Найти тему

Памятники прошлого и замечательные люди - обитатели старинного села Речицы

Широко и живописно - во все стороны света - раскинулось наше Подмосковье. И всё-таки сколько раз его не объезжай из стороны в сторону, хоть исколеси его вдоль и поперёк, его внушительный километраж не даст исчерпывающего или хотя бы достаточно полного представления о том, что являет собой Подмосковье. Почему так происходит? Всякий наш визит в Подмосковье - это не только путешествие в пространстве, но и путешествие во времени. Подмосковье хранит культурную память о минувшем. А оно походит неисчерпаемый колодец. Узнавая одни факты, мы позднее узнаём другие и вскоре убеждаемся, что предмет нашего познания, в сущности, неисчерпаем, а наши представления о нём заведомо фрагментарны. Об одном из таких уголков Подмосковья, таящих сладостные фрагменты или следы минувшего, мы и поговорим.

Моя сегодняшняя статья посвящена подмосковному старинному селу Речицы и его достопримечательностям. Расположено это село в Раменском районе, недалеко от посёлка Гжели. Само село названо в четь речушки, которая протекала на территории Речицы. В наше время эта речушка имеет другое название - Чичера, что в переводе со славянского означает - ручей, речка. Доехать до него достаточно легко, нужно добраться до автостанции, расположенной рядом со станцией метро Котельники, и сесть на 325 автобус, который довезет Вас до села Речицы.

Как и любой населённый пункт, село имеет свою историю. Впервые это место упоминается в газете Ведомости в 1744 году как деревня дворцовой Гжельской волости. В этом же номере ведомостей рассказывается о залежах гжельской глины, собственником которых был купец Афанасий Кириллович Гребенщиков, владелец первой керамической фабрики. В то время в деревне насчитывалось всего ли 98 дворов. Но благодаря своему выгодному географическому положению и возникновению местных предприятий связанных с майоликой и керамикой, Речицы постепенно превратились в торгово-промышленный центр. В конце XIX столетия в Речицах уже работало несколько майоликовых предприятий, принадлежавших местным крестьянам - Петру Васильеву, Филату Иванову, Матвею Фёдорову, Василию Дмитриеву. А в 20 годах XIX столетия количество предприятий увеличилось до 36 и многие прежние владельцы к тому времени успели открыть по два завода в Речицах. Самым известным предприятием того времени стал фаянсовый завод братьев Фёдора и Петра Николаевичей Тереховых. Позже Тереховы наладили выпуск фарфоровой посуды. В начале 30-х годов XIX столетия партнёром братьев Тереховых стал мастер Афанасий Леонтьевич Киселёв. Благодаря усилиям и глубоким профессиональным знаниям, деловой хватке Афанасия Киселёва завод прославился качественным тонким фарфором и даже начал соперничать со знаменитым императорским фарфоровым заводом в Северной столице. Нужно отметить, что значительно расширился ассортимент местной продукции. Кроме фарфорового сервиза выпускали фигурки жанровых сцен, вазы. Аристократы с удовольствием приобретали золоченные, красочные сервизы с рокайльным орнаментом в виде картушей и букетов цветов. Уровень предприятия достиг такой высоты, что братья Тереховы и Киселёв стали поставщиками императорского двора. В 1831 году по приказу Николая Первого братьев Тереховых и Афанасия Киселёва наградили серебряной медалью и парадными кафтанами.

У каждого предприятия своя судьба . Одни заведения переходили по наследству и процветали, а другие предприятия разорялись и закрывались. Печальная судьба постигла дело братьев Тереховых и Киселёва. Успех этого дела был не долгим. В 1856-м году Афанасий Киселёв принял решение выйти из дела и основать свое производство, которое просуществовало до 60-х годов XIX столетия. А завод Тереховых пришел, к сожалению, в упадок. История его такова. После смерти Федора Николаевича Терехова компанией руководил ее младший брат. После его ухода в мир иной владелицей предприятия стала его вдова Наталья Ивановна Терехова. Затем фарфоровый завод унаследовал ее зять Иван Гулин. Через 6 лет бывшая компания братьев Тереховых и Афанасия Киселева прекратила своё существование. Но существует пословица: « Свято место пусто не бывает». В 1858 году местный житель Михаил Матвеевич Куринов в Речицах основал свой фарфоровый завод. Предприятие Куринова не только повторило былой успех фарфорового дела в Речицах, но и дожило до наших времен. После ухода Михаила Матвеевича дело унаследовал его сын Михаил Михайлович. Последним владельцем предприятия стал внук основателя местного завода Максим Михайлович Куринов.

После Октябрьской революции 1917 года компания была национализирована. Из истории предприятия известно, что фирменным знаком предприятия в настоящее время является пчела-символ фарфорового завода прежних владельцев Куриновых.

Кроме местного фарфоровой завода в Речицах есть церковь Вознесения Господня. До строительства церкви Воскресения Господня деревня Речицы принадлежала приходу Георгиевской церкви села Игнатьева. По воспоминаниям современников это был огромный богатый приход с деревянной церковью. История церкви Воскресения Господня началась с того, что жители села Игнатьевка и священнослужители приняли решение на месте старой деревяной церкви построить новую каменную. Летом 1837 года жители Игнатьева вместе со священнослужителями подали прошение на строительство новой каменной церкви с колокольней во имя Вознесения Христова и с двумя пределами : Святого Великомученика Георгия и Святой Параскевы Великомученицы на сумму церковными рублями 50 тысяч ассигнациями. В это прошении участвовали местные священники Иоаков Иванов, священник Семён Харитонов, диакон Пётр Фёдоров и пономарь Михаил Тимофеев. В мае 1838 года Московская Духовная консистория подписала резолюцию, где было дано разрешение на строительство в нового храма в селе Игнатьевка. Уже была составлена новая смета на строительство каменной церкви в размере 126503 рубля 25 копеек, но крестьяне Речицы и других прилежащих деревень оказалась против строительства церкви в селе Игнатьевка. Они считали, что лучше всего каменную церковь построить на Касимовском тракте между Речицы и Новохаритоновой, а деревянную старую церковь оставить кладбищенской, так ка при ней с давних времён существовал погост. Священники выразили несогласие со строительством церкви на Касимовском тракте, так как считали, что новая церковь будет расположена на большом расстоянии от некоторых населённых пунктов. Невзирая на все аргументы игнатьевских священников, Московская Духовная консистория приняла сторону жителей деревни Речицы. Благодаря богатым купцам и местными крестьянами в 1843 году на строительство храма было собрана сумма в размере 6212 рублей серебром. Храм был построен в 1859 году по проекту архитектора Константина Тона. Изначально планировалось поставить малые купола вокруг главного купола на четырёх столбах. Но план строительства пришлось изменить в связи с нехваткой финансов. Из-за денежных проблем храм пришлось постепенно достраивать и освящать. В 1860 году прошло освящение Главного предела в честь Вознесения Христова, а через 6 лет освятили вторые пределы в честь Казанской Божией Матери и во имя Святого Григория Победоносца. В связи со строительством храма деревня Речицы получила статус села. В конце XIX столетия село достигло наивысшего пика расцвета. На территории Речицы были построены начальное училище и земская больница.

Перед самой Октябрьской революцией Речицы считались самым крупным селом в округе, всего насчитывалось 1400 жителя. После октябрьской революцией старообрядческое кладбище было уничтожено. В конце 1940-х годов храм планировали закрыть, но благодаря местному настоятелю, отцу Иоанну местным жителям удалось отстоять храм. В 1980-х годах в храме была отреставрирована роспись алтаря. В конце 1990-х годах была восставлена колокольня, пострадавшая во время небольшого пожара возникшего в результате удара молнии в 1947 году. До наших дней в храме сохранились резной липовый иконостас, и Чудотворная Икона Иерусалимской Божьей Матери. Если верить местной легенде, то именно эта икона спасла жителей Речицы от эпидемии холеры, которая вспыхнула в этих местах в 1848 году.

Посещая Речицы, мы можем вздохнуть, вспомнив слова Лермонтова, сказанные поэтом по другому поводу: «Да, были люди в наше время!». Архитектурные сооружения села Речицы не могут не напомнить нам о судьбах людей, наших соотечественников, которые некогда населяли этот чудесный край.

В Речицах мы ощущаем перекличку эпох, а значит, и возможность молчаливо общаться с нашими соотечественниками, приникать душою к минувшему, черпать внутренние силы из неисчерпаемого ист

очника.