Найти в Дзене
Т-34

Память о комиссаре Железняке: «Такой странный вечер в узком семейном кругу»

О Великой Отечественной войне можно рассказывать бесконечно. И по-разному. И это разное в равной мере может быть захватывающе интересным, давать щедрую пищу уму и сердцу.

В конце мая 1985 года на советском телевидении состоялась премьера телеспектакля «Такой странный вечер в узком семейном кругу», основанном на реальных событиях. Смотрится спектакль как увлекательный детектив, где необычное расследование своего прошлого ведёт сама героиня, бывшая радистка партизанского соединения в годы Великой Отечественной, а её встречи с друзьями в Чехословакии на бывших конспиративных квартирах выстроены как ряд живописных, сочных новелл о людях, которых общая борьба подружила на всю жизнь.

Какая же фактическая основа у телеспектакля, кому из советских разведчиков по инициативе жителей горного района Чехословакии поставлен памятник в селе Шерковице близ Брно, какова судьба его радистки Дины?

-2

Об этом рассказал корреспонденту В. Федотову автор сценария киевского драматурга М. Гараева.

Осенью 1944 года командование 1-го Украинского фронта забросило в тыл врага несколько наших групп, которые действовали совместно с подпольщиками и партизанами Чехословакии. Комиссаром одной из групп был 22-летний Леонид Железняк, его радисткой — 18-летняя Дина Шаповалова. Железняк, родом из Закарпатья, хорошо знал немецкий язык и еще пять иностранных языков, нередко уходил в разведку в эсэсовской форме, всегда добывал богатые сведется. Дерзко, умело действовала и его группа, не раз выручая местных патриотов. Данные разведки немедленно передавались по рации прямо с явок, с чердаков, сеновалов. И вот в апреле 45-го гестапо схватило Л. Железняка. Подозрение в предательстве неожиданно пало на Дину, которую якобы видели арестованной вместе с комиссаром, а потом она оказалась в другом партизанском отряде.

-3

Командир этого отряда не поверил слухам, испытал Дину в ряде опасных операций, где она проявила себя геройски.

Давно закончилась война, а Дину Шаповалову, жившую и работавшую в Киеве, память неизменно возвращала к тем дням, мучило сознание: как окончательно развеять несправедливое подозрение? И вдруг в Киев приехал профессор-историк из Чехословакии Войтех Жампах. Оказывается, он обнаружил в подвалах здания, где находилось гестапо, предсмертные письма Железняка. Два адресованы Родине, одно — Дине. Какой Дине, кто эта женщина, которой храбрый комиссар осмелился объясниться в любви только за два часа до казни? Надежды на успех поиска было немного, но Жампах поехал в Советский Союз. И сумел найти Дину!

Трудно описать, что пережила бывшая радистка, получив десятилетия спустя письмо своего командира... Она поехала в ЧССР, нашла землянку, специально вырытую для нее Железняком, вещественные доказательства своей верности присяге, встретилась и с той женщиной, которую гестапо поначалу приняло за советскую радистку. Незабываемыми были встречи с соратниками по борьбе из братской страны. К подножию памятника Железняку возложила от себя металлический венок — чтобы на многие, многие годы...

-4

Необычна история создания памятника. У чешского скульптора не было портрета героя. Тогда местные жители «надиктовали» его художнику. А первую фотографию Железняка юные следопыты нашли после Победы в руинах его дома: в старой печурке была спрятана стеклянная банка с комсомольским билетом Леонида. Родное село Железняка Деревок, что в Волынской области, фашисты сожгли, жителей, в том числе и всю семью Леонида, расстреляли за связь с партизанами. Сам будущий комиссар в это время сражался в партизанском отряде в Закарпатье, затем действовал вместе с патриотами Польши, Чехословакии, в глубоком вражеском тылу.

-5

Вот о какой малоизвестной, трагической и вместе с тем героической страничке минувшей войны рассказал нам новый телеспектакль.

В. ФЕДОТОВ (1985)