75K подписчиков

Жестокие люди. Суровая реальность деревни

2,9K прочитали

— Кушай, Сереженька, котлетки! Настоящие, домашние, у вас в городе таких и не найти. Правда, вкусно?

Людмила хлопотала вокруг внука, подкладывая ему котлетку порумяней. Редко дочка с внуком приезжают, так хоть побаловать деревенской едой.

— Ага, баба, вкусно. А из чего они?

— Так из свининки, солнышко. Поросяток помнишь, которых мы весной купили, ты еще с ними играл? Так вот они выросли за лето, мы их и закололи. Теперь на всю зиму мясо хватит.

Мальчик лет пяти распахнул глазенки, скуксил губы и зарыдал. В комнату вбежала его мать Светлана и стала утешать ребенка.

— Что случилось, зайка?

— Бабушка сказала, что котлеты из поросёнков! А они такие были маленькие, я с ними играл. Назвал их Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. А теперь они в котлетах…– рыдал малыш.

Девушка взглянула на свою мать и резко сказала.

— Ну, спасибо, мама. Сережа только нормально есть начал, я два года билась, чтобы он мясо есть стал, чем только его не маскировала, а ты со своей правдой деревенской всё испортила! Жестокая ты, могла бы как-то по-другому сказать.

— А я чо? Я ничо! Шибко вы в городе нежные стали. Мясо вам надо, а из чего оно – помалкивай?

Девушка только рукой махнула и унесла ребенка в другую комнату утешать. Долго еще оттуда доносились всхлипы малыша.

А Людмила сидела и думала, что за жизнь такая пошла, что ей теперь стыдиться приходится своих слов. И ведь ничего плохого она не сказала. Сама же дочка у неё деревенская, с детства знала, откуда котлеты и сало берется, откуда молоко и яйца. Уехала после школы в город и теперь вон, попрекает мать, что та жестокая.

Видать, она нахваталась от свёкров, те же интеллигенция городская! Приезжают в гости к сватам в деревню и видят загородную жизнь в радужных тонах. Ах, в деревне бабочки-цветочки, свежий воздух и парное молоко! Всё мечтают сами в деревню переехать на пенсии. Говорят: «Мы заведем курочек, чтобы несли нам яички, будет у нас белоснежная козочка, чтобы мы пили молочко на завтрак». Сплошная идиллия!

Художник Вячеслав Палачев
Художник Вячеслав Палачев

А Людмила с мужем Егором смотрят на этих непуганых идиотов и ухмыляются. Они-то знают, что деревня - суровый мир. Сельское хозяйство, особенно животноводство - это жестокий естественный отбор. Выживают сильнейшие!

Людмила с Егором в селе, наверное, единственные, кто скотину еще держит. Многие односельчане уже давно отказались от содержания коров и свиней. И причина часто кроется не в дороговизне кормов или человеческой лени. На самом деле люди стали мягкосердечные, жалостливые! Старое деревенское поколение уже повымерло, а у молодых рука не поднимается убить животинку, которую холил и лелеял, из рук выкармливал, имя давал. Проще купить безымянный кусок мяса в магазине или у соседа, но не видеть страдания животного не самому это животное убивать.

Вот такие двойные стандарты - ради твоего пропитания кто-то всё-таки убил это животное, но ты этого не видел, и вроде как этого не было...

Людмила устало вздохнула и пошла во двор кормить курей. Да, вот такие они деревенские – жестокие люди. Так думает, наверное, дочь. Да не жестокие они вовсе, а огрубевшие. Они просто знают, что без этой черствости сердечной в деревне не прожить. Ну, сдохли пара-тройка цыпушек, денег жалко, а так всё нормально. И рука не дрогнет порося зарезать, и бошку петуху отрубить. Такова жизнь! Для того и держим, чтобы съесть.

И не только убивать приходится скотину. Она и сама мрёт. Ведь в деревне со всеми животными постоянно что-то случается. Так сказать, естественный отбор. Всем известная пословица "Цыплят по осени считают" четко говорит, что за сезон от твоих курочек может ничего не остаться. Коршун унесёт, кошка задерёт, вирус какой-нибудь всё стадо выкосит. И что теперь, над каждой цыпушкой рыдать? Так никакого сердца не хватит.

Деревенское хозяйство - это всегда лотерея с природой! Часто по погибают животные по незнанию хозяев или недогляду, и это может стать серьезным ударом для людей. Как получилось с любимой коровой Зорькой.

Зорька была золотая корова - и добрая, и ласковая, и молока много давала. Люда на неё нарадоваться не могла, но однажды Зорька наелась испорченного силоса на фермерских полях, заболела и сдохла. Уж как Людмила по ней убивалась, ревела, и решила, что больше коров держать не будет. Как будто родной человек умер. Вот и держит теперь только свиней да курей.

Людмила была доброй и сердобольной и по молодости тоже жалела котят, цыплят и прочую живность. Но жить-то как-то надо, есть что-то. Приходилось держать большое хозяйство, и с раннего детства Люда училась обращаться с животными. Старалась к своей скотине относиться по-доброму, но и не привязывалась сильно, чтобы потом сердце не рвать. Никогда не давала имен тем, кого держала на убой, и в день колотья не стояла рядом, не смотрела, только потом уже бегала, помогала, мыла, прибирала, тут же готовила свежее осердие, жарёху...

Деревенские люди не жестокие, не безжалостные, просто они принимают правду жизни, какая она есть, не закрывают глаза на очевидные вещи. Они сами обеспечивают себя продуктами питания, зная все риски и проблемы.

Художник Джордж Марлед
Художник Джордж Марлед

Вот об этом весь день и думала Людмила. А вечером к ней дочь подошла и, пряча глаза, сказала.

- Мам,ты меня прости, что я так резко с тобой. Я с Сережей поговорила, всё ему объяснила, откуда еда наша берется. Давно надо было, а то мы, годские, «пугливые» - сами себя обманываем. Хотим остаться белыми и пушистыми. Хотим мясо есть, а как оно получается - на это глаза закрываем.

Света обняла маму в знак утешения. А потом даже попыталась пошутьть.

- Мы в этом городе какие-то "беззубые" стали, нежные. Ну, а таким «беззубым» и, правда, только овощами питаться…

С вами была Ольга Усачева. Все мои книги можно приобрести в магазинах: ЛитРес Ridero Wildberries

Ссылки на рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь