Пишем просто о сложном
Э. Джензер. Как писать нон-фикшн. МИФ, 2020. — 176 с.
Нет смысла писать публицистическую рецензию на публицистическую книгу как писать публицистику. Ограничусь лишь основными моментами и своим вердиктом: из книги можно многое взять.
Основной посыл, который прослеживается в каждой главе: важно помнить, кто твой читатель. Для этого проведите анализ целевой аудитории, анализ целевого читателя. Это надо сделать обязательно, чтобы понимать, как писать (слог, метафоры, лексика, тон и т.п.). При этом важно помнить, что невозможно писать всем.
Необходимо научиться вести диалог с читателем. Для этого чаще надо вставать на его место и смотреть на свой же текст глазами привередливого и наивного потребителя. Для этого придумали такие понятия как:
— когнитивная эмпатия — умение видеть мир глазами другого человека. Часто слышите «Я понимаю вашу точку зрения»? Если да, ваш собеседник проявляет когнитивную эмпатию (по крайней мере, на словах);
— аффективная эмпатия — умение адекватно отреагировать на эмоциональное состояние собеседника. Например, сказать: «Соболезную вашему горю».
Как можно чаще стоит задавать себе вопросы от имени читателя. Помогает и такой приём: напишите себе письмо от его имени. Может быть, ваш слог слишком сложный для тех, кому вы пишите книгу. Не факт, что то, что вам кажется понятным и простым, является и для читателя доступным.
Второй посыл. Успех вашей книги зависит от читателей, не от вас. Поэтому поймите их запросы. Если есть возможность, поговорите с людьми, которые похожи на вашего идеального читателя. Если нет, попробуйте понять их потребности и интересы.
Нет точного ответа что лучше: охватить широкий спектр тем и проблем либо углубиться в детали. Всё зависит от вашей цели и запросов вашей аудитории. Но: чем больше вглубь, тем меньше аудитория, потому что тема сужается, и вы смещаетесь на мелкие детали. Не всем это интересно. И наоборот, чем больше вширь, тем больше вопросов можете охватить. Но это тоже опасно — всё «по верхам», ни одна тема не будет раскрыта глубоко. Не всем это нравится.
Поэтому посыл третий: нужен читатель, проводник, помощник со стороны. То есть, без бета-ридера не обойтись.
Посыл четвертый. Поймите не только свою целевую аудиторию, но и проанализируйте кто есть кто в ней. Есть три типа читателей, у которых ваша тема может вызвать внутреннее сопротивление:
— читатели, у которых уже есть готовое мнение, и они не будут его менять;
— читатели, которые просто не хотят погружаться в вашу тему, так как чувствуют смутную угрозу;
— читатели, чьи ценности и убеждения в корне не совпадают с вашими.
Каким бы типом не был ваш читатель, не надо никого заваливать фактами, цифрами, доказательствами; не надо никому читать лекции/нотации; не стоит настаивать на своей правоте.
Лучше:
— изучите нравственные ценности вашей аудитории, которые вы можете случайно задеть;
— проанализируйте собственную систему ценностей и убеждений;
— помните, что ваш диалог с читателем идёт не только на уровне логики и фактов;
— не ждите полного успеха.
Посыл пятый. Чередуйте абстрактные понятия с конкретными примерами. При этом делайте это в повествовательном стиле — это выполнит сразу несколько функций:
— поможет усвоить абстрактный сложный термин за счёт наглядного примера;
— подключит к работе разные области мозга читателя, благодаря этому восприятие прочитанного становится богаче и интереснее;
— помогают запомнить объяснения и факты.
От того, как отзовётся история из жизни в уме и душе читателя, зависит сила её влияния.
Отсюда получаются такие правила для автора, особенно начинающего.
Правило один. Не надо сразу строить длинный сюжет. Оптимально для начала рассказать короткий, но самый ярки показательный кейс/эпизод.
Правило два. Рассказывайте про личный опыт.
Правило три. Чем короче, тем безопаснее.
Посыл шестой. Речевые повторы важны. Но каждый раз они должны быть разной формулировкой. Выделяйте максимум три основных положения.
Найдите три разных способа объяснить сложное понятие.
Повторите важную мысль три раза.
Посыл седьмой. Важно найти свой авторский голос и уметь выражать свою мысль, потому что именно он покажет вас и сможет донести ваши мысли до читателя. Авторский голос проявляется в манере речи, в рукописи, неотредактированном тексте.
Тон — впечатление или ощущение, которое формируется у читателя вашей книги. Возможно, вы хотели бы предстать экспертом, который может «на пальцах» объяснить самый непростой вопрос. Но читатель «считывает» ваш тон, и если ему покажется, что вы говорите свысока, то виноват в этом будет ваш тон.
Стиль — все технические методы и приемы, которые помогают передать тон. В обычной жизни мы часто автоматически переходим из одного стиля в другой: академический стиль, неформальный стиль онлайн-переписки, официальный стиль и проч. Но при обращении к широкой публике природное языковое чутье иногда отказывает.
Выберите тон, в котором хотите беседовать, и уже на этом основании подбирайте стиль. Публицистика подразумевает довольно короткие предложения и общеупотребительную лексику, но сохраняет изложение от третьего лица.
Для неформального, разговорного стиля подойдут короткие абзацы и предложения, простые и понятные слова (но не значит «скучные и примитивные»), повествование идет от первого или второго лица. Здесь важно помнить: как бы просто и живо вы ни строили некоторые предложения, научный жаргон может свести на нет все усилия.
Посыл восьмой. Пользуйтесь метафорами и сравнениями лишь там, где они прояснят мысль и подкрепят высказанный тезис.
Не думайте, что метафору из профессиональной сферы поймёт широкая публика. Подберите контекст, который сразу прояснит суть, либо детально объясните взятый образ.
Помните про возможные культурные разночтения и эмоциональную окраску ваших образов и метафор.
Не ограничивайтесь зрительным аспектом. Образы запахов, звуков или ощущений бывают особенно яркими.
Посыл девятый. Доверие — дар читателя автору. Его нельзя требовать, его нужно заслужить. Чтобы достучаться до каждого отдельно взятого читателя, дайте ему возможность увидеть в вас живого человека. Идеальных людей не бывает. Небольшие слабости и недостатки скорее помогут добиться расположения и доверия окружающих.
Напоследок главное качество хорошего автора: переписывать, переписывать, не бояться нажать на Delete.
Пишем просто о сложном
15 июня 202415 июн 2024
7
5 мин