Найти тему

Хумай - птица счастья. Чёрная и Белая Хумай.

Куколка сотворена по МК Лилии Тагировой.

Куклы Лилии Тагировой | Дзен

В мифологии предков башкир необыкновенной красоты и мудрости дева-лебедь Хумай - это солярное божество , дочь солнца, повелительница страны птиц и супруга героя-первопредка и демиурга Урала. Ее сестра Айхылу (Лунная красавица) является дочерью Луны, девой-уткой, супругой владыки подводного мира Шульгана.

По МК Лилии Тагировой.
По МК Лилии Тагировой.

Центральное место в эпическом сказании «Урал батыр» занимает

Хумай, которая выступает в роли птицы-лебедя, владычицы птичьего царства, обладающей даром перевоплощения.

Хумай-лебедь - божественная птица. Она не только дочь Солнца и солярного божества Самрау, но и сама является воплощением солнца.

"....Царя, чье имя Самрау,

Дочь я, зовут меня Хумай;

Если златые волосы распущу,

Лучами страну заполню.

Днем на землю лучи распускаю,

Ночью свет луне я дарю..."

-2

Эта мифологическая птица, называемая Хума, Хумай на персидском языке, Кумай и Хума на турецком языке, является третьим по значимости мотивом доисламских народных верований после Древа жизни и живой воды.

Из-за некоторых общих черт ее нередко путают с другими легендарными птицами, такими как Симург, Анка, Гаруда, Какнус и Феникс. Главная особенность, отличающая ее от других, заключается в том, что это птица Рая, в преданиях также тесно связанная с государством и властью. Из этого же вытекает представления о ней как о птице счастья и процветания. Считается, что она летает между семью небесами, небесными сферами и знаками зодиака .

-3

У Хумай нет ног, так как она никогда не опускается на землю, но иногда приближается к ней на 40 локтей, и если ее тень упадет на кого-то, если птица приземлится на чью-то голову или испачкает кого-то, тот человек станет либо правителем, либо очень богатым. Хумай откладывает яйца в воздухе и там же высиживает птенцов. Она не причиняет вреда ни одной птице, прячет своих птенцов под крыльями в случае опасности, а тот, кто убьет ее, умрет в течение сорока дней.

В башкирском эпосе, наряду с многовековой мудростью и чаяниями народа, отразились представления об идеале женской красоты .В описании дочери Солнца - Хумай отражены представления и идеалы о невиданной красоте и неотразимости.

"....Необъятная, как водопад,

Сбросишь вниз – упадет до пят,

Монетами унизана вся

Ниспадающая коса;

Черных глаз обжигающий взор

Сквозь ресницы смотрит в упор;

Над глазами парящие брови

Улыбаются с любовью.

А упругая грудь налитая,

Словно волна речная, играет;

Стан ее тонкий, как у пчелы

Своей подвижностью удивляет;

Голос будто давно знаком –

Переливается серебром...."

Таким образом, в обрядовом фольклоре сохранены следы культового почитания красоты как имеющей в древности особое правовое значение и потому, силу и влияние.

-4

Хумай как мифическая женщина, в архетипе своем содержит магию превращений и привязанности к месту, пространству и времени. Она навсегда осталась в облике птицы и покинула страну. Лишь спустя много лет, соскучившись по мужу, она прилетела на Урал, вывела птенцов, и тогда размножилось от нее лебединое племя . Более того, сказав, что «там спокойная страна», Хумай привела туда других птиц, и с тех пор Урал стал благодатным краем, полным дичи, птиц, животных». Иными словами, в эпосе «Урал батыр» Хумай выступает как родоначальница лебединого племени.

У башкир издавна существовал культ птиц. Птицы считались священными и неприкосновенными. В эпосе «Урал-батыр» можно проследить мотив поклонения лебедям. Девушка-лебедь Хумай, дочь Самрау - повелителя птиц и Солнца - стала родоначальницей племени белых лебедей на Урале, и бытует понятие, что все лебеди - потомки небесного божества Хумай.

-5

Еще одно проявление красоты Хумай содержит эпизод рождения сына Иделя. Материнство мифологической женщины имеет глобальное значение в мироустройстве. Именно с ней, с ее величием связывается продолжение рода человеческого на Урале: «от батыра батыр родится, поколение таких сыновей всесильным будет в стране своей». Хумай – мать Иделя, главной реки Башкортостана, полноводной, сильной. Таким образом, осознается магическое и божественное происхождение реки

, олицетворяющей единство мужского и женского начал.

Хумай - воительница и храбрая защитница своего пространства. Так обобщается идея красоты как знаковой силы во имя защиты добродетели и покровительства.

В тексте эпоса воспроизводится архетип женщины-повелительницы, покровительницы и царицы.

-6

Божество Хумай в разных вариантах (Умай, Убай, Ымай, Май, Юмо) широко распространено в фольклоре, языке не только тюрко-монгольских народов, но и финно-угорских, ираноязычных народов и имеет древнее происхождение. Божество Умай, связанный с культом плодородия и покровительницы детей, встречается в киргизском эпосе «Манас» . Связь с материнским началом хорошо прослеживается и на материале монгольского языка и фольклора. Так, в монгольском языке термин умай известен в значении «утроба матери», «матка», а в эпосе Чингис-хан называется сыном самой Умай, чрево которой воспевается как золотое .

В башкирском эпическом сказании «Урал батыр» Хумай – мифическая дева- птица, жена Урал-батыра, покровительница людей и птиц - образа женщины-матери.

-7

Мифологическая мать вездесуща: Хумай проникает в подводную, подземную, земную и небесную сферы, она могучее божество, соединяет неразделимость идеи Матери страны и народа и соединяет миры Нави,Яви и Прави.. Установлено, что образ Хумай - это «женщина покровительница мира», «женщина избранница и верная спутница», «женщина-Мать».

-8

Специфика эпической Женщины заключается в том, что она воплощает народные идеалы не только красоты, материнства, но и смелой защитницы родной страны, народа. В ее облике обобщаются представления башкир о высоком статусе женщины - храброй воительницы и покровительницы побед в справедливой борьбе.

Хумай у башкир - покровительница домашнего очага и скота. Она олицетворяет женское земное начало и плодородие.Ее образ тесно связан с миром птиц. Нагрудные и наспинные украшения башкирских женщин, а также головные уборы, украшались монетами, имитирующими перьевой покров птиц.

Богиня плодородия как универсальное женское божество выступала в роли хозяйки гор, покровительницы охотников, диких зверей, детей и материнства.

-9

Зафиксированы две разновидности божества Белая и Черная Хумай - одна дает жизнь, а другая ее отнимает.

Белая Хумай и Черная Хумай -

одна дает душу, другая забирает душу.

-10

Все озера Башкирии связаны подземными реками…Озеро является входом в подземный мир из мира людей. Это свойство самой воды – отражение, удвоение, поэтому и у меня будет две Хумай - Черная и Белая, как половинки одного целого....

-11