Найти тему
Ник. Бельков

Ну, Голикова, ну, Голикова и Христенко, под стать

После того, как депутаты уже утвердили всех оптом членов нового правительства, лично мне не дает покоя вопрос, а кто же такая Татьяна Голикова. Если прислушаться к мнению читателей и откликам от работы медицины и социалки, то получается, что нет в правительстве человека более нелюбимей и не эффективней, чем вице-премьер Татьяна Голикова.

Татьяна Алексеевна Голикова

Она раз за разом остаётся в правительстве и все время поднимается по карьерной лестнице. Что видит в ней Президент такого, чего не видим мы. Скорее всего оно находится в самой, Татьяна Алексеевна себя сделала сама, от начала и до конца. В мире больших амбиций, столкновений, денег и власти, она не только не уступила многим мужчинам, но и превзошла большинство из них.

Татьяна Голикова религиозна, регулярно посещает церковь и соблюдает посты. Вместе с мужем организовала благотворительный фонд по восстановлению Старицкого Свято-Успенского монастыря, любит готовить, особенно ей удаются супы, придерживается раздельного питания.

Собственных детей не имеет, хотя хорошо ладит с детьми мужа, фантастически работоспособна, может работать без перерывов по 16 часов, за что получила прозвище, «Трудоголикова". Работу Минфина, где она раньше работала знает лучше, чем Кудрин с Силуановым, под руководством которых работала там.

При Викторе Зубкове Татьяна Алексеевна стала самостоятельной и видной фигурой, заняв пост министра здравоохранения и социального развития. Это было в далёком 2007 году. Кстати, предложение возглавить министерство она получила напрямую от В. Путина. Можно сказать, что начала работать под его кураторством.

Её шедеврами на этом посту были пенсионная реформа, внедрение системы регулирования цен на лекарства, начало переоснащения современным оборудованием государственных медицинских центров, реформирование системы здравоохранения и формирования системы контроля за расходованием средств на медицину.

С ней связаны и два скандала, когда была вскрыта схема завышения стоимости импортных томографов. Общая сумма ущерба государству составила 7,5 миллиардов рублей. Главный скандал, когда её обвинили в лоббировании и продвижение препарата арбидол компании "Фармстандарт" и бездействии в распространении кодеиносодержащих препаратов, используемых для изготовления так называемого "крокодила". Из обоих скандалов она вышла без особых потерь и обвинений.

Затем она перешла работать в Счетную палату, где во время её работы было проведено более 1,5 тысяч проверок, вскрыты крупные хищения на строительстве космодрома "Восточный" на 13 миллиардов рублей. Общее количество нарушений, выявленных в результате проверок, свыше 11 тысяч на сумму 3,9 трлн. рублей и заведено 128 уголовных дел по результатам проверок.

Затем Госдума утверждает Голикову на пост вице-премьера по социальным вопросам в правительстве Медведева. На тот момент Голикова была самой узнаваемой фигурой в правительстве с самым высоким рейтингом доверия, что удивительно.

Медведев уходит в отставку, приходит Мишустин, а Татьяна Голикова снова сохраняет позицию вице-премьера по социальным вопросам, начался непростой период, мир охватила пандемия Covid-19. Но Татьяна Алексеевна, по долгу службы, была в первых рядах борьбы с ним.

Она привилась экспериментальной вакциной "ЭпиВакКорона" на стадии клинических испытаний, даже доложила об этом президенту, как о том, что отсутствуют каике-либо побочные испытания от вакцины. Железная женщина, а многие сегодня страдают от побочных эффектов той не эффективной вакцины, о чем уже признала собственная медицина, но ковид был повержен.

-2

Виктор Христенко

Не уступает хваткой своей жене и муж Татьяны Голиковой, Виктор Христенко. Он занимался одним из самых тяжелых видов деятельности в правительстве с 90 годов, управлением в "ручном режиме" в сферах, где регулярное управление на основе процедур и регламентов было невозможным, и надо было постоянно урегулировать столкновения интересов.

Борьба регионов за федеральную помощь, именуемая "межбюджетными отношениями", функционирование естественных монополий и их взаимодействие с подавляемыми их клиентами, доступ нефтяников к экспортным трубопроводам, отраслевое развитие. Перечень можно продолжать и почти везде Христенко, не вступая в лишние конфликты, делал необходимую, но непривлекательную работу.

В 1993 Христенко стал одним из основателей Союза промышленников и предпринимателей индустриальной Челябинской области, ставшего не только деловым, но и политическим объединением. В следующем году вошел в совет по промышленной политике и предпринимательству при правительстве России.

В 1996 году Христенко в качестве доверенного лица Ельцина возглавил его областной избирательный штаб, добился заметного в масштабах страны успеха, хотя сегодня мы знаем о масштабах фальсификаций и о том, что на деле тогда Ельцин проиграл Зюганову.

Управленческим успехом Христенко стало то, что под его руководством "партия власти" впервые добилась перевеса в областных СМИ. Несмотря на демократические традиции области, все районные и большинство городских газет были поставлены под жесткий контроль, было обеспечено благожелательное отношение к Ельцину всех коммерческих телестудий и радиостанций.

Бесплатная газета выходила тиражом полмиллиона экземпляров. В результате выборы Ельцина стали первой в области успешной кампанией "партии власти"; Христенко был замечен Чубайсом.

Достигнутый результат грех было не закрепить, Христенко возглавил областную комиссию по телевидению и радиовещанию, а после собрался уйти в бизнес, но тут позвали в Москву, как универсального менеджера команды реформаторов

После формирования "правительства молодых реформаторов" , где первыми вице-премьерами стали Чубайс и Немцов, Ельцин назначил Христенко своим представителем в Челябинской области. Через месяц съезд партии "Наш дом — Россия" утвердил его членом политсовета, а после он стал заместителем министра финансов Задорнова.

Заниматься пришлось самыми разными проблемами, он участвовал в переговорах о транзите каспийской нефти по территории Чечни и подписал договор между правительством России и тогдашним руководством Чечни.

После Христенко "перескочил через ступеньку», из замминистра стал заместителем назначенного премьером Кириенко. Поскольку он показал себя хорошим управленцем, его полномочия были неограниченны, это экономические реформы, финансовый сектор, промышленная политика, торговля, экономическая безопасность, льготное кредитование АПК, управление госсобственностью, банкротства, доходы бюджета, внешний и внутренний долг, иностранные кредиты, развитие регионов и местное самоуправление, но полномочия Христенко были лишь прикрытием реальных переговорщиков, на деле всем заправляли Гайдар и Чубайс.

В правительства Кириенко он стал образцом того, как в неблагоприятных обстоятельствах, не имея возможности выполнить порученные функции, находясь в среде ведущих страну к катастрофе неудачников, можно хорошо делать свое дело, Христенко сосредоточился на главном, помощи регионам.

Он был назначен главой спецкомиссии при Совбезе по урегулированию на Северном Кавказе и включен в Совет по местному самоуправлению. А на следующий день стал заместителем руководителя Временной чрезвычайной комиссии по пополнению бюджета.

-3

счастливые жена и муж

После дефолта Христенко вместе с правительством Кириенко был отправлен в отставку, но уже через день, при Черномырдине как исполняющем обязанности премьера, вновь назначен исполняющим обязанности вице-премьера до создания нового правительства. Снова отставка и через месяц Примаков вернул его на место замминистра финансов. Правда, помимо межбюджетных отношений ему пришлось заняться новой для него разработкой проекта федерального бюджета.

Тогда Христенко проявил хладнокровие, разумность и работоспособность, и уже через месяц стал исполнять обязанности статс-секретаря — первого заместителя министра финансов. Это было естественным результатом его работы, он и министр финансов Задорнов подготовили хороший проект бюджета.

После отставки правительства Примакова его хотели сделать министром финансов, но в итоге он стал первым вице-премьером в правительстве С. Степашина; другим первым вице-премьером стал назначенный чуть ранее Н. Аксененко. С. Степашин и Н. Аксененко стали бороться за будущее президентство, а Христенко, как всегда, спокойно и методично занимался рутинной работой.

При этом он помогал С. Степашину в его противостоянии с Н. Аксененко, который как преемник Ельцина не подходил Чубайсу, ни всему либеральному клану. Затем Христенко становится первым заместителем руководителя Экономического совета при правительстве, а после членом Совета безопасности.

Отставка правительства Степашина на него не повлияла, он стал первым замом В. Путина и в родной Челябинской области возглавил его предвыборный штаб. После выборов Христенко стал отвечать за межбюджетные отношения, региональную политику, естественные монополии и финансово-экономический блок в части урегулирования конкретных хозяйственных вопросов: "топливный баланс, улаживание разборок Вяхирева с Чубайсом, Чубайса с Адамовым, нефтяников друг с другом и опять с Чубайсом, проявляя мастерство исполнителя.

Главное, зная свою цель, Христенко не навязывал ее и не шел напролом. Он знал, что решение должно быть балансом значимых интересов, иначе его не выполнят. Поэтому при урегулировании конфликтов он давал сторонам выговориться, привести и раскрыть свои аргументы, а уже потом принимал решение, максимально учитывавшее интересы присутствовавших.

В этих долгих мучительных процедурах Христенко оставался бодрым и заинтересованно внимательным. Компетентность поразительно сочеталась в нем с корректностью, даже выслушивая самые дикие утверждения, он не срывался и ставил людей на место, лишь когда это было категорически необходимо.

Так, Христенко занимался реформой электроэнергетики, продавливаемой Чубайсом, урегулировал в основном второстепенные вопросы в рамках общей идеи реформы, а также интересами фондовых спекулянтов и инвесторов. Единый технологический комплекс расчленялся по вечной формуле либеральных реформаторов: "приватизация прибылей и национализация убытков". Падение надежности, рост издержек и произвола монополий, превращающие электроэнергетику в тормоз развития, никого из реформаторов, похоже, не волновали.

Межбюджетные отношения, это одна из самых болезненных сфер госуправления. Специфика регионов затрудняет их сопоставление; помощь им разнородна и разнопланова, а региональные элиты жестоко воюют за нее. Либеральная политика почти исключает возможность самостоятельного развития регионов, поэтому почти все они нуждаются в помощи.

Христенко взялся за формализацию межбюджетных отношений на научной основе. Наукообразные формулы скрывали дикий произвол и игнорирование реальности. Поскольку формулы составляли люди, далекие от математики и статистики, они не интересовались погрешностями расчета показателей и их взаимным усилением.

В результате по большинству регионов погрешность расчетов превышала 50%, а по части и 100%, то есть выделяемая сумма могла быть как ненужной, так и составлять половину необходимого. Зато Христенко, создавший эту систему, защитил диссертацию.

Затем Христенко становится министром промышленности и энергетики, прославившись, как "фабрика отраслевых стратегий", где за первые же два года их было подготовлено 15, все они были долгосрочными, исполнение их было сомнительным даже в момент их разработки, но они обеспечивали хороший пиар и освоение значительных объемов средств.

Далее президент Медведев назначил Христенко своим спецпредставителем по изменению Таможенного союза. Вопросы интеграции не были Христенко в новинку, он становится председателем коллегии Евразийской экономической комиссии. Преобразование Таможенного союза в Евразийский экономический с его последующим расширением на Киргизию и Армению связано с его именем.

Христенко — едва ли не идеал исполнителя высшего уровня, не забывающий о себе, но четко исполняющий волю руководства. Принадлежность этого руководства к либеральному клану и принятие им либеральной парадигмы обеспечили ему исключительное аппаратное долголетие, а стране, исключительную разрушительность части преобразований, в которых он участвовал.

Богатства же его семьи позволяют предположить, что общество еще узнает много интересного, а возможно, и страшного о "челябинском клане" Христенко и про сумасшедшие миллиарды вице-премьера Голиковой. Что-то уже раскрыто следствием Белоусова, просто подождем.

Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.