно я начал понимать, что у нас какая-то фундаментальная проблема, которую я не понимаю как объяснить другим. На мое "у нас деньги сгорают, планов никаких особо нет, клиенты неизвестно когда будут" я получал лишь:
- "ну, понимаешь, у тебя просто нет опыта в бизнесе. сжигать деньги это нормально, если хочешь зарабатывать, надо много тратить".
Это шло вразрез с моими принципами экономии, я всегда считал, что бизнес должен быть не капиталоемким, чтобы можно было создать минимальный продукт без затрат и начать привлекать клиентов.
Прошло более года, прежде чем команда окончательно распалась. Все потратили колоссально много денег, времени и психологических сил. Я полагаю, что мы обменяли их на огромный опыт. Хоть и ожидания были другими - создать актив, приносящий прибыль.
В чем были наши фундаментальные ошибки?
3. Не продумали бизнес-план на самом старте
Не работает такое, что просто собираетесь с друзьями и решаете создать бизнес. Лояльность между друзьями - хорошо, но надо быть честными друг с другом и определить на старте есть ли конкретные планы и чем они подкреплены.
У нас были расчеты буквально на пальцах, мы опирались на слухи, а размер рынка определяли предположениями.
В бизнесе не бывает такого что "если, когда, возможно, допустим" - любое гадание пальцем в небо - это сразу провал. Если к инвестору пойдешь с такими гаданиями, денег он ни за что не даст, инвестор не глуп.
😀 Потому что все глупые инвесторы деньги уже потеряли, остались только умные.
Про бизнес-планы есть отличная книжка, которая всё раскладывает по полочкам. Если захочешь, могу ее подсказать в лс.
Наличие бизнес-плана - это просто гигантский плюс к уверенности в проекте, к спокойствию в работе, а также к возможность найти инвесторов.
2. Излишне доверяли тем, кто называет себя специалистами
Надо понять такую фундаментальную вещь, что каждый человек ищет способы как можно выгоднее позиционировать себя. Для этого он использует любые рабочие инструменты: завышение ожиданий, ложь, манипуляции, выставление себя в выгодном свете.
Как говорит Брайен Трейси, это не зло, просто надо быть к такому готовым. Надо допускать, что люди могут себя так вести и это будет в самый удобный для них момент, чтобы добиться своего.
1. Попали в ловушку "специалиста"
Это самая-самая огромная проблема. Специалист будет аппелировать к своему авторитету и к своему опыту, согласно которому делать надо всё так как он сказал, а не иначе. И не важно, что это может нарушать здравый смысл?
У меня волосы дыбом на голове стояли, когда я понимал, что клиентов мы еще несколько лет не увидим, а уже сейчас нужны огромные затраты, просто потому что бизнес-консультанты продавили нам уверенность, что надо сразу делать громоздкую систему, готовую к обслуживанию сотен тысяч активных клиентов.
Но откуда им взяться в один миг? Способность бизнеса обслуживать большое число клиентов надо повышать постепенно, а не моментально.
Тебе не нужен космический крейсер, если твоя задача перебраться на другую сторону реки. Порой для этого хватит деревянной лодки.
Это пока моя первая статья, в которой я поделился частичкой своего опыта. Подпишись, если тебя интересует тема создания своего бизнеса, программирования или маркетинга.
Кстати, если тебе понадобится разработчик или маркетолог, всегда можешь обратиться ко мне. Посмотри мои последние работы в портфолио.