Найти в Дзене
Мария и мыслята

Как я попала в сумасшедший дом. Часть вторая

Как много интересного в мире сумасшедших! Аккуратными дорожками среди успокоительно шумящих сосен мы идём в музей психиатрической больницы N1. Вот такие великолепные церберы сторожат вход в чертоги сумерек разума. Вообще весь музей выдержан в стиле богатой приемной врача начала XX века. Зеленая лампа, резная мебель, кружевные салфетки и подшивка Медицинского вестника за 1901 год... Изучать историю душевных болезней очень познавательно. На Руси всегда была специфическая этика отношения к таким больным. Во-первых, особо выделялись те, кто вёл себя благочестиво и делал добрые дела. Их почитали за Божьих людей, юродивых да блаженных. И охотно прощали им все нюансы отклоняющегося от нормы поведения. Если какая-то терапия и применялась, то это происходило в монастырях. И в чём она заключалась, помимо поста и молитвы, сказать сейчас сложно. Вторую категорию составляли те, кто бранил Бога да хулил князя. Тут диагноз был однозначным-что всё это козни сатанинские. Таких в лучшем случае, пыт

Фото автора
Фото автора

Как много интересного в мире сумасшедших!

Аккуратными дорожками среди успокоительно шумящих сосен мы идём в музей психиатрической больницы N1.

Фото автора
Фото автора

Вот такие великолепные церберы сторожат вход в чертоги сумерек разума.

Вообще весь музей выдержан в стиле богатой приемной врача начала XX века. Зеленая лампа, резная мебель, кружевные салфетки и подшивка Медицинского вестника за 1901 год...

Фото автора
Фото автора

Изучать историю душевных болезней очень познавательно. На Руси всегда была специфическая этика отношения к таким больным.

Во-первых, особо выделялись те, кто вёл себя благочестиво и делал добрые дела. Их почитали за Божьих людей, юродивых да блаженных. И охотно прощали им все нюансы отклоняющегося от нормы поведения.

Если какая-то терапия и применялась, то это происходило в монастырях. И в чём она заключалась, помимо поста и молитвы, сказать сейчас сложно.

Вторую категорию составляли те, кто бранил Бога да хулил князя. Тут диагноз был однозначным-что всё это козни сатанинские. Таких в лучшем случае, пытались отчитывать в церкви, в худшем-применяли наказания.

В своем уме ты, или не очень-это твое личное дело, а вот в принципиальных для государства вопросах будь любезен быть полностью адекватным!

В любом случае, в России отношение к душевнобольным было намного гуманнее чем в Европе. Только у нас существовало уникальное явление юродства. Были среди юродивых, безусловно, и здоровые люди, принявшие такой подвиг-казаться безумными. Но и многие действительно больные в статусе юродивых были обласканы и утешены народной терапией.

Кому интересно, на эту тему есть много хороших книг. Могу о феномене русского юродства посоветовать исследование С.А. Иванова "Блаженные похабы. Культурная история юродства"  

Так что дерзну предположить, что в русской традиционной этике болезнь психики-это своеобразный элемент нормы. И даже весьма положительный.

Я думаю, в нашей культуре просто норма нормальности шире. Она включает в себя еще и пограничную зону с иными мирами.

Так что если какой англичанин с ангелами беседует, то по нему явно Бедлам плачет; а мы калачика дадим. Тогда он нам еще и расскажет что ему там ангелы поведали. Мы ж такие...

Фото автора. Европейские методы терапии
Фото автора. Европейские методы терапии

В средневековой Европе душевнобольных считали пособниками дьявола, без вариантов и ненужного либерализма.

Основным методом европейского лечения были физические страдания больных. Считалось, что боль очищает рассудок.

Наверное, по принципу той шутки, что пять минут небольшой зубной боли полностью избавляют от самой мучительной душевной.

Фото автора. Европейские методы терапии
Фото автора. Европейские методы терапии

Эффективным методом для европейских больных считалось, например, раскручивание. Больного клали на крутящуюся кровать, которую сильно раскручивали, до тех пор пока человека не начинало тошнить. Считалось, что вместе с рвотой выходит душевная болезнь. Для содержания агрессивных и истеричных были разработаны специальные корзины.

А мы вернемся к истории родной русской психиатрии.

Во времена царствования Петра III и Екатерины II отношение к российским больным изменилось.

Душевные проблемы народа стали делом важным и государством чётко регулируемым.

В 1772 году вышел указ, который гласил, что каждый уезд должен построить больницу для умалишенных на европейский манер.

С этого и началась история отечественных психиатрических лечебниц. Где лечение строилось по государственному стандарту охраны душевного здоровья населения.

Короче, уважаемый подданный, мы теперь империя и твоя личная голова более не твоя проблема. А государственная.

Фото автора
Фото автора

Вопреки пугалкам желтой прессы, никаких жестоких методов лечения в психиатрической больнице №1 никогда не было. Смирительные рубашки не применялись, хотя одна висит как экспонат в уголке музея. Для успокоения буйных обычно применялось обёртывание мокрыми простынями.

Насколько я поняла, суть заключается в следующем. Буйного пациента крепко-накрепко обматывают тёплыми и влажными простынями. Он лежит так себе минут пятнадцать, после чего его разворачивают и обливают холодной водой. Таким образом агрессия пропадает.

А в просвещенной Европе смирительные рубашки применяют до сих пор. Да еще с железными кольцами.

Продолжение будет!

P.S. А для вас пока интересный факт на подумать.

Почему в психиатрической больнице отделения преимущественно смешанные?

Нет, не подумайте ничего неприличного о прогрессивных методах терапии. Палаты, естественно, разделены- мужские и женские, а вот почему коридор и столовая общие?